Республика как форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание

Республика является единственно возможной формой социалистического государства; независимо от вида социалистической Республики (советская республика, народная республика, народно-демократическая республика, демократическая республика) все они строятся на единых социалистических принципах.
Республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества.

Работа состоит из  1 файл

3республика как форма правления.docx

— 28.52 Кб (Скачать документ)

3

Введение

Республика (лат. respublica, от res — дело и publicus — общественный, всенародный), форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Исторически Республика возникла в античную эпоху как антипод монархии (например, рабовладельческая демократия в Афинах). Различают два основных вида буржуазной Республики: президентские и парламентарные.

Республика является единственно  возможной формой социалистического  государства; независимо от вида социалистической Республики (советская республика, народная республика, народно-демократическая  республика, демократическая республика) все они строятся на единых социалистических принципах.

Республика или республиканская  форма правления является весьма древней формой государственной  организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как в последствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.

То или иное соотношение и  взаимодействие различных органов  власти, те или иные способы образования  собраний, советов определяют различные  республиканские формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется  выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители  народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются.

 

 

 

 

 

4

Понятие, признаки и виды республики

 

В отличие от монархии при  республиканской форме правления  единственным источником власти по закону является народное большинство. 

Наиболее широкое распространение  эта форма получила в Новое  время, после победы буржуазных революций. Первой республикой, связанной с  такими революциями, стали США.  
Республика - наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.  
Дело в том, что существуют извращенные разновидности республики, характеризующиеся не легитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно - президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем и т. д.) или группу диктаторов (хунту), форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т. д.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть. Так поступили А. Гитлер в Германии в 1933 г., Ж. Мобуту в Заире (тогда - Конго) в 1960 г., А. Пиночет в Чили в 1973 г. Примеры, к сожалению, можно значительно умножить. Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, социалистические республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального (первого секретаря) партии (ее центрального комитета) или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета. Генеральный секретарь может при этом занимать должность президента, а может не занимать никакой государственной должности, осуществляя свою громадную власть неформальным образом, как это долгое время делал И. В. Сталин.  
Известны парламентарные и президентские республики.

5

Президентская (дуалистическая) республика несколько напоминает дуалистическую монархию, однако, имеет весьма существенные отличия от нее.  
Прежде всего, здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа так называемых "сдержек и противовесов".  
И законодательная власть, и исполнительная власть в президентской  получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту. Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.  
Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте - другое. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем так называемого импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения). 

Сдержки и противовесы  проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить  законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное (суспензивное) вето, для преодоления  которого требуется квалифицированное  большинство голосов в обеих  палатах парламента. В свою очередь, верхняя палата парламента может  воспрепятствовать назначению президентом  должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может отказать в  этом) заключенные президентом международные  договоры. Судебная власть контролирует

6

конституционность актов  и парламента, и президента, обеспечивая  тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью. 

Достоинство президентской  формы правления заключается, прежде всего, в том, что всенародно избранный  президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает  символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществлять руководство в чрезвычайных обстоятельствах.

Но президентская форма  правления в свою очередь не является безупречной. Во-первых, в отличие  от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и  законодательной ветвей власти и  провоцирования конституционного кризиса.

Вероятность последнего особенно возрастает, если президент и парламентское  большинство принадлежит к различным  партиям или политическим течениям. Предположения, что президент всегда находится над партийной борьбой  и политиканством лоббистов, могут  не иметь под собой веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской  и президентской формами правления  может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом двух властей. Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них имеет свои сильные  и слабые стороны. На первое место  по значимости выходит метод президентских  выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократичными. Но моделей прямых выборов тоже много, а выбор способов не всегда зависит  от президента. Президентская власть может оказаться в большей  зависимости от законодательной  ветви, от которой может зависеть многое, например, процедура переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно  усложненном порядке. 

Государственный режим при  этой форме правления - только дуалистический. В зависимости от обстоятельств  значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее  или слабее, но качества государственного режима это не меняет.  

7

Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма  правления встречается также  в некоторых странах Азии и  Африки. 

 

К парламентарной форме правления  можно отнести все вышесказанное  о парламентарной монархии, за исключением  вопроса о главе государства. Вместо слабого монарха мы наблюдаем слабого президента, который в типичном случае избирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей наряду с парламентом обычных депутатов парламентов субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления.

Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, - политическая ответственность  правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта  часто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его  главе, влечет отставку всего правительства.  
Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.  
При парламентарной республике также возможны два государственных режима - парламентарный и министериальный. 

Достоинством парламентарной республики является единство высших элементов власти, поскольку глава  исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются  и контролируются парламентом, точнее - парламентским большинством.

До тех пор, пока правительство  располагает поддержкой большинства  законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления  законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках  президент играет не значительную роль; исполнительная власть является, по сути продолжением законодательной и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму. 

Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней  фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую  коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство - на неустойчивость. При неразвитости партийной системы  даже экстремистские

8

(малочисленные) партии  могут предстать частью парламентской  коалиции большинства. Это может  оказаться не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях  исполнительной и законодательной  власти. Во-вторых, вполне реальной  может оказаться угроза тирании,  которую в состоянии создать  простое парламентское большинство,  т.е. эффективность, стабильность  парламентских форм правления  зависит от характера политических  партий, соревнующихся за места  в парламенте. Судьба же партий  и структура партийной системы  в немалой степени определяются  способом избрания законодателей,  т.е. мажоритарной или пропорциональной  системой. Как уже говорилось, в современных условиях "чистые" формы президентских парламентарных республик значительно редки. С одной стороны, в президентских республиках предусматриваются некоторые ослабленные формы политической ответственности министров (но не кабинета в целом, поскольку его возглавляет президент, не несущий ответственности перед парламентом), с другой стороны возникают гибридные формы республик. Первый путь характерен для отдельных стран Латинской Америки (это Венесуэла, Перу, Уругвай, Колумбия и др.), где конституциями предусмотрена ответственность министров перед парламентом. Второй путь создания смешанных, гибридных форм был указан французской конституцией 1958 года и со значительными изменениями воспринят Грецией (1975), Португалией (Конституция 1976 г. до последующих изменений) и т. д.  
Смешанная республика сочетает в себе признаки и президентской, и парламентской республики. Но сочетание это бывает различным. Например, по Конституции Французской республики 1958 года президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики.

Существует еще одна разновидность  республиканской формы правления - советская республика. Хотя данная форма применяется только в "социалистических" странах, где политический режим, как  правило, тоталитарный, т.е. максимально  удаленный от демократического.

Независимо от того, как  конкретно именуются представительные органы в социалистических странах  -Народные советы и Национальное собрание (парламент) во Вьетнаме, собрания народных представителей в Китае народные собрания в КНДР, ассамблеи (т.е. собрания) народной власти на Кубе, - в доктрине этих стран более или менее общепризнанно, что все это -

9

органы советского типа.  
Первоначальными признаками были такие, как производственно-территориальный принцип формирования представительных органов, обеспечивавший "чистоту классового состава", избрание вышестоящих ступеней нижестоящими. В большинстве "социалистических" стран эти признаки либо впоследствии исчезли, как в СССР, либо вообще не проявлялись, как в Румынии. Выборы в эти органы, как правило, считались и сегодня считаются всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании.  
С точки зрения юридической модели, признаки советской республики следующие:  
" верховенство и полновластие советов либо представительных органов под иными наименованиями, все остальные государственные органы (кроме жестко централизированной прокуратуры) формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними и (или) подотчетны им (включая подчас даже суды);  
" советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения;  
" поскольку депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя основной работы, сессии советов - редкие и краткие, а их текущие полномочия осуществляются их исполнительными органами на местах и особыми сравнительно узкими коллегиальными органами в центре, решения которых обычно подлежат последующему утверждению советами.  
Данная форма правления напоминает парламентарную республику, правительство формируется "парламентом" и юридически ответственно перед ним. Но никакого баланса властей здесь нет: роспуск "парламента" в случае правительственного кризиса, если таковой случится, не предусмотрен. Разделение властей даже теоретически не признается; ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа, воплощенный в советах. Советы должны соединять в своих руках и законодательные, и исполнительные функции. Независимость суда в большинстве случаев признается, однако чисто декларативно: выборы судей советами, подотчетность и отзываемость судей даже по конституции сводят эту независимость на нет. 

Информация о работе Республика как форма правления