Республиканская форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание

Понятие и юридические свойства республиканской формы правления. Особенности и характерные черты парламентской, президентской и смешанной моделей республик.

Содержание

Введение
1.Понятие формы государственного правления………………………………….3
2.Понятие и юридические свойства республиканской формы правления……...5
3. Разновидности республиканской формы правления.
а) Парламентская республика
б) Президентская республика
в) Смешанные республиканские формы правления
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

 Французский закон стремится обеспечить независимость  парламентариев и самого представительного  учреждения от посягательств исполнительной власти. К числу таких мер относятся правила о несовместимости должностей. Закон разрешает быть членами парламента лицам, должности которых указаны в его положениях, но эти лица должны отказаться от должности в течение определенного времени в случае избрания. Эти положения имеют цель не только обеспечить независимость парламентария, но и предоставить ему возможность посвятить себя парламентской деятельности. Личная независимость парламентария включает иммунитет, складывающийся из неответственности и неприкосновенности и предоставлению парламентарию материальных возможностей для обеспечения его занятий. Неответственность предполагает невозможность преследования парламентария за высказанные мнения или голосование. Цель неприкосновенности - помешать преследованию члена парламента и оказанию на него давления.

 Статья 34 конституции устанавливает перечень вопросов, по которым парламент может  законодательствовать. Все области, находящиеся за пределами упомянутых в этой статье, отнесены к ведению  правительства. Споры о принадлежности той или иной сферы регулирования разрешаются Конституционным советом. Помимо установленного круга вопросов, по которому может законодательствовать парламент, его полномочия в этой сфере также ограничиваются:

 1) возможностью для президента республики действовать через голову парламента при проведении референдума; 2) возможностью делегирования парламентом своих полномочий правительству по определенным вопросам;

 Парламент имеет право изменять действующую  конституцию. Несмотря на то, что экономические полномочия парламента включают прежде всего принятие экономических планов развития народного хозяйства, контроль за их реализацией, принятие финансовых законов и законов об исполнении бюджета, парламент оказывает слабое влияние на судьбу государственного бюджета. Основную роль в его принятии играет правительству.

 Законодательная инициатива принадлежит премьер-министру и парламентариям. Президент республики формально правом такой инициативы не обладает. На основании ст. 40 конституции законопроекты не являются приемлемыми, если следствием их принятия было бы сокращение доходов или создание или увеличение расходов государства. Это требование сильно сокращает возможности парламентариев.

 Правительству принадлежит право требовать  от палаты единого голосования по всему обсуждаемому тексту или его части с учетом лишь поправок правительства. Такая процедура называется “блокированным голосованием”. Эта процедура позволяет правительству в любое время прервать дискуссию.

 Чтобы избежать “челнока” конституция 1958 г. предусмотрела процедуру преодоления сопротивления Сената, но только тогда, когда этого хочет правительство. “Если в результате разногласия между палатами законопроект не был принят после двух чтений в каждой палате или если правительство потребует его срочного обсуждения, то после одного чтения в каждой палате премьер-министр имеет право созвать заседание смешанной паритетной комиссии, уполномоченной продолжить акт, касающийся положений, по которым остаются разногласия”. Для ускорения прохождения проекта премьер-министр может, таким образом, потребовать введения срочной процедуры.

 После принятия законопроекта парламентом, он передается президенту для промульгации. Глава государства может, однако, потребовать от парламента нового рассмотрения закона или некоторых его частей. В таком рассмотрении не может быть отказано. Закон контрассигнуется премьер-министром и соответствующим министром и публикуется.

 Делегация полномочий правительству осуществляется при наличии двух условий - при  наличии у правительства программы и получении уполномочия парламента. Передача полномочий ограничена каким-либо временным отрезком. При соблюдении этих условий правительство может путем издания ордонансов принимать меры, которые обычно входят в сферу законодательного регулирования.10

 Французский парламент применяет практически  все известные формы контроля за деятельностью правительства; исключение составляет интерпелляция. Хотя ст.156 регламента Национального собрания упоминает  о ней, однако это право парламентариев должно подчиняться тем же правилам, что и резолюция порицания. Все формы контроля могут быть разделены на две большие группы: 1) не содержащие прямых санкций в отношении правительства, кроме публичной огласки;  2) содержащие такую санкцию, ведущую к политической ответственности правительства. Первая группа осуществляется в обеих палатах парламента, вторая - только Национальным собранием.

 С контрольными полномочиями парламента связано право  петиций и деятельность парламентского посредника. Право петиций состоит в том, что разного рода обращения направляются председателям палат. Петиции также могут передаваться парламентариям, которые делают на полях надпись и подписывают ее.

 Политическая  ответственность правительства  означает, что депутаты Национального  собрания могут заставить правительство уйти в отставку либо путем принятия резолюции порицания, либо отказав в доверии, запрошенном правительством. Только Собрание может решать вопрос о политической ответственности.

 Французский парламент характеризует значительная стесненность в пользовании вотумом доверия и резолюцией порицания. Вопрос о доверии - обоюдоострое оружие, поскольку и правительство и Национальное собрание в результате негативного голосования могут оказаться не у дел.

 Вопрос  о доверии в связи с принятием законопроекта - открытый нажим правительства на Национальное собрание с целью заставить его принять угодный проект. Дебаты в таком случае откладываются на 24 часа, чтобы дать возможность депутатам внести резолюцию порицания, которая принимается с соблюдением более строгих правил, чем решается вопрос о доверии. Поставив вопрос о доверии на основе третьего абзаца статьи 49 конституции правительство как бы вызывает Собрание против себя, но на неблагоприятных условиях.

 Наиболее  грозное оружие Собрания - резолюция порицания - сильно ограничено рядом процессуальных оговорок в пользу правительства. Во-первых, право внесения такой резолюции предоставлено не отдельному парламентарию, а лишь группе депутатов. Во-вторых, резолюция может голосоваться только через 48 часов после внесения. В-третьих, для принятия резолюции требуется абсолютное большинство голосов членов, составляющих Национальное собрание. Последнее ограничение - запрещение авторам резолюции вносить аналогичную в течение той же сессии, обычной или чрезвычайной. Запрет не распространяется на случаи, когда депутаты вносят резолюцию порицания в ответ на постановку вопроса о доверии. Вследствие этого, если оппозиция располагает в Национальном собрании двумястами местами, то она в период сессии может вносить 3-4 резолюции порицания.

 Внешнеполитические  полномочия парламента сводятся к двум - объявлению войны и введению осадного положения в стране и к ратификации  международных договоров.

 Ко  второму типу смешанной республиканской  форме правления относится форма правления установленная в Швейцарии. В Швейцарии существует конституция: соединяющая в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь правительству не принадлежит право решения в отношении парламента. Правительственный пост и депутатский мандат несовместимы. Правительство образует коллегиальный орган, а также имеет – в противоположность президентской системе – формальную возможность законодательной инициативы.

 

  Заключение.

 
 
 

     Республиканская форма правления относительно молодая, по сравнению с монархией. Однако она сумела закрепиться в современно мире. Мне кажется, что будущее  именно за республиканской формой правления. Нельзя не отметить очевидное обстоятельство: стран, в которых главой государства является президент, значительно больше, чем стран с монархической формой правления.

     В отличие от монарха президент  получает свою власть в результате избрания и осуществляет ее в течение  определенного срока, установленного в конституционном порядке.

     Во  многих странах вместе с президентом  избирается вице-президент, который  замещает его в случае необходимости. Такого никогда не может быть в  случае с монархом.

 Президент в отличие от монарха несет  политическую ответственность за свои действия. Он может быть отстранен от власти в порядке импичмента. Тем самым можно сказать, что республиканская форма правления, в какой-то степени, более совершенна, чем монархия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Список  используемой литературы. 
 
 
 

  1. Современные зарубежные конституции. - сост. Маклаков В.В., М.,2002
  2. Иностранное конституционное право.- под ред. Маклакова В.В., М.,2006
  3. Ф.М. Решетников. Правовые системы стран мира. -, М.,2003
  4. Мишин А.А, Барбашев. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. - М.,2007
  5. Радугин А.А. «Политология». – М., 1999 г.
  6. Хропанюк В.Н. - “Теория государства и права “ Москва 2007 г.
  7. Общая теория права “ Учебник Москва 2003 г.
  8. “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”. Учебник Москва 2005 г.
  9. Матузов Н.И. , Малько А.В.“Теория государства и права “.- М.:  2007 г.
  10. Теория права и государства .// Под редакцией Венгерова А.Б. М.:  2003 г.

Информация о работе Республиканская форма правления