Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:14, реферат
Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом,
опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или
правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы:
древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские
монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские
империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы
в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот
политический режим совместим с различными по природе общественными и
политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом,
социализмом, демократией и монархией.
АВТОРИТОРИЗМ
1. Природа
авторитаризма и условия его
возникновения.
Авторитаризм — политический режим власти,
не ограниченной правом,
опирающейся на прямое насилие и осуществляемой
единоличным правителем или
правящей элитой. В истории общества можно
выделить различные его формы:
древневосточные деспотии, тиранические
режимы античности, абсолютистские
монархии позднего средневековья и Нового
времени, западноевропейские
империи XIX века, военно-полицейские, фашистские
и коммунистические режимы
в XX в. Историческое многообразие форм
авторитаризма показывает, что этот
политический режим совместим с различными
по природе общественными и
политическими системами — рабовладением,
феодализмом, капитализмом,
социализмом, демократией и монархией.
Отсюда — трудности, связанные с
попытками определения общей природы
авторитаризма, вычленения его
сущностных, устойчиво повторяющихся
характеристик.
К числу общих черт авторитарных режимов
относят следующие:
—авторитарная власть имеет своим источником
насильственный захват власти.
Она не формируется народом и не ограничивается
правом — кодифицированным
либо обычным, опирающимся на традицию;
— для нее характерно слияние законодательной,
исполнительной и судебной
властей, либо их формальное, показное
разделение;
— при авторитаризме власть опирается
на административный, полицейский и
военно-карательный аппарат, держится
на неприкрытом насилии или возможности
его непосредственного применения;
— авторитаризм предполагает жесткий
централизм управления, монополизацию
власти в руках правящей элиты или вождя;
— в социальном плане авторитаризм пытается
стать выше классовых различий,
выразить общенациональный интерес, что
сопровождается социальной
демагогией, популизмом;
— во внешней политике для него характерны
агрессивные имперские установки.
Все эти характеристики дают в сумме явление
авторитаризма только в том
случае, если наличествует его духовный
и практический стержень — авторитет.
Под авторитетом понимается общепризнанное
неформальное влияние отдельной
личности или какой-то организации в различных
сферах жизни общества. В
более узком смысле авторитет — одна из
форм осуществления власти, стоящей
выше права. М. Бебер выделял три типа
авторитета: 1) основанный на рациональном
знании, 2) на
традиции, 3) на харизме вождя. В первом
случае носителем
авторитета является учитель-пророк, во
втором - проповедник,
в третьем - вождь. Без личности такого
рода авторитаризм
невозможен. Она является знаком, символизирующим
единство
нации, ее суверенитет, ее великое прошлое,
настоящее
и будущее.
Каковы
условия возникновения режима авторитарной
власти?
1. Социальный и политический кризис общества,
выража-
ющий переходный характер переживаемого
времени. Для такого
кризиса характерна ломка устоявшихся
традиций, образа жизни,
исторического уклада, которая связана
с резкой модернизацией
основных сфер общественной жизни и совершается
в течение
одного-двух поколений.
2. С
ломкой исторического уклада
жизни общества связано
размывание наличной социально-классовой
структуры, происхо-
дит маргинализация основной массы населения.
Появление боль-
ших масс людей, <выбитых> из традиционных
<гнезд> сущест-
вования, лишенных собственности и видящих
в государстве
и олицетворяющей его фигуре вождя единственный
шанс на
выживание, в значительной мере радикализирует
социальное
и политическое поведение маргинальных
переходных слоев, по-
вышает степень их активности, заряженной
отрицательной энер-
гией разрушительства.
3. В
сфере социальной психологии
и идеологии нарастают
настроения заброшенности и отчаяния,
стремление к <восстанов-
лению> социальной справедливости путем
установления пого-
ловного равенства, потребительское отношение
к жизни берет
верх над этикой производительного труда.
Рождается образ вра-
га народа, персонифицируемого в лице
какого-либо обществен-
ного института, социальной группы или
нации. Возникает культ
личности вождя, с которым связываются
последние надежды на
преодоление кризиса.
4. В
большой степени возрастает
ганов государственной власти и основной
военной силы - ар-
мии, обращаемой внутрь общества. Особое
значение приобретает
бюрократия, без которой невозможно функционирование
- бо-
лее или менее успешное - исполнительной
власти в условиях
нарастающего кризиса и которая становится
источником и хра-
нителем власти, стоящей над обществом.
5. Наконец,
решающим условием
ма является лидер, обладающий авторитетом,
признаваемый
большинством нации, что обеспечивает
возможность бескров-
ного, мирного захвата власти определенной
политической груп-
пировкой. В ином случае неизбежна гражданская
война, реша-
ющая спор между партиями и вождями.
Поскольку режим авторитарной власти
появляется не столько
в результате случайного стечения обстоятельств,
но всегда
в той или иной мере выражает историческую
необходимость,
постольку он не может оцениваться однозначно.
Наряду с ав-
торитарными режимами консервативного
(Сулла в Древнем
Риме) или откровенно реакционного толка
(Гитлер, например),
были и такие, которые играли прогрессивную
роль в исто-
рическом развитии своей страны, например
Наполеон Бонапарт,
Бисмарк, Петр 1.
2. Авторитаризм
и социализм: командно-
Иллюстрацией вышеприведенного тезиса
может быть ко-
мандно-административная система, установившаяся
в нашей
стране после Октябрьской революции и
победы большевиков
в гражданской войне. Эта система - результат
предшествующе-
го исторического развития России, а не
злонамеренной воли
одной партии или группы лиц (Ленина, Троцкого,
Свердлова
и др.). Она не была создана Сталиным, как
утверждают многие
ученые и публицисты, но только была доведена
им до образ-
цового состояния. Анализ природы командно-административной
системы необходим по двум причинам. Во-первых,
отождествле-
ние командно-административной системы
и сталинизма выводит
из-под критического анализа политическую
практику послеок-
тябрьского периода и не дает возможности
объективно осмыс-
лить характер Октябрьской революции,
а также оценить деятель-
ность Ленина и партии большевиков в 1917
году. И во-вторых,
потому, что теоретически и политически
непродуманная, хаоти-
чески суетливая и непоследовательная
десталинизация нашего
общества таит в себе угрозу возникновения
новых авторитарных
режимов как в стране в целом, так и в ряде
республик, в первую
очередь в тех, где десталинизация проводится
наиболее ради-
кально (Грузия, Россия). Либо возможна
консервация прежнего
типа авторитаризма - коммунистического
(Азербайджан, Ка-
захстан, республики Средней Азии).
Каковы
основные черты послеоктябрьской политической
си-
стемы, позволяющие охарактеризовать
ее как авторитаризм?
Начиная с 1861 г., Россия переживала процесс
индустриализа-
ции, сопровождаемый реформированием
многих сторон жизни
общества, резкой ломкой традиционного
исторического уклада.
Поскольку этот процесс шел зигзагообразно,
то муки модер-
низации не находили соответствующего
разрешения, что вело к накоплению
кризисных явлений, приведших к первой
русской революции. Мировая война
усугубила кризис общества, доведя его
до высшей точки, точки
антагонистического противостояния самодержавного
государства и общества.
В этот период в России происходило становление
новой социально-классовой
структуры общества, но становление затянутое.
Новые индустриальные классы
составляли малую часть населения, большая
часть которого все более
подвергалась пауперизации, включая и
дворянство. Это обеспечивало
господство маргинальных слоев в городе
и деревне, размытый характер
социальных отношений, резко повышало
степень социальной и политической
активности этих слоев. Последнее, в свою
очередь, оказывало разрушительное
давление на формирующуюся социально-классовую
структуру, тормозило ее
становление.
Война в высшей степени усилила роль государства,
его вмешательство в жизнь
общества и контроль за нею, возросло значение
бюрократии для успешного
функционирования исполнительной власти,
усилилась роль армии во внутренней
жизни страны. Страна вставала на грань
выживания, что способствовало
укреплению в массовом сознании национальной
идеи и поиску сильной личности,
способной воплотить эту идею в жизнь,
спасти страну от военного,
экономического и политического краха.
Предоктябрьская Россия искала в
авторитаризме выхода из кризиса, и вероятность
демократической альтернативы
была крайне мала. Керенский или Корнилов
— два вождя, за которыми стояли
различные варианты авторитарного режима.
Составившие третью силу большевики
были обречены на авторитаризм, ибо иной
вариант выхода из кризиса был
невозможен в той ситуации. Разразившаяся
после революции гражданская война
была только спором между различными вариантами
авторитаризма.
Таковы исторические предпосылки, обусловившие
авторитарный характер
послеоктябрьской политической системы.
Ее основные черты: 1) монополия
компартии на политическую власть (диктатура
партии), превратившаяся после Х
съезда партии в монополию на власть правящей
верхушки, внутри которой шла
ожесточенная борьба за лидерство, обострившаяся
после болезни и смерти
Ленина; 2) слияние законодательной, исполнительной
и судебной власти; 3)
сверхцентрализация управления экономической,
политической и духовной жизнью
общества; 4) роль бюрократии и военно-полицейского
аппарата (ВЧК—ОГПУ)
становится решающей; 5) прямое использование
насилия по отношению к
оппозиции и инакомыслящим и государственный
терроризм; 6) агрессивные
внешнеполитические установки, выражавшиеся
то в стремлении разжечь пожар
мировой революции, то в создании образа
страны — «осажденной крепости»;
7) идеология особого — советского и социалистического
— национализма,
которая внутри страны проявлялась в унификации
национально-культурных черт
различных народов, в стремлении создать
единый советский народ, а вовне — в
попытке навязать советский образ жизни
другим странам;
8) создание харизмы Ленина, под прикрытием
которой и от имени которой
действовали его преемники, освящая этой
харизмой («верность заветам
Ленина», «верность принципам марксизма-ленинизма»)
свое правопреемство,
объявляя ее источником легитимности
собственной власти.
Какова общая оценка советского авторитаризма?
Он был выражением и
продолжением политики, направленной
на индустриализацию страны, и в этом
отношении отвечал исторической необходимости.
Но в то же время он был
детищем непоследовательности этой политики
и ее альтернативой. Продолжая
политику царского правительства на централизацию
управления экономикой,
советский авторитаризм разрушил слабую
еще систему институтов гражданского
общества, несомненно способствовавших
индустриализации и цивилизации
русского общества, как якобы главного
их противника. Считая, как и
Столыпин, патриархальность деревни тормозом
экономического развития,
большевики пошли в прямо противоположном
направлении. Тем самым политика
авторитарного государства вошла в резкое
противоречие с потребностями
исторического развития, вызвав необходимость
перерастания советского
авторитаризма в какую-то новую форму.
3. Сущность и предпосылки тоталитаризма.
Эту новую форму организации
политической власти, сложившуюся в
нашей стране
в 30-е годы, в литературе часто называют
тоталитаризмом. Если же мы
попытаемся вычленить смысловое ядро
данного понятия, то обнаружим, что
слово «тоталитаризм» используется
для обозначения превосходной степени
других известных понятий — диктатура,
авторитаризм, насилие, деспотизм.
Этимологически оно производно от слов
тоталитарность, или «целостность».
Употребляя его, имеют в виду, что авторитарная
власть становится
всепроникающей, контролирующей жизнь
человека и общества в ее самых
частных, мельчайших проявлениях. При
этом забывают, что рост количественных
изменений в какой-то момент приводит
к появлению нового качества, а новое
качество не есть удвоенное или утроенное
старое: сохраняя со старым в том
или ином отношении сходство, оно, тем
не менее, принципиально от него
отличается.
Для того чтобы раскрыть содержание понятия
«тоталитаризм», нужно перейти от
оценочного употребления термина к научному,
существенно ограничив область
его применения. Во-первых, хронологически,
отказавшись от истолкования в
качестве тоталитарных тех или иных политических
режимов прошлого —
древневосточных деспотий, исламских
теократий, Русского государства времен
Ивана Грозного и т.п. В истории мы можем
найти лишь слабые прообразы
тоталитаризма, сходные с ним формально,
структурно, но не по существу.
Тоталитаризм — явление, присущее исключительно
XX веку. И, во-вторых, что
не менее важно, надо сузить область применения
термина в структурном
аспекте: многое из того, что совершалось
в сталинскую эпоху, не связано
напрямую с тоталитаризмом, а вполне объяснимо
с учетом логики авторитарного
режима. Следовательно, и сам тоталитаризм
— явление, не сводимое к
экономическим, социальным или политическим
условиям того времени. Его
нельзя представить как следствие причины
под именем «авторитаризм 20-х
годов».
Тоталитаризм находится в ином измерении,
нежели экономика и политика, ему
присуща иная логика, нежели логика объективного
процесса. Выражаясь с
известной долей условности, можно сказать,
что тоталитаризм есть душа,
телом которой является командно-административная
система, это явление не
экономического, социального или политического
плана, а культурно-
идеологическое по своей сущности. С точки
зрения человека,
придерживающегося «нормальной» причинности,
Сталин выглядит сумасшедшим:
сверхиндустриализация затормозила экономическое
развитие страны,
коллективизация поставила ее на грань
голода, репрессии в партии грозили
разрушением политического костяка общества,
разгром офицерского корпуса
накануне неизбежной войны с Германией
существенно понизил
обороноспособность страны. Тем не менее,
во всем этом была логика, но
совсем иная, свидетельствующая о том,
что Сталин не был авторитарным
вождем, «социалистическим монархом-самодержцем».
Кем же он был?
Сталин отличался от своих предшественников:
для Ленина и его соратников
власть, сколь угодно жесткая и насильственная,
была все-таки средством для
достижения определенной цели — построения
социализма в планетарном
масштабе. Утопический характер цели обусловил
нарастание насилия, но
корректировка ее в 1921—22 годах привела
к либерализации политики (нэп,
линия на мирное сосуществование с капитализмом
и т.д.). Не то — Сталин. Для
него целью была именно власть, а социализм,
марксизм-ленинизм — только
средствами ее достижения, поэтому он
так легко менял не только тактику, но
и стратегию, вступая в любые коалиции
и разрушая их. Но дело не только в
личной воле и качествах Сталина — за
его индивидуальностью проступали черты
нового исторического типа личности, и
это были черты не только
психологические, но и исторические.
Ленин в «Письме к съезду», говоря о личных
качествах Сталина, подчеркнул,
что это не мелочь, поскольку в наших условиях
она может иметь самые
серьезные последствия.
Вторая часть нашего определения: тоталитаризм
— это переживание власти как
абсолютной ценности и высшего смысла
человеческого существования,
транслированное по всем этажам социальной
иерархии и признанное в таком
качестве большинством индивидов. Для
того чтобы возник и существовал
тоталитаризм, нужен был не только Сталин,
но и масса индивидов, отравленных
ядом абсолютной власти — власти над историческими
закономерностями,
временем, пространством («Мы покоряем
пространство и время, мы — молодые
хозяева земли»), над собой и другими людьми.
Эта власть зачастую не давала
материальных благ, напротив, она требовала
величайшей самоотдачи,
самопожертвования, и если сначала, как
Павка Корчагин, не щадили себя,
позже, как Павлик Морозов, не щадили родного
отца, то в застенках Ежова —
Берии уже не щадили никого.
Появление такого, тоталитарного, индивида
— первая предпосылка формирования
тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть
даже в том случае, если бы
были налицо остальные. Вторая предпосылка
— тенденция к идеократии,
проявившаяся с самого начала революционного
движения и получившая зрелую
форму в условиях советского авторитаризма,
на базе общественной
собственности и централизованного управления
обществом, планового ведения
хозяйства. План здесь выступал как директива,
как закон: речь шла о вполне
гегелевском по духу господстве идеи над
действительностью. Практически
идеократия реализовалась через партократию
— монополию компартии на власть,
не ограниченную, по существу, никаким
законом и даже уставом самой партии.
Третья предпосылка тоталитаризма — культ
народа в революционном сознании до-
и послеоктябрьской эпохи. Этот культ
освобождал народные массы от всякой
моральной самооценки и самоцензуры, ставил
их по ту сторону добра и зла.
Тем самым в структуре массового революционного
действия высвобождалась
энергия разрушения, направляемая этикой
революционной целесообразности на
уничтожение всяких ограничений, препятствующих
достижению абсолютной власти
революционного субъекта над действительностью.
Все, что творилось,
оправдывалось благом народа и именовалось
борьбой с врагами народа.
4. Структура тоталитарной власти
Режим тоталитарной власти в отличие
от авторитаризма оказывается
внеполитическим образованием — в эпоху
тоталитаризма политические отношения
и институты в обществе, по существу,
исчезают или становятся формально-
декоративными. Организация тоталитарной
власти имеет иерархический
характер: вверху пирамиды находится вождь,
обладающий абсолютной, ничем не
ограниченной властью; внизу — массы,
столь же абсолютно ему подвластные.
Такая организация власти формально сходна
с авторитаризмом. В
действительности же тоталитарная власть
неделима на уровни: на любом уровне
социальной иерархии индивид, обладая
властью, обладал тем самым абсолютной
властью над вверенным ему «объектом».
Различие было именно в объекте
приложения власти, но не в ее характере.
Например, любой начальник
районного масштаба обладал всеми атрибутами
власти — партийной,
хозяйственной, судебной, карательной
и т.п. Поэтому для функционирования
тоталитарной власти не нужно было принуждения,
идущего сверху вниз:
тоталитарный индивид добровольно подчинялся
вышестоящему, получая в обмен
на покорность возможность абсолютной
власти «на своем месте». Можно
сказать, что ограничения в структуре
тоталитарной власти вытекали из
пересечения индивидуальных властей,
что создавало непрерывное и постоянное
напряжение во всех узлах системы и было
источником энергии, питавшей
существование этой системы.
С тоталитарной властью неразрывно связана
тайна власти. Властный поступок
тоталитарного индивида всегда непредсказуем,
спонтанен, вызывается не
столько внешней необходимостью, какими-то
реальными обстоятельствами,
сколько тайными движениями его души.
Теми движениями, которые имеют свою
индивидуальную логику, непредсказуемую
с точки зрения нормальной логики. В
силу этой тайны система тоталитарной
власти пронизана страхом. Страх есть
необходимое дополнение абсолютной власти,
он столь же абсолютен, и это
страх не только перед «другими», но и
перед самим собой. Абсолютный страх в
душе тоталитарного индивида перевоплощается
и снимается в виде стремления к
абсолютной власти. Карательные органы
в этой системе — материализация
повсеместного страха, своего рода арбитр
в споре, столкновении
индивидуальных властей. Но их существование
в большей степени вызвано
необходимостью искоренять инакомыслящих
— тех, кто не принял условия
тоталитаризма, правила его игры, и имя
им — миллионы. Они и составляли
основной контингент ГУЛАГа.
Верхний и нижний уровни в структуре тоталитарной
власти взаимосвязаны и
взаимно необходимы друг для друга. На
ее вершине находился Сталин, он был
символом абсолютной власти, поклонение
ему как бы освящало и узаконивало
для каждого собственное приобщение к
субстанции власти. В этой структуре
харизматический образ Ленина тускнел
и отодвигался на периферию
общественного сознания, ибо системе нужен
был живой символ, человек — знак
абсолютной власти. Образ Ленина слился
с мавзолеем — материальным
воплощением «начала» этой власти. И ритуальное
действо вокруг мавзолея,
совершаемое дважды в году, заново подтверждало
законность системы. Нижний
уровень носителей тоталитарной власти,
был также необходим Сталину — иначе
не хватило бы никаких усилий карательных
органов, чтобы держать в
повиновении огромные массы людей. Причем
отношение массы тоталитарных
индивидов к Сталину было интимно-психологическим
и личностным: он был не
просто символическим знаком судьбы, но
еще и индивидуальностью. Его
индивидуальные качества срослись с символическими,
и в этой системе он
занимал место Бога. Славословия в его
адрес заменили молитву и были
ритуальным элементом существования и
осуществления тоталитарной власти
каждым на своем месте. Поэтому смерть
Сталина означала конец тоталитаризма.
Естественно, не мгновенный, а протяженный
в историческом времени.
Исчезновение личностного символа системы
изменило духовную атмосферу внутри
ее. Новые поколения как бы вышли из-под
влияния той идеологической и
психологической силы, которая формировала
в каждом качестве тоталитарного
индивида.
Попытки заменить Сталина не удались —
уж очень тесно срослись его личные и
символически-знаковые черты. В поле тоталитарного
сознания его преемник
Хрущев получил значение комического
героя — шута, напялившего на голову
корону.
Маршальские погоны, звезды Героя и орден
Победы не превратили Брежнева в
того мифологического героя, каким воспринимался
Сталин. Исчезла тайна
личности вождя, а вместе с ней и вождь.
Вождь должен быть, по крайней мере,
равен системе, а не быть частицей, рожденной
этой системой.
После смерти Сталина тоталитаризм в течение
долгих тридцати лет переживал
обратное перерождение в авторитаризм,
и именно механика этого обратного
перерождения диктовала необходимость
обращения к Ленину, его наследию, но
не к тому, где он отказывался от социалистической
утопии в пользу реально
достижимых целей, а к Ленину «до 21-го года»,
автору и творцу авторитарного
режима. Обращение к Ленину 21-го года ставило
человека в положение если и
не диссидента, то оппозиционера по отношению
к существовавшему режиму. С
этого обращения началась перестройка.
Информация о работе Природа авторитаризма и условия его возникновения