Роль Короны в государственном управлении Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:35, доклад

Описание

Королева глава государства. Она вносит свою долю в политическую и общественную жизнь страны, выполняя обязанности, наложенные на нее законом, участвуя в разнообразных церемониях и представляя Великобританию по всему миру. Королева Елизавета II также является главой Содружества.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА зарубежный опыт гму.docx

— 26.29 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования


РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРИЗЕДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет: «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра «истории и теории политики»

 

 

Контрольная работа

по  дисциплине «Зарубежный опыт ГМУ»

Тема «Роль Короны в государственном управлении Великобритании».

 

                                              Выполнил

         студент группы УЗ-400

  Шалагина А. М.

 

 Проверил

д.п.н., проф.    Колесников В.А.

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2012

Королева  Великобритании

Королева глава  государства. Она вносит свою долю в  политическую и общественную жизнь  страны, выполняя обязанности, наложенные на нее законом, участвуя в разнообразных  церемониях и представляя Великобританию по всему миру. Королева Елизавета II также является главой Содружества.

РОЛЬ  КОРОЛЕВЫ В ГОСУДАРСТВЕ

Королева является конституционным монархом, т.е. ее власть ограничена правилами и законами и поэтому она не может править  так, как правили русские цари. Королева не принимает участия в  законодательном процессе и процессе управления страной. Это делает за нее  многочисленный правительственный  аппарат.Даже речи, которые произносит королева по праздникам или важным государственным событиям, пишутся целиком и полностью в правительстве. Королева остается символом единства и стабильности Великобритании, а также многочисленных стран, входящих в Британское Содружество Наций.

КОРОЛЕВА  В ПАРЛАМЕНТЕ

Ограничения на власть монархов стали накладываться еще  в начале тринадцатого века, когда  английская знать заставила короля Джона признать в документе под  названием «Магна Карта» (Magna Carta) то, что у нее тоже есть определенные права. Конституционная монархия в том виде, в котором мы ее знаем сегодня, развилась и укрепилась в 18 и 19 веках, когда управление перешло в руки Кабинета Министров, которые назначались из выборного парламента. "Королева в парламенте официальное название британской законодательной системы, которая состоит из Королевы, Палаты Лордов и Палаты Общин. Палата Общин, большинство членов которых обычно поддерживает правящую партию, обладает наибольшей политической властью. Королева обязана по совету министров одобрять все Билли. Роль королевы в создании нового или изменении старого закона теперь является чистой формальностью, однако за ней остается право высказать свое мнение.Система «Королева в парламенте» наиболее ярко демонстрируется в ежегодной церемонии открытия новой сессии парламента, когда королева лично прибывает в парламент и произносит речь, адресованную обеим палатам. Эта речь, написанная правительством, содержит предложения правительства по работе парламента в наступающей сессии и перечисляет билли, которые желательно было бы рассмотреть и принять. До произнесения речи парламент не может начать свою работу.

КОРОЛЕВА  И ПРЕМЬЕР-МИНИСТР

Королева все  еще обладает некоторыми существенными  правами, например, правом назначать  премьер-министра, а также распускать или не распускать парламент. Премьер-министром  обычно назначается лидер партии, победившей на выборах, но в исключительных обстоятельствах королева может  назначить премьер-министром кого-нибудь другого. В наши дни, конечно, влияние  королевы на государственные дела в  основном носит неформальный характер. Она имеет право высказать  свое мнение о работе правительства  премьер-министру на еженедельной аудиенции, но все переговоры между королевой  и премьер-министром и королевой  и правительством держатся в строжайшей тайне. Однако, даже после высказывания своего мнения, королева обязана поступать  по совету министров.

КОРОЛЕВА  И ТАЙНЫЙ СОВЕТ

(The Privy Council)

Тайный совет  старейшая действующая форма  законодательного собрания; его корни  тянутся от Суда норманнских королей, который проводил свои заседания  втайне. До 17 века монарх и Тайный совет  представляли собой правительство, а роль парламента сводилась к  выделению денег на государственные  и монаршие нужды. В наши дни Тайный совет обладает ограниченной властью, например, по совету его членов королева формально одобряет большое количество законов, издаваемых по указу королевы и прошедшие без слушания в  парламенте (Orders in Council), а также он выполняет некоторые судебные функции. Всего в государстве 400 тайных советников, состоящих из всех членов Кабинета министров, некоторых других министров, лидеров оппозиционных партий в парламенте, высших судей и некоторых чиновников из Содружества.            КОРОЛЕВА И СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

Монарх всегда был  обязан следить за исполнением правосудия и поддерживать единую судебную систему, которая исключила бы путаницу и  соревнования между местными и частными судами. До конца 17 века монархи принимали  участие в вынесении вердиктов  и исполнении правосудия, однако, в 1689 году был принят Билль о правах (The Bill of Rights), по которому монарх более не имел права исполнять правосудие. В начале 18 века монарх был лишен и обязанности поддерживать и контролировать судебную систему, и правом королевы осталась лишь возможность увольнять судей по совету министров, и, таким образом, судебная власть стала независимой от исполнительной и законодательной. На территории Шотландии действует своя правовая система, но роль монарха в ней не слишком отличается от роли на остальной территории Великобритании. До объединения с Англией Шотландия имела свой парламент и свою судебную и правовую системы. После объединения в начале 18 века парламенты двух стран были объединены, а судебная система Шотландии осталась нетронутой и, как и в Англии, указом была сделана независимой от исполнительной и законодательной власти. В наши дни королева по совету премьер-министра назначает верховных судей в шотландский суд. В наши дни исполнение правосудия не является обязанностью королевы: она не выносит приговоры и не участвует в судебных процессах, но по традиции все суды и все, что с ними связано, являются королевской прерогативой, поэтому в Великобритании суды Королевские суды, судьи судьи Ее Величества, тюрьмы тюрьмы Ее Величества. В области права королева действует только по совету ее министров. По их совету или рекомендации она назначает верховных судей, правительство, награждает титулами и проводит амнистию или смягчение приговора. Законы Великобритании не распространяются на королеву как на индивидуум, поэтому на нее нельзя подать в суд. Несмотря на то, что королева, в сущности, ограничена только принципами собственной морали, она держит себя в рамках законов для подданных Великобритании. По европейскому праву, которое распространяется на территории страны, королева является гражданином Европейского Сообщества, но это никак не влияет на ее полномочия.

КОРОЛЕВА  И ЦЕРКОВЬ

На территории Великобритании официально действуют две церкви: Англиканская церковь (the Church of England) на территории Англии и Шотландская церковь (the Church of Scotland) на территории Шотландии. На территориях северной Ирландии и Уэльса не зарегистрировано государственной религии. В стране действует закон, по которому провозглашается веротерпимость как к представителям других религий и конфессий, так и к атеистам. Полный титул королевы включает слова "Защитница веры" («Defender of the Faith»). Монарх обязан придерживаться англиканского вероисповедания, так как он является "высшим правителем" англиканской церкви. Как и в случае отношений с другими государственными и правительственными органами, королева назначает епископов и архиепископов по совету премьер-министра, который, в свою очередь, рассматривает список, предоставленный Церковной комиссией. Архиепископы и епископы заседают в Палате Лордов, где они проводят и принимают различные церковные меры и каноны, что еще раз показывает связь Церкви с государством. В отличие от Англиканской церкви, королева является рядовым членом Шотландской церкви, а не ее главой. При восхождении на престол она клянется поддерживать Шотландскую церковь, которая является независимой от правительства.

КОРОЛЕВА  И АРМИЯ

Монарх является Главнокомандующим Вооруженных  Сил и только он может объявлять войну и заключать мир. Однако, с 1689 года монарх не может сам объявить войну без согласия парламента и министров. Королева, тем не менее, принимает активное участие в делах армии, причем она, как и многие члены королевской семьи, является действующим офицером в рядах Британских Вооруженных Сил. Помимо действительного звания, королева и члены ее семьи обладают почетными военными званиями как Великобритании, так и некоторых стран Содружества.

 

 

Политическое и юридическое  положение британской короны определялось, во-первых, законодательным верховенством  парламента и принципом суверенитета нации, во-вторых – традициями исторической конституции, сохранявшей за королями исключительные, иногда главенствующие прерогативы, которые, сохраняясь юридически, не могли получить реализации в практической политике.

С XVIII в., в особенности  для статуса короны, большую роль стал играть конституционный обычай, которым права и полномочия королевской  власти существенно видоизменялись, но соблюдение которого оставалось в большей степени делом текущей политики, а установление часто зависело от совершенно случайных причин.

С 1702 г. на британском престоле находилась Ганноверская династия (после  кончины бездетной королевы Анны корона перешла по двоюродной линии  к правнукам Якова I). Порядок престолонаследия был определен Актом 1701 г. Наследник  короны, если не был родившимся в  Англии, обязан принадлежать к англиканской церкви. Кроме того, английский король обязан был отказаться от приверженности узкодинастическим интересам: без согласия парламента не могла вестись война за возможные его владения вне Объединенного королевства. Исторический титул британских королей – «Божией милостью, король Британцев, защитник веры» – сложился в XVIII в. До 1801 г. за британским монархом сохранялся также восходящий к средневековью титул французских королей. Королевская семья также имела особый статус.

Конституционными обычаями предусматривалось, что положение  и права короны могут меняться в зависимости от законодательной  воли парламента. Вступление на престол  сопровождалось коронацией, однако юридического значения эта процедура более  не имела.

Полномочия и прерогативы  короны формально-юридически были весьма значительны. Король считался главой государства, его особа была священна и неприкосновенна. В начале XVIII в. окончательно были восприняты принципы: «Король не может ошибаться» и «Король не может делать зла», – которые устанавливали политическую и юридическую безответственность короны. Королю принадлежала в полном объеме правительственная, или исполнительная, власть. Он обладал верховенством над церковью, в т. ч. правом назначения на церковные должности.

Короне принадлежали внешнеполитические прерогативы: посылка послов, объявление войны, заключение мира. Король предоставлял права гражданства, даровал почетные титулы и звания, в том числе  дворянские и статус лорда (если таковой  не был наследственным). Чеканка  монеты также относилась к прерогативам короны. От имени короля вершился суд. Король возглавлял армию и флот.

Корона считалась находящейся  в сфере действия закона. Вне закона король был вправе делать всё, что  пожелает. Его особа считалась  всегда в гражданском состоянии  совершеннолетия (существовал также  и институт регентства). Корона номинально сохраняла права верховной собственности  на английскую почву, порты и гавани.

Корона формально оставалась неотъемлемой частью парламента и в  качестве таковой обладала законодательными прерогативами. Ей принадлежало право  законодательной инициативы и, что  важнее, право вето на парламентские  билли. Однако последний раз такое  право было применено в 1707 г.

Со времени реставрации  Стюартов установилось правило ежегодного утверждения финансовых расходов короны. Они представляли т.н. цивильный  лист, в рамках которого корона могла  относительно свободно распоряжаться  поступлениями. Цивильным листом предусматривались  расходы не только на личные дела короля и содержание двора, но и на государственно-представительские  функции, на жалованье судьям, на пенсии и т. п. Только с 1758 г. цивильный лист стал предусматривать преимущественно  собственные расходы короны. С 1809-1810 гг. было признано, что корона может  иметь и частные доходы за счет собственных имуществ.

Королевский двор сохранял общегосударственное  значение и был как бы неотъемлемой, но особой частью центральной администрации. Его составляли департаменты четырех  важнейших лиц двора: 1) лорда-сенешала, или главноуправляющего двором и имениями; 2) лорда-камергера; 3) лорда-конюшего; 4) лорда-хранителя гардероба. В ведении лорда-камергера помимо дворцовых дел было управление театрами, медицинским делом.

Некоторые из административных должностей считались наследственными  и составляли прерогативу знатных  фамилий. Большое значение при дворе  сохранял лондонский архиепископ (Кентерберийский), который исполнял обязанности настоятеля королевской часовни и, соответственно, духовника.


Информация о работе Роль Короны в государственном управлении Великобритании