Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:29, доклад
Понятие и содержание. В законодательстве лишь недавно начала применяться эта категория, причем применительно к отдельным отраслям службы, например, к системе МВД, разрабатывается Положение о прохождении службы в прокуратуре.
Понятие «прохождение службы» следует рассматривать в двух аспектах. Это, во-первых, аспект временной: прохождение службы охватывает время, период, начинающийся по оформлении поступления на государственную службу, продолжающийся все время исполнения полномочий по должности, и заканчивается прекращением служебных отношений, т.е. оставлением должности.
8. Прохождение государственной службы
Понятие и содержание. В
законодательстве лишь недавно начала
применяться эта категория, причем
применительно к отдельным
Понятие «прохождение службы» следует рассматривать в двух аспектах. Это, во-первых, аспект временной: прохождение службы охватывает время, период, начинающийся по оформлении поступления на государственную службу, продолжающийся все время исполнения полномочий по должности, и заканчивается прекращением служебных отношений, т.е. оставлением должности.
Другой аспект прохождения
службы относится к содержанию этого
периода, т.е. какими юридически значимыми
действиями заполняется прохождение
службы служащим. Выделим основные
моменты этого содержания: исполнение
служащим должностных полномочий; сроки
замещения должности; классы для
служащих (чины, ранги, звания) и разряды
по оплате труда; аттестация; отношение
к занятию
Исполнение должностных
полномочий составляет постоянное, повседневное
содержание работы государственного служащего.
Конкретное содержание служебных полномочий
определяется, как говорилось выше,
должностной инструкцией. Здесь
уместно подчеркнуть
Сроки должностных полномочий приобрели к настоящему времени значение одного из важных организационных для государства и жизненных для служащего факторов. В совсем недавние времена, т.е. до перестройки и реформ, этот вопрос большого значения не имел, поскольку трудовой договор заключался со служащим, как правило, без указания срока, т.е. бессрочно, даже в тех органах, которые формировались на определенные сроки (Совет Министров, исполкомы и др. - речь идет не о руководителях этих органов, а о работниках их аппарата). Теперь положение иное в связи с двумя обстоятельствами: во-первых, в условиях многопартийности широкое применение находит принцип «новый шеф - новая команда», как это имеет место в государствах с многопартийной системой, во-вторых, новое, т.е. последних 3-5 лет, законодательство уже предусматривает оформление на службу не трудовым договором прежнего типа, а как правило, контрактом, являющимся хотя и разновидностью трудового договора, но отличающимся от него, по меньшей мере, двумя особенностями: в нем могут быть отражены особые для данного лица условия и определяется срок замещения должности, притом не свыше 5 лет. Законодательством допускается и практически широко применяется заключение контракта на год, два и другие сроки в пределах 5-летнего срока.
Закон «Об основах государственной службы» допускает заключение трудового договора с государственным служащим на срок неопределенный или не более чем на пять лет (ст. 21 п. 6).
Здесь уместно назвать и предельный возрастной срок на государственной службе, который определен в 60 лет (ст. 25 п. 3).
Классность государственных
служащих охватывает такие категории:
классы (например, для судей, нотариусов,
чины (для прокурорских работников),
ранги (для работников дипломатической
службы), звания (воинские, научных работников),
все это в определенной мере характеризует
должностное положение
Законодательного акта, единого, как основы классности государственных служащих, наподобие петровского «Табели о рангах», у нас, к сожалению, нет, да его и быть не может, раз отсутствует общий закон о государственной службе. Необходимость такого акта совершенно очевидна. Как указывалось. Закон установил пять групп должностей (ст. 6). Не ожидая общего закона по этому вопросу, ведомства добиваются принятия отраслевых законов о классности своих служащих. Так, в последние годы классность введена для судей, арбитражных судей, для нотариусов, работников аппарата Министерства юстиции и в некоторых других отраслях.
Закон «Об основах государственной службы» вводит для государственных служащих форму классности - советник: действительный государственный советник, государственный советник, советник и т.д. (статья 7).
Особенность новейшего законодательства
о классности государственных служащих
в том, что оно восстанавливает,
как было в дореволюционном
К вопросу о классности относится еще и установление, начиная с 1993 г., для служащих, финансируемых из государственного бюджета, разрядов по оплате труда. Всего определено 18 разрядов, и каждому государственному служащему определяется разряд в зависимости от уровня профессиональной подготовки, стажа и других показателей, определяемых ведомствами для работников своих отраслей. Разряды напрямую связаны с классами, званиями и т.д., но тем не менее они решают задачу только уровня оплаты труда служащего.
Аттестация государственных служащих введена была в конце 80-х годов по решению Правительства СССР, вводится она теперь и российским законодательством^ Цель аттестации - проверка профессиональной подготовки служащего, соответствия его занимаемой должности, определить перспективы роста аттестуемого лица. Аттестация - одно из важнейших средств стимулирования служащих к повышению их квалификации, подбора кадров и совершенствования государственной службы.
Аттестации государственных служащих отведена статья 24 в Законе «Об основах государственной службы».
Аттестация проводится аттестационными
комиссиями, образуемыми в каждом
государственном органе (организации)
из представителей руководства органа,
профсоюзной организации и
Продвижение по службе в настоящее время определяется как неотъемлемый элемент прохождения службы. Долгое время он отсутствовал, что напрямую было связано с номенклатурным порядком регулирования службы. Человеку в номенклатуре, зависящему всецело от усмотрения вышестоящего начальника, о своем продвижении по службе служащему, собственно, считалось неэтичным, чуть ли не зазорным.
Сейчас время поставить вопрос таким образом: государственному служащему, при надлежащем выполнении должностных полномочий, зафиксированном при аттестации, предоставляется и обеспечивается право на продвижение по службе. Это закреплено и в Законе «Об основах государственной службы» (с. 9 п. 6).
Можно предложить следующие основные меры продвижения по службе, некоторые из них уже закреплены законодательством:
а) перемещение
с занимаемой должности на
более высокую должность в
данном или другом
б) присвоение
очередного квалификационного
в) зависимость
оплаты труда от стажа службы
(общего, в данном органе, непрерывного
стажа) при условии
г) присвоение
почетных званий (государственных
и отраслевых) в установленном
порядке, с надбавкой к
д) пребывание в одном классе (звании, ранге) не более 3 (6, 10) лет в соответствии с условиями должности;
е) другие меры,
которые будут установлены
Несовместимость государственной
службы с предпринимательской
Вот почему во многих странах установлено на этот счет жесткое законодательство, запрещающее государственному служащему всякое участие в предпринимательстве, а если он участвовал до занятия должности - прекратить предпринимательство. Не обошло этой проблемы и новое наше законодательство, запрещающее государственному служащему предпринимательскую деятельность (ст. II п. 3 Закона «Об основах государственной службы»). По законодательству государственным служащим запрещается лично или через подставных лиц быть участником какого-либо государственного, кооперативного, частного торгового или производственного предприятия, заниматься подрядами и поставками, участвовать в договорах аренды и в какой бы то ни было форме вступать с учреждениями и предприятиями в отношения коммерческого свойства, а равно быть поверенным третьих лиц по делам органа, учреждения и предприятия, в котором они (поверенные) состоят на службе.
Учитывая широко распространившуюся
практику участия государственных
служащих в операциях коммерческого
свойства и других видах предпринимательства,
в новом текущем