Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:20, доклад
Прокуратура переживала как этапы увеличения объема функций и полномочий, укрепления своего правового статуса, так и этапы упадка, лишения большинства полномочий и функций, превращения в придаток органов исполнительной власти. Этапы преобразования статуса прокуратуры неразрывно связаны с этапами усиления государственности в России. Так, цари-реформаторы Петр I, Екатерина II, Александр II опирались на прокуратуру, доверяя ей основную роль в наведении порядка в стране, и в первую очередь - в борьбе с коррупцией, судебным произволом как в интересах самодержца, так и в интересах народа.
До Петра I в России не существовало прокуратуры в нынешнем ее понимании. До начала 18 в. функции надзора в России по Судебнику 1497 г. выполняли Боярская дума, при царе Иване Грозном опричнина, однако их роль была практически сведена к нулю.
Правление Петра I характеризуется значительными реформами во всех сферах жизни. Сложившаяся на тот момент ситуация в государстве, политическая и административная необходимость подвели Петра I к мысли об учреждении института фискалов.
В 1711 г. после образования Правительствующего Сената создается орган, специально предназначенный для надзора за соблюдением законности в деятельности сенаторов – фискалат.
Основными задачами фискалов становится надзор за распоряжением средствами казны и казенным имуществом, а также выявление чиновничьего и судебного произвола.
Довольно скоро оказалось, что в деятельности самой фискальной службы множество недостатков.
Таким образом,
надежды Петра I на институт фискалов
оправдались не полностью. Кроме
того, высший государственный орган
- Правительствующий сенат - оставался
вне постоянного контроля и надзора.
Поэтому возникла необходимость
в новой организации, стоящей
над Сенатом и другими
Указом Петра I от 12 января 1722 г. была образована прокуратура России. Эта дата стала Днем работника прокуратуры РФ. Генерал-прокурором Сената был назначен граф, Павел Иванович Ягужинский. Прокуратура осуществляла от имени императорской власти и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений.
В отдельные периоды генерал-
Особенно наглядно это проявилось во времена правления Екатерины II и Павла I.
В эпоху Екатерины II изменение прокуратуры, выразились в значительном расширении ее функций. В существенной мере был усилен местный прокурорский надзор.
Александром I, в 1802 году императором была введена министерская система управления государством. Образовано Министерство юстиции, куда входила и судебная система.
Позднее, в 1862 году Александр II утвердил "Основные положения о прокуратуре", в которых был ограничен общий надзор прокуратуры. Еще в большей степени надзорные функции прокуратуры были ограничены после Судебной реформы 1864 года.
Суть реформы состояла в ограничении прокурорского надзора, в том, чтобы его деятельность осуществлялась только в судебной области и в поддержании обвинения. В связи с этим менялась система прокурорского надзора, губернская прокуратура все более уступала место прокуратуре, создаваемой в судебных органах.
Итак, в 1864 г. прокуратура получает полномочия по надзору «при судебных местах».
В подобном виде российская прокуратура просуществовала до Октябрьской революции, 1917г. после ее свершения, органы прокуратуры были ликвидированы и не существовали до 1922 г. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы.
После гражданской войны и разрухи, периода "военного коммунизма " страна начала восстанавливать народное хозяйство, что потребовало строгого законодательного регулирования хозяйственной деятельности и всех сторон государства.28 мая 1922 г. Декретом ВЦИК была создана прокуратура РСФСР "в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью ".
с принятием новой Конституции СССР в 1936 г. статус прокуратуры был впервые закреплен в Основном Законе государства. Таким образом, произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.
После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый ФЗ «О прокуратуре РФ». В дальнейшем в Конституции РФ, в ст. 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.В результате законодательных преобразований прокуратура РФ окончательно сформировалась в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что прокуратура переживала как этапы увеличения объема функций и полномочий, укрепления своего правового статуса, так и этапы упадка, лишения большинства полномочий и функций, превращения в придаток органов исполнительной власти. Этапы преобразования статуса прокуратуры неразрывно связаны с этапами усиления государственности в России. Так, цари-реформаторы Петр I, Екатерина II, Александр II опирались на прокуратуру, доверяя ей основную роль в наведении порядка в стране, и в первую очередь - в борьбе с коррупцией, судебным произволом как в интересах самодержца, так и в интересах народа.