Пути развития прокуратуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:20, доклад

Описание

Прокуратура переживала как этапы увеличения объема функций и полномочий, укрепления своего правового статуса, так и этапы упадка, лишения большинства полномочий и функций, превращения в придаток органов исполнительной власти. Этапы преобразования статуса прокуратуры неразрывно связаны с этапами усиления государственности в России. Так, цари-реформаторы Петр I, Екатерина II, Александр II опирались на прокуратуру, доверяя ей основную роль в наведении порядка в стране, и в первую очередь - в борьбе с коррупцией, судебным произволом как в интересах самодержца, так и в интересах народа.

Работа состоит из  1 файл

Доклад пути развития прокуратуры в России Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 19.72 Кб (Скачать документ)
 

         До Петра I в  России не существовало прокуратуры в нынешнем ее понимании. До начала 18 в. функции надзора в России по Судебнику 1497 г. выполняли Боярская дума, при царе Иване Грозном опричнина, однако их роль была практически сведена к нулю.

        Правление Петра I  характеризуется значительными реформами во всех сферах жизни. Сложившаяся на тот момент ситуация  в государстве, политическая и административная необходимость подвели Петра I к мысли об учреждении института фискалов.

 В 1711 г. после образования Правительствующего Сената   создается орган, специально предназначенный для надзора за соблюдением законности в деятельности сенаторов – фискалат.

  Основными задачами фискалов становится надзор за распоряжением средствами казны и казенным имуществом, а также выявление чиновничьего и судебного произвола.

 Довольно  скоро оказалось, что в деятельности самой фискальной службы множество  недостатков.

 Таким образом, надежды Петра I на институт фискалов оправдались не полностью. Кроме  того, высший государственный орган - Правительствующий сенат - оставался  вне постоянного контроля и надзора. Поэтому возникла необходимость  в новой организации, стоящей  над Сенатом и другими государственными учреждениями.

  Указом Петра I от 12 января 1722 г. была образована прокуратура России. Эта дата стала Днем работника прокуратуры РФ. Генерал-прокурором Сената был назначен граф, Павел Иванович Ягужинский. Прокуратура осуществляла от имени императорской власти и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений.

        В отдельные периоды генерал-прокурор  выступал не только как блюститель  законов, но и как министр финансов, внутренних дел.

 Особенно  наглядно это проявилось во времена  правления Екатерины II и Павла I.

          В эпоху Екатерины II изменение прокуратуры, выразились в значительном расширении ее функций. В существенной мере был усилен местный прокурорский надзор.

      Александром I, в 1802 году императором была введена министерская система управления государством. Образовано Министерство юстиции, куда входила и судебная система.

         Позднее, в 1862 году Александр II утвердил "Основные положения о прокуратуре", в которых был ограничен общий надзор прокуратуры. Еще в большей степени надзорные функции прокуратуры были ограничены после Судебной реформы 1864 года.

        Суть реформы состояла  в ограничении прокурорского надзора, в том, чтобы его деятельность осуществлялась только в судебной области и в поддержании обвинения. В связи с этим менялась система прокурорского надзора, губернская прокуратура все более уступала место прокуратуре, создаваемой в судебных органах.

 Итак, в 1864 г. прокуратура получает полномочия по надзору «при судебных местах».

 В подобном виде российская прокуратура просуществовала  до Октябрьской революции, 1917г. после ее свершения, органы прокуратуры были ликвидированы и не существовали до 1922 г. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы.

        После гражданской войны и разрухи, периода "военного коммунизма " страна начала восстанавливать народное хозяйство, что потребовало строгого законодательного регулирования хозяйственной деятельности и всех сторон  государства.28 мая 1922 г. Декретом ВЦИК была создана прокуратура РСФСР "в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью ".

 с принятием  новой Конституции СССР в 1936 г. статус прокуратуры был впервые закреплен в Основном Законе государства. Таким образом,  произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

  После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый ФЗ «О прокуратуре РФ». В дальнейшем в Конституции РФ, в ст. 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.В результате законодательных преобразований прокуратура РФ окончательно сформировалась в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что прокуратура переживала как  этапы увеличения объема функций  и полномочий, укрепления своего правового статуса, так и этапы упадка, лишения большинства полномочий и функций, превращения в придаток органов исполнительной власти. Этапы преобразования статуса прокуратуры неразрывно связаны с этапами усиления государственности в России. Так, цари-реформаторы Петр I, Екатерина II, Александр II опирались на прокуратуру, доверяя ей основную роль в наведении порядка в стране, и в первую очередь - в борьбе с коррупцией, судебным произволом как в интересах самодержца, так и в интересах народа.


Информация о работе Пути развития прокуратуры в России