Семья и брак в Римском частном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:53, реферат

Описание

Семья – это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство……….3
Отцовская власть. Личное и имущественное положение подвластных…………..4
Узаконение и усыновление. Формы усыновления…………………………………5
Опека и попечительство……………………………………………………………...5
Брак. Понятие и виды………………………………………………………………....6
Условия и формы заключения брака. Брачные препятствия………………………7
Личные отношения супругов…………………………………………………………8
Имущественные отношения супругов………………………………………………..9
Способы прекращения брака………………………………………………………...10

Список источников и литературы………………………………………………………..11

Работа состоит из  1 файл

Семья в Римском частном праве - готово.docx

— 37.46 Кб (Скачать документ)

Указанные основания не распространялись на женщин.

 

  1.  БРАК. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

 

Брак – союз мужчины  и женщины. Он определяет правовое положение  детей, рожденных в браке (или  до него), а также имущественные  отношения супругов и их наследственные права.

При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать  верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его  сословие и звание; супруги не могут  предъявлять иск друг к другу  и пр.

Правильный брак – союз мужчины и женщины одного правового  качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие  последствия для супругов.

Неправильный брак – союз мужчины и женщины разного  права (между гражданином Рима и  женщиной другого гражданства, между  перегринами и т. п.). Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Характерными чертами  брака признавались:

1) взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием;

2) согласие партнера;

3) наличие половой связи между партнерами в браке;

4) желание партеров заключить брачный союз;

5) совместная жизнь супругов. Отсутствие одного из условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза.

От брака отличался  конкубинат – разрешенное законом  постоянное сожительство мужчины и  женщины, которое не являлось законным браком.

Формы римского брака:

1) брак с властью мужа (cum manu) – жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если муж был подвластным лицом. Данная форма брака имеет древнее происхождение. В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовладыки. Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр.

2) брак без власти мужа (sine manu) – жена либо оставалась под властью прежнего домовладыки, либо была самостоятельным лицом. Это наиболее поздний вид брака. Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять. После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает под его власть (по давности). Не желая этого, жена должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи, что будет являться перерывом в их годичных отношениях.

В римском праве существовало три способа установления брака: религиозный обряд, светская форма  брака и приобретательная давность.

 

  1. УСЛОВИЯ И ФОРМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА. БРАЧНЫЕ  ПРЕПЯТСТВИЯ.

 

Для того чтобы брак между  мужчиной и женщиной был признан  действительным, необходимы были условия: согласие вступающих в брак, достижение ими определенного возраста (для  мужчин 14 лет, для женщин – 12 лет), нахождение жениха и невесты в здравом  уме, отсутствие близких степеней родства, чтобы ни одно из лиц не состояло в другом браке.

В середине V в. запрещались браки между патрициями и плебеями, римскими гражданами и иностранцами (перегринами).

Заключению брака обязательно  предшествовала помолвка. В Древнем  Риме стороны заключали договор, в котором содержалось клятвенное обещание заключить брак. В вв. н. э. помолвка была лишь формальной и оказывала моральное воздействие на жениха и невесту. Применялся принцип свободы брака. В конце II в. помолвка могла заключаться в устной форме.

В IV–V вв. н. э. под влиянием христианской церкви и семитской практики покупки невесты помолвка опять приобретает обязательный характер.

При этом помолвка сопровождалась внесением задатка со стороны  жениха.

Если жених отказывался  от заключения брака, то он терял уплаченный задаток, а если невеста или ее отец отказывались от заключения брака, то они возвращали уплаченный женихом  задаток в четырехкратном размере.

Обручение жениха и невесты  и брачная церемония могли  следовать друг за другом, но могли  быть и отделены друг от друга даже несколькими годами.

В момент обручения вступающих в брак обменивались подарками в соответствии с социальным уровнем партнера. Обручение могло осуществляться и представителями жениха и невесты – их родителями, опекунами и пр.

Сам факт обручения и обмена подарками закреплялся специальными документами (в более ранний период – присутствием свидетелей). Расторжение  обручения осуществлялось или по взаимному согласию жениха и невесты, или в судебном порядке. Данное обстоятельство не служило разводом и не было препятствием для заключения последующего брака.

Обручение устанавливало  родственные отношения между  женихом и невестой, в связи с чем возникали ограничения на заключение брака между другими членами данных семейств, даже если намечавшийся брак не состоялся.

Не допускалось проведение двух обручений, как и многобрачие.

Со стороны невесты  обручение проводилось домовладыкой, которым было принято решение о заключении брака, хотя согласие дочери было обязательным условием.

Основным элементом заключения брака являлось введение невесты  в дом мужа. Если невеста была несовершеннолетней, она могла находиться в доме своего мужа, но брак признавался  действительным только по достижении ею 12 лет.

Заключение брака между  родственниками приравнивалось к уголовному преступлению.

 

  1.  ЛИЧНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ.

 

Заключение законного  брака влечет за собой взаимные права  и обязанности супругов. Неравенство  супругов в римском браке было явным: на жену возлагались требования обязательного характера, а муж  имел значительные права в отношении  жены.

Личные отношения супругов находились в прямой зависимости  от формы заключения брака.

В браке cum manu жена обладала и сословным, и гражданским положением, так же как и муж. Жена приравнивалась к дочери, а муж приобретал над ней абсолютную власть как глава семейства. Судьба жены полностью зависела от воли мужа: он мог продать ее в рабство, наложить наказание вплоть до лишения жизни. Однако в соответствии с обычаями муж не должен был налагать на жену наказание, предварительно не выслушав совета родственников.

Жена должна была жить вместе с мужем. Мужу предоставлялось право  заставить жену жить вместе с ним, прибегнув для этого либо к  насилию, либо к помощи властей. Муж  также мог истребовать жену путем предъявления виндикационного иска. Муж мог предъявить требования к возврату жены даже к ее родственникам, поскольку, выйдя замуж, женщина разрывает когнатскую связь со своими кровными родственниками и вступает в агнатское родство с семьей мужа.

Все имущество жены принадлежало мужу на праве собственности. Причем в случае разрыва брачных отношений  имущество жены не возвращалось. Однако после смерти мужа жена признавалась его наследницей и получала определенную долю наследства.

Заключая брак sine manu, женщина не изменяла своего юридического положения. Она либо оставалась под властью своего отца, либо становилась независимым лицом своего права (если до замужества она находилось в этом положении). После заключения брака когнатическое родство жены со своими родственниками не прекращалось, так же как и не возникало агнатическое родство с мужем и его семьей.

Никакой властью в отношении  жены муж не обладал, супруги являлись юридически равными субъектами.

Муж не обладал правом принудительно  вернуть жену, которая покинула его  дом. Но, несмотря ни на что, муж обладал  решающим словом в решении вопросов семейной жизни.

Имущество, приобретенное  женой до брака, оставалось в ее собственности. Все приобретенное женой во время брака, также оставалось в ее собственности.

Независимо от формы брака  на жену возлагались обязанности  по ведению домашних работ и поддержанию  дома в состоянии, отвечающем положению  семьи.

Жена и муж были обязаны  поддерживать нормальные отношения  в семье как личного, так и  сексуального характера. Наличие между  ними половой связи было обязательно. Отказ в выполнении супружеского долга и измена жены считались  основаниями для прекращения  брака.

 

  1. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ.

 

Имущественные отношения  супругов зависели от формы брака.

В браке cum manu имущество жены переходило в собственность мужа, который имел права им распоряжаться. Право мужа на владение имуществом жены не могли ограничить даже родственники жены.

В результате заключения брака  sine manu действовал принцип разделения имущества супругов. Муж мог осуществлять управление и распоряжение имуществом жены, но не мог его отчуждать без соответствующего разрешения. Управлять имуществом жены муж мог только в том случае, если супруга сама передала его для этих целей.

В данной ситуации взаимоотношения  супругов определялись по правилам договора поручения. Родственники жены могли  предъявить к супругу требования о восстановлении имущества или  даже иск по поводу злоупотреблений  в управлении имуществом.

Несмотря на то что жена была собственником своего имущества, она не могла самостоятельно распоряжаться этим имуществом в хозяйственном отношении.

При заключении брака sine manu супругам было запрещено осуществлять взаимные дарения.

На особом правовом положении  находились категории брачного имущества: приданое и брачные дары.

Приданое (dos) - материальный дар, предоставляемый женой, ее отцом (домовладыкой) или иным третьим лицом.

Приданым могли быть различное  имущество или имущественное  право: вещи на праве собственности  или владения, право на чужие вещи (сервитут), отказ от каких-либо вещных прав, отказ от наследства в пользу мужа и т. д.

Приданое являлось имуществом жены, но правом собственности на него обладал муж. Плоды от имущества  находились в собственности мужа, но муж не мог отчуждать земельные  участки. Движимые вещи муж мог отчуждать  только с согласия жены, за исключением  скоропортящихся и заменимых  вещей, которые муж мог отчуждать  самостоятельно. На мужа возлагалась  ответственность по сохранности  приданого.

Приданое передавалось путем  проведения особого обрядового акта либо оформления соответствующих документов.

Приданое нельзя было заменить другой вещью, даже если она была более  ценной. Кроме этого, вещь, находящаяся  в составе приданого, не могла  изменить свое назначение.

В период заключения браков cum manu правовое положение приданого никак не регулировалось.

Если не было соответствующего соглашения, то приданое вместе с другим имуществом жены переходило в собственность  мужа. Когда стали заключаться  браки sine manu, для приданого, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим.

Брачные дары – подарок  жене от мужа в соответствии с их общественным положением. Подарок предоставлялся до заключения брака, тем самым жена обеспечивалась на случай вдовства.

 

  1. СПОСОБЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ БРАКА.

 

Брак, заключенный на законных основаниях, мог быть расторгнут только в предусмотренных законом случаях. Способы прекращения брака в  римском праве:

  1. смерть одного из супругов;
  2. утрата одним из супругов статуса свободы;
  3. утрата одним из супругов римского гражданства;
  4. утрата семейного статуса;
  5. развод.

Смерть была достаточным  основанием для прекращения брачного союза. К смерти приравнивалось безвестное отсутствие одного из супруга, что также  вело к прекращению брака.

Утрата одним из супругов статуса свободы или гражданства  служила основанием расторжения  брака по той причине, что они  не имели права вступать в законный брак, а изменение семейного положения  вело к разрыву брачных отношений.

Кроме указанных оснований, брак прекращался по решению супругов – путем развода. В период I–II вв. развод был свободным и осуществлялся либо по взаимному согласию супругов, либо по заявлению одного супруга как отказа от брачной жизни.

Оформление развода могло  осуществляться только в отношении  законно заключенного брака. В отношении  неправового брака или в отношении брака, не оформленного должным образом, применение развода запрещалось.

Осуществление развода зависело от того, каким образом был заключен брак, – путем религиозного свадебного обряда, путем покупки жены или как неформальный брак. Но в любом случае развод представлял собой отказ одного из супругов продолжать брачные отношения.

При расторжении брака  выяснялись причины развода. На виновную сторону возлагались определенные имущественные санкции в виде штрафа или потери добрачного имущества.

Заявления одного из супругов о разводе принимались в случае супружеской неверности, покушения  на жизнь или совершения иного  виновного действия. Таким образом, при разводе по инициативе одного из супругов должна была иметься уважительная причина. При отсутствии уважительной причины на лицо, желающее развестись, накладывались имущественные санкции. Если инициатором развода являлась жена, то ее приданое оставалось у мужа, а если виновным выступал муж, то предбрачный дар оставался у жены.

Информация о работе Семья и брак в Римском частном праве