Романо-германская(континентальная) правовая семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:11, реферат

Описание

Одной из основных правовых систем современности считается романо-германская правовая семья. Система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников, устойчивыми демократическими правовыми принципами, обеспечением строгой юридической техники. "Носителями" и двигателями данной системы были наиболее мощные государства: сначала Римская империя, а затем государства Европы (Франция, Германия и др.).

Содержание

Введение
1. Понятие, История возникновения и развития романо-германской правовой семьи
2. Структура права романо-германской правовой семьи
3. Источники романо-германского права
4. Общая характеристика современного права в странах романо-германской правовой семьи.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Доклад по УПЗС.docx

— 35.56 Кб (Скачать документ)

В большинстве  европейских стран классификация  отраслей права напоминает германскую (Швейцария, Испания, Австрия). Италия, Бельгия придерживаются французской схемы, как и Нидерланды, где, впрочем, делается оговорка: гражданское процессуальное право и законы о несостоятельных должниках составляют формальную часть частного права в отличие от субстантивной части частного права, куда входят собственно гражданское и торговое право.

Публицизация романо-германского права

Усилившаяся административно-правовая активность государственных органов затронула  такие отношения, которые ранее  находились в исключительном ведении  частного права. Так, в области аграрных отношений административно-правовое регулирование оказывает значительное воздействие на использование собственности (или долгосрочной аренды) путем  введения земельного зонирования, принудительных сервитутов, ограничения инвестирования средств, установления квот на продукцию  и т.д. Произошло вторжение государства  в область договоров – ранее  сферу частного права. Появился институт обязательственного договора, заключенного по предписанию государственных  органов. Условия обычного договора также могут в ряде случаев  устанавливаться и предписываться административным актом, как в случае установления цен и квот.

Одновременно  с проникновением публичного права  в сферу частного права расширение круга государственных обязанностей, особенно в области социальных и  коммунальных услуг, породило обратную тенденцию – применение институтов и средств частного права при  выполнении публично-правовых действий. Об этом свидетельствует деятельность публичных корпораций и иных промышленно-торговых образований государственного происхождения.

Национальные  правовые системы романо-германской правовой семьи: сходства и различия

К общим, для  права всех стран романо-германской семьи, источникам права и структуре  права следует добавить и некоторые  другие признаки, и прежде всего  общий понятийный фонд, т.е. сходство основных понятий и категорий, которыми оперирует каждая правовая система, более или менее единые правовые принципы, в том числе те, что  определяют способы судебной деятельности.

Для романо-германской правовой семьи характерны:

а) закон и  право не отождествляются, право  тесно связано с нравственностью;

б) оптимальная  обобщенность нормы права, т.е. нормы формулируются как некие абстрактные правила поведения, они не представляют собой конкретный прецедент и адресованы неопределенному кругу лиц;

в) деление  права на самостоятельные ветви  — отрасли;

г) наличие  хорошо разработанного законодательства и иерархии нормативных актов;

д) в иерархии законов главное место занимает Конституция государства;

е) осуществляется кодификация и систематизация нормативных  актов;

ж) поскольку  право и закон не отождествляются, определенную роль играет толкование, даваемое судами; з) ограниченная роль правового обычая среди источников.

 

 

3. Источники романо-германского  права 

 

Закон

В романо-германской правовой семье различным источникам права придается одинаковое значение. В системе источников права этой семьи главное место занимает закон.

Во всех странах  романо-германской правовой семьи есть писаные конституции, за нормами  которых признается высший юридический  авторитет. Этот авторитет проявляется  и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают правотворческую компетенцию различных государственных органов и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.

Европейская юридическая доктрина и законодательная  практика различают три разновидности  обычного закона: кодексы, специальные  законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм.

Обычай

Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского права. Он может  действовать не только secundum lege (в дополнение к закону), но и praetor lege (кроме закона). Возможны ситуации, когда обычай занимает положение contra lege (против закона) (например, в Италии в навигационном праве, где морской обычай превалирует над нормой Гражданского кодекса). В целом, однако, сегодня за редким исключением обычай потерял характер самостоятельного источника права.

Судебная  практика

По вопросу  о судебной практике как источнике  романо-германского права позиция  доктрины весьма противоречива. Несмотря на это, можно сделать вывод о  возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных  источников. В первую очередь это  касается «кассационного прецедента». Кассационный суд – это высшая инстанция. Поэтому, в сущности, и  «простое» судебное решение, основанное, например, на аналогии или на общих  принципах, благополучно пройдя кассационный этап, может восприниматься другими  судами при решении подобных дел  как фактический прецедент.

Доктрина

В системе  романо-германского права особое место занимает доктрина, разработавшая  основные принципы построения этой правовой семьи. Доктрина играет весьма важную роль в подготовке законов. Она используется и в правоприменительной деятельности (в толковании законов).

Таким образом, право стран романо-германской семьи  характеризует единая схема иерархической  системы источников права, хотя и  рамках этой схемы возможно существенное смещение акцента. ,

Кодификация права

Исходя из того что одной из самых характерных  общих черт романо-германской правовой семьи является кодификационный  характер права, а сами кодексы занимают особое место среди источников права, проиллюстрируем эти специфические особенности на примере кодексов, а точнее говоря, на примере гражданских кодексов.

 

 

 

 

 4. Общая характеристика современного  права в странах романо-германской  правовой семьи. 

 

Во всех странах  романо-германской правовой семьи есть писаные конституции, за нормами  которых признается высший юридический  авторитет, выражающийся в том числе и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. 
В большинстве стран приняты и действуют гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданские процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Весьма разветвлена система текущих законов, регулирующих все важнейшие сферы общественных отношений. Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и др. В них формулируются нормы, принятые во исполнение законов. Кроме того, в случае необходимости административные органы осуществляют самостоятельную регламентацию отношений, для чего законодатель предоставляет им соответствующие полномочия (делегированное законодательство). 
Таким образом, право стран романо-германской семьи характеризуется единой схемой иерархической системы источников права. Что касается обычая, то за редкими исключениями он потерял характер самостоятельного источника права. 
Определенное, хотя и довольно скромное, значение придается в континентальном праве судебной практике. Право включает в себя не только правовые нормы, сформулированные законодателем, но и их толкование судьями. Французский исследователь правовых систем современности Р. Давид говорит о так называемых "вторичных правовых нормах", создаваемых судьями, о том, что содержание положений закона истолковывается в том смысле, который в наибольшей степени отвечает требованиям справедливости в момент применения закона. Любое судебное решение, основанное, например, на аналогии закона или на общих принципах, может восприниматься другими судами после прохождения решения через кассационную инстанцию как фактический прецедент. 
Существенную роль при отправлении правосудия играют и зафиксированные в законе общие принципы права, которые также могут быть в определенных условиях основанием для решения дел. Например, в публичном праве Франции возможно обращение к общим принципам административного права. Федеральный верховный суд и Федеральный конституционный суд ФРГ в целой серии своих решений объявили, что конституционное право не ограничено текстом Основного закона, а включает "некоторые общие принципы, которые законодатель конкретизировал в позитивной норме". 
С развитием интернациональных связей большое значение для систем права отдельных стран приобретает международное право. В некоторых государствах международным договорам придается большая юридическая сила, чем внутренним законам. Конституция ФРГ 1949 г., например, устанавливает, что "общие нормы международного права" имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории (ст. 25). 
Во всех странах романо-германской семьи признается деление права на публичное и частное. Такое деление в определенной степени потеряло за последнее время то значение, которое имело на первых этапах развития континентального права, но тем не менее все еще остается важной характеристикой структуры современных национальных правовых систем. В общем виде к публичному праву относятся отрасли и институты, определяющие статус и порядок деятельности государственных органов и отношения индивида с государством, а к частному — отрасли и институты, регулирующие отношения индивидов и юридических лиц (организаций, предприятий, фирм, кооперативов и др.) как равноправных партнеров. Обычно к публичному праву относят такие отрасли, как конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, международное публичное. Частное право состоит из отраслей: собственно гражданское, включающее в себя и семейное, торговое, авторское, международное частное. 
Некоторые отрасли доктрина права относит к так называемым смешанным правам, где нормы публичного и частного права тесно переплетаются. Это трудовое, сельскохозяйственное, морское, воздушное право и некоторые другие отрасли. 
Стирание в современный период границы между публичным и частным правом связано в первую очередь с усилением государственного вмешательства в сферу экономики. Все большая административно-правовая активность, обусловленная расширением социальной деятельности государства в сферах защиты прав трудящихся, социального обеспечения, регулирования цен, здравоохранения и других, затронула такие отношения, которые ранее находились в исключительном ведении частного права. Произошло вторжение государства в сферу договоров — ранее "вотчину" частного права. Появился институт обязательного договора, заключенного по предписанию государственных органов. Условия обычного договора также могут в ряде случаев устанавливаться и предписываться административным актом, как в случае установления цен и квот. Если добавить, что частное предпринимательство, профессиональная и торговая деятельность подчинены многочисленным административным установлениям, регулирующим торговлю, здравоохранение, социальное обеспечение, государственную безопасность, то можно получить представление о масштабах "экспансии" публичного права в области, которые ранее считались неприкосновенной зоной частного права.

Система французского права

Во Франции  отраслями публичного права являются:

1)конституционное  право, регулирующее вопросы,  касающиеся формы и структуры  государства, организации государства,  его верховных и местных органов  власти и участия граждан в  управлении государством;

2)административное  право, включающее в себя нормы,  регулирующие организацию государственных  органов, не решающих чисто  политические и судебные вопросы,  и условия, в которых государственные  органы осуществляют свои права  и налагают обязанности на  нижестоящие органы;

3)финансовое  право, регулирующее государственные  расходы и доходы (налогообложение,  займы, денежное законодательство);

4)международное  публичное право. Частное право  включает в себя:

1)собственно  гражданское право;

2)торговое  право, охватывающее и морское  право;

3)гражданское  процессуальное право;

4)уголовное  право. (Хотя по своей природе  уголовное право принадлежит  к публичному праву, его по  традиции относят к частному  праву, так как многие его  положения выработаны для защиты  отношений, регулируемых этим  последним.)

Имеются особые отрасли права, где нормы публичного и частного права, по существу, тесно  переплетаются. Наиболее важными из них являются:

1)трудовое  право;

2)сельскохозяйственное  право;

3)законы о  промышленной собственности и  авторское право;

4)воздушное  право;

5)лесное право;

6)горное право;

7)страховое  право;

8)транспортное  право;

9)международное  частное право.

Международное частное право определяет положение  иностранцев, рассматривает коллизии прав и юрисдикции в гражданских  делах. Хотя оно традиционно считается  составной частью частного права," некоторые затрагиваемые им вопросы, например определение национальности, по сути своей являются частью публичного права.

Гражданское процессуальное право и уголовное  право иногда выделяются как санкционирующее  право, так как они обеспечивают проведение в жизнь норм частного права. Эта традиционная точка зрения оспаривается некоторыми учеными, которые  относят определенные отрасли –  торговое, морское, сельскохозяйственное, воздушное, трудовое право, законы о  социальном обеспечении и так  называемое санкционирующее право (уголовное и гражданское процессуальное право) – к отдельной группе «смешанных прав». Существует и другая точка  зрения, согласно которой гражданское  процессуальное право больше связано  с публичным, нежели с частным  правом.

 

 
Заключение 

 

Романо-германская правовая система сформировалась в  континентальной Европе на основе римского частного права, а поэтому нередко  данную правовую семью именуют континентальной  правовой системой. Континентальная правовая система зиждется на частном и публичном праве, как основных отраслей права, кроме того, континентальное право выделяется на ряд отраслей и подотраслей права. Данной правовой семье присуща единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство). При этом законодательство кодифицировано. Как и любая другая правовая система, романо-германская правовая семья имеет свои плюсы и свои минусы. Один из плюсов состоит в том, что она четко кодифицирована, с ней легче работать в юридической практике. С другой стороны, так как ее основа состоит из законов, она менее гибкая, чем, например,  англосаксонская правовая система, где основную роль играют прецеденты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.Давид Рене. Основные правовые системы современности.  М., 2008.

2.Косарев А.И. Англосаксонская и романо-германская форма буржуазного права. Калинин, 2007.

3. . Матузов Н.И., Малько А.В. Теория страны и права. М.: Юристъ, 1997.

4. Косарев  А.И. Римское право. М., 1986, с.130

5. Саидов А.Х.  Введение в основные правовые  системы современности.

 

 

 


Информация о работе Романо-германская(континентальная) правовая семья