Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:35, доклад
Королева глава государства. Она вносит свою долю в политическую и общественную жизнь страны, выполняя обязанности, наложенные на нее законом, участвуя в разнообразных церемониях и представляя Великобританию по всему миру. Королева Елизавета II также является главой Содружества.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРИЗЕДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет: «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра «истории и теории политики»
Контрольная работа
по дисциплине «Зарубежный опыт ГМУ»
Тема «Роль Короны в государственном управлении Великобритании».
Выполнил
студент группы УЗ-400
Шалагина А. М.
Проверил
д.п.н., проф. Колесников В.А.
Волгоград 2012
Королева глава государства. Она вносит свою долю в политическую и общественную жизнь страны, выполняя обязанности, наложенные на нее законом, участвуя в разнообразных церемониях и представляя Великобританию по всему миру. Королева Елизавета II также является главой Содружества.
Королева является конституционным монархом, т.е. ее власть ограничена правилами и законами и поэтому она не может править так, как правили русские цари. Королева не принимает участия в законодательном процессе и процессе управления страной. Это делает за нее многочисленный правительственный аппарат.Даже речи, которые произносит королева по праздникам или важным государственным событиям, пишутся целиком и полностью в правительстве. Королева остается символом единства и стабильности Великобритании, а также многочисленных стран, входящих в Британское Содружество Наций.
Ограничения на власть монархов стали накладываться еще в начале тринадцатого века, когда английская знать заставила короля Джона признать в документе под названием «Магна Карта» (Magna Carta) то, что у нее тоже есть определенные права. Конституционная монархия в том виде, в котором мы ее знаем сегодня, развилась и укрепилась в 18 и 19 веках, когда управление перешло в руки Кабинета Министров, которые назначались из выборного парламента. "Королева в парламенте официальное название британской законодательной системы, которая состоит из Королевы, Палаты Лордов и Палаты Общин. Палата Общин, большинство членов которых обычно поддерживает правящую партию, обладает наибольшей политической властью. Королева обязана по совету министров одобрять все Билли. Роль королевы в создании нового или изменении старого закона теперь является чистой формальностью, однако за ней остается право высказать свое мнение.Система «Королева в парламенте» наиболее ярко демонстрируется в ежегодной церемонии открытия новой сессии парламента, когда королева лично прибывает в парламент и произносит речь, адресованную обеим палатам. Эта речь, написанная правительством, содержит предложения правительства по работе парламента в наступающей сессии и перечисляет билли, которые желательно было бы рассмотреть и принять. До произнесения речи парламент не может начать свою работу.
Королева все
еще обладает некоторыми существенными
правами, например, правом назначать
премьер-министра, а также распускать
или не распускать парламент. Премьер-министром
обычно назначается лидер партии,
победившей на выборах, но в исключительных
обстоятельствах королева может
назначить премьер-министром
Тайный совет старейшая действующая форма законодательного собрания; его корни тянутся от Суда норманнских королей, который проводил свои заседания втайне. До 17 века монарх и Тайный совет представляли собой правительство, а роль парламента сводилась к выделению денег на государственные и монаршие нужды. В наши дни Тайный совет обладает ограниченной властью, например, по совету его членов королева формально одобряет большое количество законов, издаваемых по указу королевы и прошедшие без слушания в парламенте (Orders in Council), а также он выполняет некоторые судебные функции. Всего в государстве 400 тайных советников, состоящих из всех членов Кабинета министров, некоторых других министров, лидеров оппозиционных партий в парламенте, высших судей и некоторых чиновников из Содружества. КОРОЛЕВА И СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
Монарх всегда был обязан следить за исполнением правосудия и поддерживать единую судебную систему, которая исключила бы путаницу и соревнования между местными и частными судами. До конца 17 века монархи принимали участие в вынесении вердиктов и исполнении правосудия, однако, в 1689 году был принят Билль о правах (The Bill of Rights), по которому монарх более не имел права исполнять правосудие. В начале 18 века монарх был лишен и обязанности поддерживать и контролировать судебную систему, и правом королевы осталась лишь возможность увольнять судей по совету министров, и, таким образом, судебная власть стала независимой от исполнительной и законодательной. На территории Шотландии действует своя правовая система, но роль монарха в ней не слишком отличается от роли на остальной территории Великобритании. До объединения с Англией Шотландия имела свой парламент и свою судебную и правовую системы. После объединения в начале 18 века парламенты двух стран были объединены, а судебная система Шотландии осталась нетронутой и, как и в Англии, указом была сделана независимой от исполнительной и законодательной власти. В наши дни королева по совету премьер-министра назначает верховных судей в шотландский суд. В наши дни исполнение правосудия не является обязанностью королевы: она не выносит приговоры и не участвует в судебных процессах, но по традиции все суды и все, что с ними связано, являются королевской прерогативой, поэтому в Великобритании суды Королевские суды, судьи судьи Ее Величества, тюрьмы тюрьмы Ее Величества. В области права королева действует только по совету ее министров. По их совету или рекомендации она назначает верховных судей, правительство, награждает титулами и проводит амнистию или смягчение приговора. Законы Великобритании не распространяются на королеву как на индивидуум, поэтому на нее нельзя подать в суд. Несмотря на то, что королева, в сущности, ограничена только принципами собственной морали, она держит себя в рамках законов для подданных Великобритании. По европейскому праву, которое распространяется на территории страны, королева является гражданином Европейского Сообщества, но это никак не влияет на ее полномочия.
На территории Великобритании официально действуют две церкви: Англиканская церковь (the Church of England) на территории Англии и Шотландская церковь (the Church of Scotland) на территории Шотландии. На территориях северной Ирландии и Уэльса не зарегистрировано государственной религии. В стране действует закон, по которому провозглашается веротерпимость как к представителям других религий и конфессий, так и к атеистам. Полный титул королевы включает слова "Защитница веры" («Defender of the Faith»). Монарх обязан придерживаться англиканского вероисповедания, так как он является "высшим правителем" англиканской церкви. Как и в случае отношений с другими государственными и правительственными органами, королева назначает епископов и архиепископов по совету премьер-министра, который, в свою очередь, рассматривает список, предоставленный Церковной комиссией. Архиепископы и епископы заседают в Палате Лордов, где они проводят и принимают различные церковные меры и каноны, что еще раз показывает связь Церкви с государством. В отличие от Англиканской церкви, королева является рядовым членом Шотландской церкви, а не ее главой. При восхождении на престол она клянется поддерживать Шотландскую церковь, которая является независимой от правительства.
Монарх является Главнокомандующим Вооруженных Сил и только он может объявлять войну и заключать мир. Однако, с 1689 года монарх не может сам объявить войну без согласия парламента и министров. Королева, тем не менее, принимает активное участие в делах армии, причем она, как и многие члены королевской семьи, является действующим офицером в рядах Британских Вооруженных Сил. Помимо действительного звания, королева и члены ее семьи обладают почетными военными званиями как Великобритании, так и некоторых стран Содружества.
Политическое и юридическое положение британской короны определялось, во-первых, законодательным верховенством парламента и принципом суверенитета нации, во-вторых – традициями исторической конституции, сохранявшей за королями исключительные, иногда главенствующие прерогативы, которые, сохраняясь юридически, не могли получить реализации в практической политике.
С XVIII в., в особенности для статуса короны, большую роль стал играть конституционный обычай, которым права и полномочия королевской власти существенно видоизменялись, но соблюдение которого оставалось в большей степени делом текущей политики, а установление часто зависело от совершенно случайных причин.
С 1702 г. на британском престоле находилась Ганноверская династия (после кончины бездетной королевы Анны корона перешла по двоюродной линии к правнукам Якова I). Порядок престолонаследия был определен Актом 1701 г. Наследник короны, если не был родившимся в Англии, обязан принадлежать к англиканской церкви. Кроме того, английский король обязан был отказаться от приверженности узкодинастическим интересам: без согласия парламента не могла вестись война за возможные его владения вне Объединенного королевства. Исторический титул британских королей – «Божией милостью, король Британцев, защитник веры» – сложился в XVIII в. До 1801 г. за британским монархом сохранялся также восходящий к средневековью титул французских королей. Королевская семья также имела особый статус.
Конституционными обычаями предусматривалось, что положение и права короны могут меняться в зависимости от законодательной воли парламента. Вступление на престол сопровождалось коронацией, однако юридического значения эта процедура более не имела.
Полномочия и прерогативы короны формально-юридически были весьма значительны. Король считался главой государства, его особа была священна и неприкосновенна. В начале XVIII в. окончательно были восприняты принципы: «Король не может ошибаться» и «Король не может делать зла», – которые устанавливали политическую и юридическую безответственность короны. Королю принадлежала в полном объеме правительственная, или исполнительная, власть. Он обладал верховенством над церковью, в т. ч. правом назначения на церковные должности.
Короне принадлежали внешнеполитические прерогативы: посылка послов, объявление войны, заключение мира. Король предоставлял права гражданства, даровал почетные титулы и звания, в том числе дворянские и статус лорда (если таковой не был наследственным). Чеканка монеты также относилась к прерогативам короны. От имени короля вершился суд. Король возглавлял армию и флот.
Корона считалась находящейся
в сфере действия закона. Вне закона
король был вправе делать всё, что
пожелает. Его особа считалась
всегда в гражданском состоянии
совершеннолетия (существовал также
и институт регентства). Корона номинально
сохраняла права верховной
Корона формально оставалась неотъемлемой частью парламента и в качестве таковой обладала законодательными прерогативами. Ей принадлежало право законодательной инициативы и, что важнее, право вето на парламентские билли. Однако последний раз такое право было применено в 1707 г.
Со времени реставрации
Стюартов установилось правило ежегодного
утверждения финансовых расходов короны.
Они представляли т.н. цивильный
лист, в рамках которого корона могла
относительно свободно распоряжаться
поступлениями. Цивильным листом предусматривались
расходы не только на личные дела короля
и содержание двора, но и на государственно-
Королевский двор сохранял общегосударственное значение и был как бы неотъемлемой, но особой частью центральной администрации. Его составляли департаменты четырех важнейших лиц двора: 1) лорда-сенешала, или главноуправляющего двором и имениями; 2) лорда-камергера; 3) лорда-конюшего; 4) лорда-хранителя гардероба. В ведении лорда-камергера помимо дворцовых дел было управление театрами, медицинским делом.
Некоторые из административных должностей считались наследственными и составляли прерогативу знатных фамилий. Большое значение при дворе сохранял лондонский архиепископ (Кентерберийский), который исполнял обязанности настоятеля королевской часовни и, соответственно, духовника.
Информация о работе Роль Короны в государственном управлении Великобритании