Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 19:11, контрольная работа

Описание

Сегодня прокуратура - это многофункциональный орган надзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и организационно - распорядительную базу, подготовленные кадры, материально - технические и иные условия для своей деятельности.

Содержание

1. Понятие прокурорского надзора 3
2. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации 5
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

прокурорский надзор.docx

— 20.65 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Понятие прокурорского  надзора                                                                   3
  2. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской     Федерации                                                                                                         5

  Список использованной литературы                                                                  9

                                                         
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Понятие прокурорского надзора

  Сегодня прокуратура - это многофункциональный орган надзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и организационно - распорядительную базу, подготовленные кадры, материально - технические и иные условия для своей деятельности. [1]

  Раздел I («Общие положения») Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" дает четкое определение прокуратуре Российской Федерации и понимает ее как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.[2]

   В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Принципы  организации и  деятельности прокуратуры  Российской Федерации

  Обозначены в ст. 129 Конституции РФ. В п. 1 указанной статьи и в п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре РФ:

1. Прокуратура  Российской Федерации составляет  единую федеральную централизованную  систему органов (далее - органы  прокуратуры) и учреждений и  действует на основе подчинения  нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры:

- осуществляют  полномочия независимо от федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти  субъектов

Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

- действуют согласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

- информируют  федеральные органы государственной  власти, органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии  законности.

3. Прокуроры  и следователи органов прокуратуры  (далее - прокуроры и следователи)  не могут быть членами выборных  и иных органов, образуемых  органами государственной власти  и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские  работники не могут являться  членами общественных объединений,  преследующих политические цели, и принимать участие в их  деятельности. Создание и деятельность  общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские  работники не вправе совмещать  свою основную деятельность с  иной оплачиваемой или безвозмездной  деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

   Следует также указать на отличие прокурорской власти от иных видов власти, которое заключается в прокурорском надзоре за исполнением законов и уголовном преследовании. Говоря о последнем, следует отметить, что согласно действующему Закону о прокуратуре РФ (ст.1 ч.2) прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

  Поскольку осуществление уголовного преследования является функцией государственной власти, входит в предмет деятельности органов прокуратуры согласно действующему законодательству (Закон о прокуратуре РФ, Уголовно-процессуальный кодекс), поэтому оно отнесено к видовому отличию прокурорской власти, как форме ее осуществления.

  Изложенное позволяет сделать вывод, что прокурорская власть - вид государственной власти, осуществляемый в формах прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, а также уголовного преследования.

  Как следствие, предлагаются меры законодательного характера, направленные на обеспечение нормального функционирования органов государственной власти (включая прокуратуру), единства действий всех ветвей власти, сопровождающиеся системой сдержек и противовесов.

  Прокурорский надзор возникает не потому, что учреждается прокуратура а потому, что с возникновением законности в государстве появляются органически связанные между собой объективные потребности в обеспечении ее единства и к этому направлена функция надзора. И если правомочиями по обеспечению прав и свобод граждан, народовластия, правопорядка наделены высшие органы государственной власти, судебные, правоохранительные и другие органы, то осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов в целях обеспечения их верховенства, единства и укрепления законности - явление уникальное. Эта обязанность возложена государством только на один орган - прокуратуру Российской Федерации. [3]

  Надзор за исполнением законов в Российской Федерации представляет собой закономерно и в силу внутренней потребности возникший один из основных видов государственной деятельности и осуществляется он специальным органом, отличающимся по своему правовому статусу, системе построения, структуре, предмету, методу, задачам и целям деятельности, называемым «прокуратурой» и имеющим все признаки органа государственной власти. И данное явление в современной правовой системе Российской Федерации, служит прогрессивным фактором, приводящим в активное и постоянное движение все ее демократические механизмы с учетом специфики России.

  Из изложенного вытекает бесспорно, что прокурорский надзор в Российской Федерации представляет собой отдельный и самостоятельный вид основной (конституционной) деятельности государственной власти:

- осуществляемый  в целях охраны и защиты  законности как одной из составляющих  основы конституционного строя  Российской Федерации, без вмешательства  во внутренние функции правостваприменяющих субъектов, специально созданным органом государственной власти, имеющим специфические полномочия и не входящим ни в президентскую и ни в одну из трех ветвей власти;

- проводимый  во всех сферах общественных  отношений, урегулированных правом, и во всех стадиях процесса  государственного преследования  правонарушения - от поиска и обнаружения  его до привлечения правонарушителя  к законной ответственности, независимо  от вида правонарушения и вида  юридической ответственности, включая  процесс предупреждения нарушения  законности (в т.ч. и преступности), устранения их последствий.[4] 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

Нормативные акты:

1) Конституция Российской Федерации // Российская Газета. – 25 декабря. – 1993.

2) Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 6 января 1997 г. - №1. - Ст. 1.

3) Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" //Собрание законодательств Российской Федерации. - 20 ноября 1995 г. - N 47, ст. 4472.

4) Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. – 1981. - №28. - Ст.976.

5) Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 12 января 1998 г. - №2. - Ст. 223.

6) Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 9 августа 1999 г. - №32. - Ст. 4043.

Специальная литература:

1)  Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. – М.: Издательская группа  НОРМА -  ИНФРА - М. 1998. – с.60.

2) Амирбеков К.И. Конституционные основы деятельности прокуратуры Российской Федерации // Прокурорский надзор - №6. – 2002.

3) Мельников. Н.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти России // Прокурорский надзор. – №6. – 2002.

4) Мыцыков А. (Генеральная прокуратура РФ) Прокуратура: проблемы развития // Прокурорский надзор . - №3. – 2000.

5) Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунькова Л.А.: М.: Издательство БЕК, 1994

6) Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. проф. Божьева В.П. - М.: "Спарк". –1997.

 [1] Мыцыков А. (Генеральная прокуратура РФ) Прокуратура: проблемы развития // Прокурорский надзор . - №3. – 2000.

[2] Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" //Собрание законодательств Российской Федерации. - 20 ноября 1995 г. - N 47, ст. 4472.  ст. 1

[3] Мельников Н.В.. Место прокуратуры в системе органов государственной власти России // Прокурорский надзор. – №6. – 2002.

[4] Амирбеков К.И Конституционные основы деятельности прокуратуры Российской Федерации // Прокурорский надзор - №6. – 2002.

Информация о работе Прокурорский надзор