Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:33, реферат
В начале XIX в. Германия состояла из 300 княжеств, номинально объединенных в "Священную Римскую империю германской нации", каждое из которых имело свою систему управления и законодательство. Среди германских княжеств заметную роль в политической истории страны и Европы играли Пруссия, Австрия, Бавария, Саксония, Вюртемберг. Все эти государства считались находящимися в подчинении императора и всегерманского сейма, но в действительности являлись полностью независимыми.
В начале XIX в. Германия состояла из 300 княжеств, номинально объединенных в "Священную Римскую империю германской нации", каждое из которых имело свою систему управления и законодательство. Среди германских княжеств заметную роль в политической истории страны и Европы играли Пруссия, Австрия, Бавария, Саксония, Вюртемберг. Все эти государства считались находящимися в подчинении императора и всегерманского сейма, но в действительности являлись полностью независимыми.
Наполеон I военным путем ликвидировал германскую империю и превратил отдельные княжества в своих вассалов. Венский конгресс 1815 г. постановил: уменьшить число германских княжеств до 38 (34 монархии и 4 вольных города) и объединить их в конфедерацию. Высшим органом Германского союза являлся сейм (Бундестаг). Он состоял из представителей всех государств.
Для принятия законов
и важнейших решений
Союзный акт 1815
г. предписывал субъектам
Проект включал полный перечень демократических прав и свобод, заимствованных из конституционного арсенала Франции. Прусский король Вильгельм IV отклонил этот образец "революционного конституционализма" и 31 января 1850 г. октроировал свою конституционную хартию, которая напоминала аналогичный французский конституционный акт 1814 г.
Прусский парламент (ландтаг) состоял из палаты господ и палаты представителей. В состав палаты господ входили принцы королевского дома, потомки князей, представители от городов, союзов крупных землевладельцев и университетов. Палата представителей (433 депутата) избиралась на основе трехклассной системы. Выборы были двухстепенные. Первичные избиратели должны были избирать только выборщиков и делились в каждом избирательном участке на три класса. Первый класс составляли богатейшие избиратели, уплачивающие каждый в отдельности наибольшую сумму налогов, а в совокупности 1/3 общей суммы налогов. Второй класс состоял из лиц, уплачивающих каждый в отдельности меньшую сумму налогов, а в совокупности также 1/3 их общей суммы. Третий класс составляли все мелкие налогоплательщики, уплачивающие в совокупности последнюю треть. При этом одинаковое число выборщиков посылала группа собственников, составлявшая 4,43 % всех избирателей, избиратели второго класса, составлявшие 15,76 %, и, наконец, избиратели третьего класса 79,81 % всего избирательного корпуса. Из этого следует, что голос избирателя первого класса приравнивается к 3 голосам второго класса и 18 голосам третьего. Итак, специфический способ формирования нижней палаты ландтага обеспечивал большинство депутатских мест собственникам. Эта своеобразная курительная избирательная система сохранялась в Пруссии до 1918 г. Однако роль ландтага Пруссии ограничивалась обсуждениями бюджета и проектов законов, инициатором которых был король. Ландтаг являлся законодательным органом при короле. Король обладал правом абсолютного вето на решения парламента. В ст. 45 Конституции Пруссии 1850 г. сказано: "Исполнительная власть принадлежит одному королю; он назначает и отзывает министров; он предписывает обнародование законов и издает распоряжение, необходимые для их исполнения". Правительство было ответственно только перед королем и имело право "в случаях, когда того требует сохранение общественной безопасности и ... палаты не заседают" (ст.63) издавать законы, не противоречащие конституции. Судебная власть отправлялась от имени короля. Судьи пожизненно назначались королем.
Конституция формально ликвидировала старый сословный строй, провозгласила равенство перед законом и отмену привилегий, права и свободы граждан. Вместе с тем, Конституция предусмотрела возможность приостановления действия статей о правах и свободах в случае угрозы общественному порядку или войны. Итак, в первой половине XIX в. в Германии сформировался особый тип конституционализма с сильной правительственной властью монарха. Такая форма конституционной монархии получила в будущем распространение в Европе и мире.
Развитию капитализма в Германии препятствовала экономикополитическая раздробленность страны. Отдельные германские государства пытались своими силами решить эту сложную общенациональную проблему. В 1867 г. австровенгерское соглашение юридически оформило образование АвстроВенгерской монархии. Каждый из субъектов этой унии имел свою Конституцию, в основных чертах напоминающей Основной закон 1850 г. Во главе двуединого государства стал император Австрии, он же король Венгрии. Власть сейма Венгрии и рейхсрата Австрии была ничтожно малой, все управление, независимо от парламента, осуществляли чиновники.
Соответствующие политические шаги предприняла и Пруссия, которая создала Северогерманский союз, включающий 22 государства. Во главе Союза стал прусский король, а фактически канцлер О. Бисмарк. Органами представительства были Союзный Совет и рейхстаг. Победа Пруссии в войне с Францией в 1871 г. окончательно закрепила ее господство во всей Германии. Вслед за этим, опираясь на прусскую военную машину, О. Бисмарк "железом и кровью" объединил Германию в единое политическое целое. Северогерманский союз конституционно был преобразован во II империю. Прусский король был провозглашен императором под именем Вильгельма I. Учредительный рейхстаг 22 апреля 1871 г. принял новую общегерманскую Конституцию. При ее составлении учитывался предшествующий опыт Германии.
По форме государственного устройства Германия стала федерацией. Германская империя представляла собой союз 22 монархий и трех городовреспублик. Главенствующее положение в союзе заняла Пруссия. Германская федерация имела свои особенности: 1) в Германии федеративные органы получили более широкие полномочия, нежели это имело место, например, в США; 2) между членами федерации существовало неравенство; 3) в союзном совете делегаты отдельных государств были представителями не парламентов, а правительств; 4) в Германии не было имперской администрации и исполнение законов возлагалось на власти государствчленов империи. Основной закон Германской империи 1871 г. определил сферы конституционного регулирования между империей и ее субъектами, где продолжали действовать старые конституции, принятые до объединения. Вопросы прав и свобод граждан оставались прерогативой законодательства земельных ландтагов.
Конституция определила состав, полномочия общеимперских органов власти, к ведению которых было отнесено: законодательство о местном управлении, об армии и флоте, о налогах и таможенных сборах, системе мер и весов, чеканке монеты, железнодорожных и водных путей сообщения, почте и телеграфе, законодательство по гражданскому , уголовному и процессуальному праву, о прессе и союзах и др.
Главным элементом
государственной организации
Общегерманский парламент состоял из двух палат: верхняя Союзный совет (бундесрат), нижняя рейхстаг. Бундесрат орган представительства государств (58 уполномоченных), вошедших в состав империи. Председателем бундесрата являлся имперский канцлер. Этот важный пост занял прусский министрпрезидент. Заседания палаты были закрытыми. Бундесрат рассматривал законопроекты, вносимые в нижнюю палату. Ему принадлежало право толкования Конституции. Бундесрат являлся имперским судом по особо важным преступлениям и разбирал конфликты между членами союза.
Органом общенационального
представительства был
Конституция провозглашала свободу выступлений в рейхстаге, парламентскую неприкосновенность депутатов. Для принятия решения требовалось абсолютное большинство голосов. Но право издания законов было ограничено. "Рейхстаг, говорится в ст. 23 Конституции, имеет право предлагать законы ... и направленные к нему петиции передавать Союзному совету и имперскому канцлеру". Итак, германский парламент занимался сбором и передачей ходатайств. Для принятия имперских законов требовалось согласие бундесрата и рейхстага. Последний не имел права контроля над исполнительной властью. Канцлер не был ответственен перед рейхстагом. Он отвечал только перед кайзером.
Местное управление регулировалось конституциями субъектов германской федерации. В провинции управлял назначенный оберпрезидент и выборный совет, в округе назначенный ландрат и выборный комитет из 6 членов, в районе президентуправитель и выборный комитет. Города сохраняли самоуправление в виде городских советов и бургомистров.
Конституция 1871 г. важный и своеобразный документ немецкого конституционализма, который сыграл важную роль в утверждении германской государственности на рубеже веков. Вместе с тем, необходимо отметить, что текст данной конституции далек от совершенства, ибо содержит серьезные недостатки и противоречия. Так, император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он же назначал и смещал по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный ему закон.
Конституционный механизм Германской империи создавался для наиболее эффективного решения под руководством Пруссии сложных внутренних и внешнеполитических задач, главным образом с помощью военной силы. Сложившаяся в начале XX в. в Германии военномонархическая диктатура была во многом предопределена Конституцией 1871 г.
Исторически II империи
не суждено было стать
Она заложила основы конституционализма XX в. В преамбуле Конституции зафиксированы новые государственные принципы для Германии: народный суверенитет, федерализм, разделение властей, свобода и социальная справедливость. В новом Основном законе Германии имеет место отход от традиционной структуры европейских конституций, в которых на переднем плане права и свободы граждан. В Веймарской конституции первостепенное внимание уделяется государству.
Германия провозглашалась
республикой с