Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа
Республика является единственно возможной формой социалистического государства; независимо от вида социалистической Республики (советская республика, народная республика, народно-демократическая республика, демократическая республика) все они строятся на единых социалистических принципах.
Республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества.
3
Введение
Республика (лат. respublica, от res — дело и publicus — общественный, всенародный), форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Исторически Республика возникла в античную эпоху как антипод монархии (например, рабовладельческая демократия в Афинах). Различают два основных вида буржуазной Республики: президентские и парламентарные.
Республика является единственно возможной формой социалистического государства; независимо от вида социалистической Республики (советская республика, народная республика, народно-демократическая республика, демократическая республика) все они строятся на единых социалистических принципах.
Республика или
То или иное соотношение и
взаимодействие различных органов
власти, те или иные способы образования
собраний, советов определяют различные
республиканские формы
4
Понятие, признаки и виды республики
В отличие от монархии при
республиканской форме
Наиболее широкое
Республика - наиболее демократическая
форма правления, поскольку предполагает,
что полномочия любой ветви власти, любого
высшего органа, включая главу государства,
в конечном счете, основываются на мандате
народа. Но следует подчеркнуть, что этот
вывод верен лишь при прочих равных условиях.
Дело в том, что существуют извращенные
разновидности республики, характеризующиеся
не легитимностью власти. Например, когда
в стране происходит государственный
переворот, который ставит во главе государства
единоличного диктатора (он может называться
как угодно - президентом, координатором,
вождем, генеральным секретарем и т. д.)
или группу диктаторов (хунту), форма правления
официально может провозглашаться или
оставаться республиканской, но ее демократическая
суть выхолащивается. Это происходит и
в том случае, когда законно избранное
или назначенное должностное лицо (президент,
премьер-министр и т. д.) захватывает не
принадлежащие ему по конституции полномочия,
отказывается оставить свою должность
по истечении срока полномочий, - словом,
когда узурпирует власть. Так поступили
А. Гитлер в Германии в 1933 г., Ж. Мобуту в
Заире (тогда - Конго) в 1960 г., А. Пиночет
в Чили в 1973 г. Примеры, к сожалению, можно
значительно умножить. Есть и примеры
такой замены монархии республикой, которые
означают ликвидацию существовавшей при
монархии демократии. Например, социалистические
республики служили и служат прикрытием
единоличной диктатуры генерального (первого
секретаря) партии (ее центрального комитета)
или групповой диктатуры политбюро ее
центрального комитета. Генеральный секретарь
может при этом занимать должность президента,
а может не занимать никакой государственной
должности, осуществляя свою громадную
власть неформальным образом, как это
долгое время делал И. В. Сталин.
Известны парламентарные и президентские
республики.
5
Президентская (дуалистическая)
республика несколько напоминает дуалистическую
монархию, однако, имеет весьма существенные
отличия от нее.
Прежде всего, здесь наиболее последовательно
проведен принцип разделения властей,
а взаимоотношения между ветвями власти
строятся на базе принципа так называемых
"сдержек и противовесов".
И законодательная власть, и исполнительная
власть в президентской получают свой
мандат непосредственно от народа. Главой
исполнительной власти является избираемый
народом президент, который совмещает
эти функции с функциями главы государства.
Правительства как коллегиального органа
нет, министры каждый в отдельности подчинены
президенту. Судьи, как и высшие должностные
лица исполнительной власти, назначаются
президентом с согласия верхней палаты
парламента, которая при этом исходит
не из политического лица кандидатов,
а из их компетентности и моральных качеств.
Министров и других назначенных им должностных
лиц исполнительной власти президент
может смещать самостоятельно: нельзя
заставлять его работать с теми, с кем
он работать не может и не желает.
Главный признак данной формы правления
- отсутствие ответственности исполнительной
власти перед парламентом за проводимую
политику. Парламент не может смещать
ее должностных лиц, если они не нарушили
закон. Для своей деятельности они не нуждаются
в политическом доверии парламента. Поэтому
в президентских республиках мы нередко
наблюдаем ситуацию, характеризующуюся
тем, что президент принадлежит к одной
партии, а большинство в парламенте - другое.
Тем не менее, они вынуждены сотрудничать,
ибо ни одна из ветвей власти не может
конституционным путем устранить другую
(смещение парламентом должностных лиц
исполнительной и судебной власти путем
так называемого импичмента может иметь
место лишь, если со стороны этих лиц допущены
серьезные правонарушения).
Сдержки и противовесы
проявляются, в частности, в том,
что президент может тормозить
законодательную деятельность парламента,
налагая на принятые им законы отлагательное
(суспензивное) вето, для преодоления
которого требуется квалифицированное
большинство голосов в обеих
палатах парламента. В свою очередь,
верхняя палата парламента может
воспрепятствовать назначению президентом
должностных лиц, а кроме того,
ратифицирует (и может отказать в
этом) заключенные президентом
6
конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.
Достоинство президентской формы правления заключается, прежде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществлять руководство в чрезвычайных обстоятельствах.
Но президентская форма правления в свою очередь не является безупречной. Во-первых, в отличие от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса.
Вероятность последнего особенно
возрастает, если президент и парламентское
большинство принадлежит к
Государственный режим при
этой форме правления - только дуалистический.
В зависимости от обстоятельств
значение и роль конкретного парламента
или президента могут быть сильнее
или слабее, но качества государственного
режима это не меняет.
7
Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки.
К парламентарной форме правления
можно отнести все
Главный признак парламентарной
республики, как и парламентарной
монархии, - политическая ответственность
правительства перед
Вместо ухода в отставку правительство
может потребовать от президента распустить
парламент (его нижнюю палату) и назначить
новые выборы.
При парламентарной республике также
возможны два государственных режима
- парламентарный и министериальный.
Достоинством парламентарной республики является единство высших элементов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее - парламентским большинством.
До тех пор, пока правительство
располагает поддержкой большинства
законодателей, оно выполняет свои
функции, не исключая и представления
законопроектов. С потерей парламентского
большинства правительство
Недостатки парламентарной
республики сводятся, во-первых, к крайней
фрагментарности партийной
8
(малочисленные) партии
могут предстать частью
Смешанная республика сочетает в себе
признаки и президентской, и парламентской
республики. Но сочетание это бывает различным.
Например, по Конституции Французской
республики 1958 года президент избирается
гражданами и руководит правительством,
что характерно для президентской республики.
Существует еще одна разновидность
республиканской формы
Независимо от того, как
конкретно именуются
9
органы советского типа.
Первоначальными признаками были такие,
как производственно-
С точки зрения юридической модели, признаки
советской республики следующие:
" верховенство и полновластие советов
либо представительных органов под иными
наименованиями, все остальные государственные
органы (кроме жестко централизированной
прокуратуры) формируются советами соответствующего
уровня, ответственны перед ними и (или)
подотчетны им (включая подчас даже суды);
" советы всех ступеней образуют единую
систему, внутри которой существуют отношения
руководства и подчинения;
" поскольку депутаты советов выполняют
свои функции, не оставляя основной работы,
сессии советов - редкие и краткие, а их
текущие полномочия осуществляются их
исполнительными органами на местах и
особыми сравнительно узкими коллегиальными
органами в центре, решения которых обычно
подлежат последующему утверждению советами.
Данная форма правления напоминает парламентарную
республику, правительство формируется
"парламентом" и юридически ответственно
перед ним. Но никакого баланса властей
здесь нет: роспуск "парламента" в
случае правительственного кризиса, если
таковой случится, не предусмотрен. Разделение
властей даже теоретически не признается;
ему противопоставлен принцип единства
власти трудового народа, воплощенный
в советах. Советы должны соединять в своих
руках и законодательные, и исполнительные
функции. Независимость суда в большинстве
случаев признается, однако чисто декларативно:
выборы судей советами, подотчетность
и отзываемость судей даже по конституции
сводят эту независимость на нет.