Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:29, курсовая работа
Теория государства и права изучает разнообразие первопричин образования и развития государства и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества. Кардинально усложнившееся в период разложения первобытнообщинного строя бытие общества, угроза его ослабления, распада и даже гибели порождает необходимость в особой, стоящей над ним, регулирующей силе, а отсюда в государстве, обеспечивающем его жизнеспособность и целостность.
Введение ………………………………………………………………….
1 Теоретическое представление о происхождении государства …….
1.1 Причины и условия возникновения государства…………………
1.2 Характеристика первобытно - общинного строя………………...
1.3 Теории происхождения государства ……………………………..
2 Понятие и признаки государства ……………………………………
3 Различные концепции возникновения государства……………......
3.1 Современные концепции происхождения права и государства ….
3.2 Материалистическое учение о происхождении государства и его развитие в работах современных российских правоведов …………….
Заключение ……………………………………………………………….
Список литературы ………………………………………………………
Содержание
Введение …………………………………………………………………. | 3 |
1 Теоретическое представление о происхождении государства ……. | 5 |
1.1 Причины
и условия возникновения |
5 |
1.2 Характеристика первобытно - общинного строя………………... | 9 |
1.3 Теории происхождения государства …………………………….. | 12 |
2 Понятие
и признаки государства ………………… |
16 |
3 Различные концепции возникновения государства……………...... | 21 |
3.1
Современные концепции |
21 |
3.2 Материалистическое учение о происхождении государства и его развитие в работах современных российских правоведов ……………. | 26 |
Заключение ………………………………………………………………. | 32 |
Список литературы ……………………………………………………… | 35 |
Введение
Теория
государства и права изучает
разнообразие первопричин образования
и развития государства и права. При этом
особое значение придается изменению
организационно-
В
настоящее время имеется
Во-вторых,
на взгляды ученых по вопросу о
происхождении государства
В-третьих, на позиции авторов теории происхождения государства сказываются их мировоззренческие, философские и идеологические позиции. Теолог Фома Аквинский в силу своих мировоззренческих позиций не видел и не мог видеть влияния материальных объективных причин на процесс становления государства, равно как и материалист Ф. Энгельс при любых условиях не способен разделять позиции сторонников божественного происхождения государства.
В современной теории государства и права наиболее распространенными считаются теологическая, патриархальная, договорная и материалистическая теории происхождения государства, а также теория насилия.
Большинство
ученых исходят из того, что нельзя
связывать возникновение
Все
названные вопросы требуют
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Причины и условия возникновения государства
Смена публичной власти родового строя государством произошла не по желанию отдельных лиц, в результате договора или же насилия, а в результате серьезных изменений в экономической сфере общества. Эти изменения стали возможными благодаря развитию производительных сил общества, позволивших ему производить материальных благ больше, чем их требовалось для простого воспроизводства и сохранения жизни.
Начало развитию производительных сил было положено племенами Азии, занявшимися пастушеством. Охота, во многом зависящая от случая и удачи, была заменена приручением животных и их разведением в прирученном состоянии. Пастушеские племена выделись из массы варваров. И это было первое крупное разделение труда. В этот же период часть племен начала заниматься земледелием и выращиванием злаков и овощей. Произошли и существенные изменения в занятиях ремеслом. Люди изобрели ткацкий станок и научились плавить медь и олово, изготавливать бронзовые орудия труда и оружие. Для украшений стали использоваться серебро и золото.
Совершенствование производительных сил позволило племенам, занимавшимся пастушеством, осуществить многовековую мечту - обеспечить членов рода стабильной пищей и даже создать некоторый ее избыток. Пастушеские племена имели в своем распоряжении молочных продуктов и мяса гораздо больше, нежели племена, занимавшиеся по-прежнему охотой и сбором диких плодов. Одновременно с решением продовольственной проблемы пастушеские племена получили надежный источник сырья для производства одежды: шкуры, шерсть, козий пух.
Занятие скотоводством и земледелием, освоение ткачества и выплавка металлов повлекли для общества далеко идущие последствия. Этих последствий не предполагали и не могли предполагать ни авторы нововведений, ни племена, воспользовавшиеся этими нововведениями. В обществе создались предпосылки для экономического неравенства его членов, которые не замедлили проявить себя реально1.
Во-первых, появилось рабство. Коль скоро человек смог производить большее количество продуктов, чем нужно было для его сохранения как рабочей силы, то стал выгоден насильственный принудительный труд. Стремление родов к наращиванию объемов производства продуктов животноводства, земледелия, ремесла, увеличению столкнулось с одной существенной проблемой - отсутствием дополнительной рабочей силы. Возможности каждого члена рода в производстве материальных благ были не безграничны, а увеличение численности рода представляло собой достаточно длительный процесс. И в этих условиях был найден выход. Пленников стали обращать в рабов, т.е. людей, вынужденных по принуждению трудиться на своего господина.
Во-вторых, рабство внесло раскол в общество. Появились два класса - господа и рабы, эксплуататоры и эксплуатируемые.
В-третьих, появилась частная собственность на стада и рабов. Занятие пастушеством не требовало коллективных действий всего рода. Этим мог заниматься и один человек или несколько мужчин. Дошедшие до нашего времени исторические источники не позволяют судить, каким образом шел этот процесс, но на пороге «достоверной» истории главы семейств имели стада в обособленной, частной, а не в общинной собственности рода.
В-четвертых, происходила подлинная революция в семье. В условиях матриархата воин и охотник довольствовался вторым местом в доме, подчиняясь женщинам. Пастух же стал главой семьи, поскольку ему принадлежали и стада, и ухаживающие за ними рабы. «С утверждением фактического господства мужчины, - отмечает Ф. Энгельс, - в доме пали последние преграды к его единовластию. Это единовластие было подтверждено и увековечено ниспровержением материнского права, введением отцовского права, постепенным переходом от парного брака к моногамии. А это создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, которая угрожающе противостояла роду». Моногамия означала создание современной семьи в форме единобрачия.
Необходимость в такой форме брака была вызвана желанием мужа, главы семейства передавать по наследству имущество своим детям. При парном браке он этого делать не мог. Дети умершего мужчины принадлежали не его роду, а роду матери. Имущество же отца переходило по наследству к его братьям и сестрам, к детям сестер и даже потомкам сестер его матери. Собственные дети могли наследовать лишь имущество братьев своей матери, что было не всегда равноценной заменой.
Исправить несправедливость в наследственном праве можно было весьма простым путем - потомство мужчин должно оставаться внутри рода, к которому принадлежали мужчины, тогда как потомство женщин должно исключаться из него и переходить в род своего отца. Эту проблему удалось успешно решить моногамным браком, при котором один мужчина состоит в устойчивом сожительстве с одной женщиной.
Моногамия была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические условия - победа частной собственности над первоначально сложившейся общей собственностью. «Господство мужа в семье и рождение детей, которые были бы от него и должны были наследовать его богатство, - такова исключительная цель единобрачия, откровенно провозглашенная греками».
Противостояние
семьи и рода выразилось в двух
моментах: 1) расширился перечень имущества,
признававшегося частной
Увеличению богатства в обществе способствовало второе крупное разделение труда - отделение ремесла от земледелия. Специализация производства привела к дальнейшему возрастанию мастерства земледельцев и ремесленников, а общество получило множество новых, ранее не известных продуктов и иных материальных благ. В этих условиях усиливается потребность в рабах, которые становятся основной производительной силой общества.
С разделением племен на скотоводческие, земледельческие и появлением ремесленников возникает товарное производство - изготовление материальных благ не для личного потребления, а для обмена, продажи и приобретения предметов, которые производились другими. Обмен товарами, а затем и торговля становятся постоянным занятием особой группы людей - купцов. Это был новый социальный слой, который сам непосредственно ничего не производил, а занимался только обменом товаров. С развитием торговли появляются и металлические деньги. Между племенами учащаются войны, которые ведутся ради грабежа, присвоения имущества других племен. Войны усиливают власть военачальников и воинов, способствуют сосредоточению в их руках значительного богатства. Устанавливается обычай избрания военачальников из одних и тех же семей, что со временем перерастает в наследственную власть родовой знати.
Родовой
строй оказался бессильным устоять
перед лицом новых экономических и социальных
явлений, развившихся в его недрах. Он
вырос из общества, не знавшего никаких
социальных и классовых противоречий.
Возникшее общество состояло из одних
противоречий между рабами и рабовладельцами,
бедными и богатыми. Общество с такими
противоречиями могло существовать только
в постоянной борьбе между классами, чреватой
уничтожением самих классов и общества
в целом. Чтобы избежать такой катастрофы,
общество вынуждено было найти силу, которая
бы подавляла открытые столкновения классов
и разрешала эту борьбу лишь в экономической
сфере, да и то в рамках, установленных
законом. Этой силой и явилось государство.
Процесс возникновения государства у
разных племен и народностей протекал
в самых различных формах. В частности,
современная теория государства выделяет
государства, возникшие на основе «азиатского
способа производства» в виде восточных
деспотий, рабовладельческие государства
античного мира, феодальные государства,
возникшие непосредственно из родового
строя. Процесс становления государства
обстоятельно изучается в курсе всеобщей
истории государства и права. Поэтому
рассматривать подробно его в рамках настоящего
учебника представляется нецелесообразным.
Таким образом, государство является необходимым
итогом развития родового строя, его производительных
сил, приведших к накоплению богатства,
переходу от общественной собственности
к частной и расслоению общества на бедных
и богатых.