Происхождение государства. Типология и типы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание

Первая тенденция заключается в отказе от господствовавшей на протяжении десятилетий концепции общественно-экономических формаций как базовой для выделения и характеристики отдельных исторических типов государства и права под предлогом ее необоснованности, неактуальности, ошибочности. Привычными стали обращение к иным теоретическим конструкциям (например, цивилизационный подход).

Работа состоит из  1 файл

Курсовая МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

Патриархальная  теория. Основателем является Платон и Аристотель, которые считали, что  возникновение государства есть результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом.

Являясь внешне привлекательной, рассматриваемая  теория вряд ли может быть признана научной. Сидней Локк в произведении «Два трактата о правлении» (1960), критикуя теологически –патриархальную теорию Фильмера, заметил, что либо монархов должно быть столько, сколько отцов, либо в мире должна быть только одна монархия1.  Из всех этих теорий наиболее обоснованная социально-экономическая теория происхождения государства, поскольку рассматривает социальные и экономические причины возникновения государства, а также частично политические факторы. Эта теория выходит из внутренних факторов, но почти не учитывает внешних факторов, которые влияли на возникновение государства. К возникновению государства необходимо подходить из разных позиций, рассматривать как внутренние, так и внешние факторы, как причины, так и условия возникновения государства, а также политические, экономические, социальные и естественные факторы, которые влияли на возникновение государства.

Теория гидравлического  происхождения государства. Профессор В.К. Бабаев отмечает, что в основе данной теории лежит концепция К. Витфогеля, в соответствии с которой обосновывается происхождение государств в странах Древнего Востока: Древнем Египте, Шумере, Древнем Китае и других странах.

К. Витфогель  считал, что основной причиной возникновения  государств в странах этого региона являлась объективно существовавшая потребность организовать огромные массы людей для строительства ирригационных сооружений (каналов, дамб, и др.). Без решения задачи обеспечения водой соответствующих регионов люди были обречены либо на изменение места жительства, либо на вымирание. В связи с этим формировался слой управленцев, которые знали, как поддерживать работу этих сооружений, распределять воду, производить ремонт этих сооружений.

Данная теория вполне может быть признана научной, поскольку исторический опыт свидетельствует о том, что решающую роль в возникновении государств и правовых систем в названных странах сыграла обозначенная выше потребность. Понятно, что ее нельзя рассматривать в качестве единственной, но то, что она была ведущей — неоспоримо.

Теория «инцеста». Французский этнограф и социолог Клод Леви- Строс разработал и обосновал  идею, согласно которой особенности  производства человека (воспроизводство  рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явилось исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновении государства. Суть теории, состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применять весьма суровые, жестокие меры пресечения.

Органическая  теория. Ее представители: английский социолог Герпберт Спенсер, швейцарский юрист Иоганн Блюнчи, французский социолог Вормс.

По мнению Спенсера, государство возникает одновременно с возникновением людей и совершенно так же, как организм, растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает. Государственная власть представляет собой средство для достижения людских целей2.

Вопрос о возникновении  права нужно также рассматривать  с двух позиций: права, которое создано  государством, и права, как естественного социального явления. Возникновение права, как общих правил поведения, нельзя отторгать от социально-экономических и политических факторов жизни общества. Оно возникает как естественное право членов общества, семьи, рода, племени и существует в форме субъективных прав и обязанностей, в форме правовых обычаев, которые имеют моральное, религиозное, экономическое и политическое содержание. С возникновением государства много правовых обычаев было приспособлено или санкционировано ею и они стали официальными нормами права и законами. Кроме того, государство с самого начала выдавать новые нормативно-правовые акты и законы для регулирования нового общественного отношения.

 

2. Типология государства: понятие и подходы

 

История развития государственности  насчитывает огромное количество государств, различных по своему происхождению, развитию и функционированию. В курсе теории государства и права придается особое значение классификации государств на определенные типы, объединяющие государство со сходным признаками на основании тех или иных факторов.

Типология – учение о  классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные  типы, классы, виды, группы согласно наиболее общим и существенным признакам  и свойствам объектов данного  рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов. В данном случае таким сложным объектом выступает государство.

Типология государства –  это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще данному типу государств их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.

Типология государств предназначена  для «разделения» всех государств, которые существовали в истории  человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность.

Учитывая большое количество государств в многовековой истории  человечества и в современном  мире, имеет важное значение проблема научной квалификации государства. Такая квалификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

Особенности государства  конкретного исторического периода  определяются состоянием и уровнем  развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной  власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.

Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов  в различное историческое время  позволяют тем не менее выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель  считал, что основными критериями разграничения государств являются: Количество властвующих в государстве, осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств в том, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил, что развитие государства, смена  его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.

Разнообразие  научных подходов в оценке этого  чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало  объективной основой концептуального  плюрализма типологии государств.

 

2.1. Формационный подход

 

Формационный  подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре. Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, который состоит из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относят общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису. В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает исторически изменяющуюся природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории. Данный вариант типологии государств и правовых систем особенно вызывал и вызывает среди специалистов в области философии, государства и права довольно разноречивые суждения и споры.

Существуют  основные типы государств согласно формационному подходу.

Основные достоинства  формационного подхода.

1) выявлена принадлежность  политической власти тому или  иному классу, определена роль  различных классов в управлении  государством;

2) определена  зависимость государственной власти  от социально-экономических факторов, которые играют существенную  роль в государственно-правовой  жизни общества;

3) показан эволюционно-исторический  процесс развития государственности,  выявлена историческая преемственность типов государств.

Основные недостатки формационного подхода.

1) не учитываются  иные факторы: духовные, культурные, психологические, национальные, географические, и т.д.., которые также наряду  с социально-экономическими оказывали  влияние на развитие государственности;

2) заранее предопределена  схема закономерной смены одного  типа государства другим, хотя  многоаспектность становления и  развития государственности в  различных регионах не позволяет  ограничить данный процесс определенными  рамками;

3) не учитывается  восточный тип государства со  свойственными ему азиатским  способом производства; рабовладение  выступает как первичная форма  государственности, в то время  как первые государства, возникшие  на Востоке, определяются как  государства не рабовладельческого, а восточного типа.

4) игнорируется  общесоциальное предназначение  государственной власти, призванной  обеспечивать интересы не только  одного класса, но и всего общества;

5) социалистическое  государство представляется единственным  «неэксплуататорским» типом в отличие от рабовладельческих, феодальных и буржуазных государств;

6) в результате  всеобщей социалистической революции  уйдет в прошлое буржуазное  государство, а затем уже и  государство как таковое в  процессе неизбежного строительства  коммунистического общества, соответственно предопределяется временный характер социалистического «полугосударства», характеризуется процесс его «отмирания».

Восточное государство

До недавнего  времени восточные государства  в учебной и научной литературе обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфического, вносились предложения выделить их в особый вид (тип). И действительно, для такого выделения есть достаточно оснований. Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия. Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих странах вызывали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства ("азиатский способ производства") требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объемные ирригационные работы, а во-вторых, наличия сильной публичной власти. Поскольку государство управляло коллективным трудом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной собственности на землю. В результате общинники стали зависимыми от государства. Иначе говоря, экономической основой государств восточного типа являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Здесь существовала и частная собственность монарха, его приближенных, но она не играла существенной роли в производстве. Такой характер собственности во многом определял специфическую, "пирамидальную" структуру общества: на верху пирамиды - монарх (царь, фараон и т. п.), ниже - его приближенные, еще ниже - чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды-общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государства.

Рабовладельческое государство

Государства рабовладельческого типа возникли в результате появления  частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие  государства были созданы в Греции (VIII — VI вв.' до н. э.) и в Древнем Риме (VI в. до н. э.).

Экономический базис рабовладельческого государства  составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников — рабов. Главные  создатели материальных благ — рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением.

Феодальное  государство.

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, неизвестных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства.

Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Буржуазное (капиталистическое) государство.

Этот тип  государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические  государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к  власти под лозунгом "Свобода, равенство, братство". Установление буржуазной государственности, по сравнению с феодальной, в свое время, стало огромным шагом вперед на пути исторического и социального прогресса.

Экономическую основу буржуазного государства  на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество состоит из двух основных классов — буржуазии (капиталистов) и рабочих (пролетариев), отношения между которыми, в следствии экономических, а следовательно и политических классовых интересов, носят антагонистический (непримиримый) характер.

Информация о работе Происхождение государства. Типология и типы государства