Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:28, доклад
В республике верховную государственную власть осуществляют выборные органы, избираемые на определенный (ограниченный) срок и несущие ответственность перед народом (избирателями).
В зависимости от того, каким образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно–правовых отношений наделен большим количеством полномочий,
республики под¬разделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
Республиканская форма правления
Форма правления - категория,
выражающая способ организации верховной
государственной власти, порядок образования
и срок полномочий ее органов, их взаимодействия
между собой и населением, степень участия
населения в их формировании.
Различают две основные формы правления:
1) монархия;
2) республика.
Монархия - такая форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства (монарху) и передается по наследству, при этом монарх не несет ответственности перед населением.
В республике верховную государственную
власть осуществляют выборные органы,
избираемые на определенный (ограниченный)
срок и несущие ответственность перед
народом (избирателями).
В зависимости от того, каким образом
осуществляется государственная власть
и кто из субъектов государственно–правовых
отношений наделен большим количеством
полномочий,
республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
Республики разделяются по трем основаниям: как избирается парламент, как формируется правительство и какой объем полномочий принадлежит президенту.
Президентская республика
Главная политическая особенность президентской
Другими специфическими чертами президентской республики являются:
1) внепарламентский метод
2) внепарламентский способ
3) президент по своему усмотрению назначает и отправляет в отставку министров, для этого не требуется согласия парламента
4) ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; парламент не может выразить правительству вотум недоверия
5) президент формирует правительство
6) президент юридически и фактически руководит правительством (даже при наличии номинальной должности премьер-министра)
Классическая президентская
Достоинства президентской республики:
По мнению Морозова Л.А. к числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.
Недостатки президентской
Основной недостаток президентской республики - чрезмерная концентрация власти в руках одного лица - президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.
Парламентская республика
В основу системы высших органов
государственной власти парламе
1) правительство формируется
2) ответственность правительства перед законодательным органом
3) в случае утраты доверия большинства членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов
4) глава государства избирается парламентом либо специально образуемой более широкой коллегией выборщиков, включающей наряду с членами парламента представителей региональных органов самоуправления
5) менее широкий круг полномочий у президента, в частности, изданные президентом нормативно-правовые акты должны проходить одобрение правительством или парламентом
Обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
6) главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.
7) правительство формально формируется
президентом, но из представителей победившей
на парламентских выборах партии (блока
партий) либо из лиц, пользующихся доверием
парламентского большинства;
8) для начала своей работы правительство
получает от парламента вотум доверия
Страны: Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль, Австрия, Швейцария, Исландия, Ирландия.
Достоинства парламентской республики:
По мнению Морозова Л.А. парламентарная
республика считается более
Недостатки парламентской
Основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-х г., правительство менялось почти ежегодно.
Смешанная (полупрезидентская) республика
Смешанная республика – форма правления, при которой сочетаются признаки и парламентской и президентской республики.
1) президент избирается
2) правительство формируется президентом из лидеров, победивших на выборах в парламент
3) двойственная ответственность правительства: перед парламентом и президентом. Соответственно правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).
4) президент имеет право роспуска парламента
5) президент издает указы по широкому кругу вопросов, а также обладает правом вето в отношении принятых парламентом законов;
6) главой правительства является премьер-министр
Страны: Польша, Португалия, Болгария
Российская Федерация
существует в форме смешанной (полупрезидентской) республики,
что выражается в нескольких признаках:
1) верховную государственную власть в
России осуществляют Президент РФ, Федеральное
Собрание, Правительство Российской Федерации
и суды Российской Федерации (ст. 11 Конституции
РФ);
2) выборность высших органов государственной
власти. Президент РФ и Государственная
Дума избираются населением Российской
Федерации. Невозможность какого-либо
наследственного или иного недемократического
порядка получения полномочий высших
государственных органов.
3) правительство РФ возглавляет Премьер-министр,
который назначается Президентом РФ с
согласия Государственной Думы;
4) правительство РФ ответственно перед
Президентом РФ, а также перед Государственной
Думой, которая может выразить ему вотум
недоверия. Для того, чтобы отправить Правительство
РФ в отставку, вотум недоверия должен
быть «двойным»: Государственная Дума
должна в течение трех месяцев повторно
выразить недоверие Правительству РФ.
В этом случае перед Президентом РФ встает
альтернатива: он может либо отправить
в отставку Правительство РФ, либо распустить
Государственную Думу.