Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Судоустройство".

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по судоустройству.doc

— 699.50 Кб (Скачать документ)

Председатель, его заместители и судьи Верховного Суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики Национального Собрания и исполняют свои обязанности бессрочно.

Количество народных заседателей для Верховного Суда составляет 10 человек на одного судью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54. Состав и компетенция Президиума и судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь.

Основными постоянно действующими структурными подразделениями Верховного Суда являются судебные коллегии, которые обеспечивают специализацию судей при рассмотрении дел. Судебные коллегии формируются из числа судей Верховного Суда и утверждаются его Пленумом (ч. 1 ст. 54 Закона). При этом учитывается как желание самого судьи, так и стаж его работы, предшествующий опыт.

В необходимых случаях Председатель Верховного Суда вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке,  в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В кассационном порядке судебные коллегии Верховного Суда  рассматривают жалобы и протесты на приговоры, решения, определения и постановления областных, Минского городского судов по уголовным и гражданским делам, не вступившие в законную силу.

В порядке надзора судебные коллегии рассматривают протесты на постановления президиумов областных, Минского городского судов, а также на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления областных, Минского городского судов по уголовным и гражданским делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке в Верховный Суд

Президиум Верховного Суда образуется в составе Председателя Верховного суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда в количестве, определяемом Президентом Республики Беларусь. Персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Верховного Суда (ч. 1 и 2 ст. 52 Закона). В настоящее время Президиум насчитывает 13 человек.

              Заседания Президиума Верховного Суда проводятся по мере необходимости (ч. 4 ст. 52 Закона). На практике это происходит не реже двух раз в месяц.

              Полномочия Президиума можно разделить на процессуальные и организационные.

              К процессуальным относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Президиум рассматривает эти дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения, кассационные и надзорные определения судебных коллегий Верховного суда (ч. 4 ст. 407 УПК, ч. 1 ст. 440 ГПК). Таким образом, Президиум прежде всего осуществляет надзор за деятельностью судебных коллегий Верховного Суда, а через них и за правосудием во всех  судах республики. Поэтому его можно назвать высшей надзорной инстанцией в системе общих судов.

              В рассмотрении Президиумом судебных дел принимают участие Генеральный Прокурор Республики Беларусь или его заместители. Постановления Президиума принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим на его заседании (ч. 3 и ч. 5 ст. 52 Закона).

              Осуществляя надзор за судебной деятельностью, Президиум Верховного Суда не только исправляет ошибки, допущенные судебными коллегиями Верховного Суда и иных судов республики, но и направляет судебную практику, ориентируя эти суды на единообразное применение действующего законодательства, строгое соблюдение законности.

              Организационная деятельность Президиума имеет два основных направления: 1) рассмотрение вопросов организации работы самого Верховного суда, его подразделений и аппарата; 2) воздействие на деятельность нижестоящих судов в целях обеспечения правильного и единообразного применения ими законодательства.

              Первое направление состоит в рассмотрении Президиумом вопросов  текущего и перспективного планирования работы Верховного Суда, докладов председателей коллегий об итогах работы за полугодие или квартал, об организации деятельности отдельных судебных составов, подразделений аппарата и сотрудников Верховного Суда, повышения их квалификации.

 

55. Состав и компетенция Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Пленум Верховного Суда является коллегиальным органом, направляющим судебную практику в целях обеспечения ее точного соответствия действующему законодательству.

              Пленум действует в составе Председателя Верховного суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда, а также председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов, входящих в состав Пленума Верховного Суда по должности. В настоящее время он насчитывает 52 человека. Указанные лица как члены Пленума обладают равными правами.

Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в три месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, уведомляются члены Пленума, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор и Министр юстиции.

Основное полномочие Пленума Верховного Суда – дача разъяснений по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел. Эти разъяснения даются в виде постановлений Пленума и основываются на обобщении судебной практики и анализа судебной статистики. Они могут быть посвящены общим вопросам судебной деятельности, отдельным категориям уголовных, гражданских и административных дел, материально-правовым и процессуальным проблемам осуществления правосудия.

Разъяснения Пленума Верховного Суда не являются источниками права, не могут содержать новых правовых норм, поскольку судебная власть обладает лишь правоприменительной, а не законодательной, правотворческой функцией. В то же время такие разъяснения имеют большое значение для формирования судебной практики государства, обеспечения единообразного понимания и применения национального законодательства. В них анализируются действующие правовые нормы, допускаемые при осуществлении правосудия ошибки и нарушения закона, случаи неправильного и  неодинакового его понимания и применения судами, координируется судебная практика, выделяются ее ведущие направления, отвечающие актуальным проблемам жизни государства.

        К организационным полномочиям Пленума Верховного Суда относятся: утверждение по представлению Председателя Верховного Суда составов судебных коллегий и их председателей, а также секретаря Пленума из состава его членов, заслушивание сообщений председателей областных, Минского городского,

Белорусского военного судов, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о практике применения судами законодательства, исполнении разъяснений Пленума по применению законодательства Республики Беларусь

Таким образом, постановления Пленума Верховного суда по своему содержанию могут быть разделены на следующие группы:

     руководящие – содержащие разъяснения по вопросам применения действую-

щего законодательства;

     контрольные – по вопросам исполнения ранее принятых постановлений Пленума;

     организационные – по процессуально-организационным  вопросам деятельности Верховного Суда;

     кодификационные – вносящие изменения и дополнения в ранее принятые Верховным Судом постановления, а также отменяющие их целиком или в определенной части.

 

56. Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители. Порядок назначения и полномочия.

Председатель Верховного Суда осуществляет процессуальные и организационные функции, обеспечивая надлежащее руководство работой высшего судебного органа в системе  общих судов, что является важнейшим условием эффективного осуществления правосудия и выполнения функции надзора за судебной деятельностью.

              Председатель Верховного Суда, выполняя свои процессуальные полномочия: может председательствовать в судебных заседаниях коллегий; вправе истребовать из судов Республики Беларусь судебные дела для проверки в порядке надзора; приносит протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам; вправе приостановить исполнение судебных решений по судебным делам, организует изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, для чего вправе истребовать из судов Республики Беларусь судебные дела; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; созывает Пленум Верховного Суда, организует работу Президиума Верховного Суда  и председательствует на их заседаниях; организует работу по осуществлению контроля за исполнением разъяснений Пленума Верховного Суда; выносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда представления  о несоответствии его разъяснений законодательству Республики Беларусь; вносит представления в Конституционный Суд о несоответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь.

              Председатель Верховного Суда руководит организацией  работы самого высшего судебного органа, для чего: распределяет обязанности между первым заместителем и заместителями Председателя Верховного Суда; представляет на рассмотрение Пленума составы судебных коллегий Верховного Суда, составы суда для рассмотрения дел в судебных коллегиях, а также составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел; руководит работой аппарата Верховного Суда; организует работу Верховного Суда по приему граждан и рассмотрению жалоб, ведет личный прием граждан; осуществляет иные полномочия в соответствии с законом. Например, утверждает положения о структурных подразделениях аппарата Верховного Суда, инструкцию по делопроизводству в Верховном Суде и т.д. (ч. 1 ст. 56 Закона).

              В случае, если отсутствует Председатель Верховного Суда либо при невозможности исполнения им своих обязанностей его функции исполняет первый заместитель Председателя Верховного Суда, а если отсутствует и первый заместитель либо при невозможности исполнения им своих обязанностей – заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь

Председатель, его заместители и судьи Верховного Суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики Национального Собрания и исполняют свои обязанности бессрочно (п. 2 ст. 98 Конституции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57. Хозяйственные суды в Республике Беларусь. Их задачи, система, компетенция.

Хозяйственные суды – первые органы судебной власти экономической юрисдикции в истории отечественного судоустройства.

В соответствии со ст. 2 Закона их основными задачами являются:

     обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности путем осуществления правосудия;

     обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;

     содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Систему хозяйственных судов составляют:

1. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

2. Хозяйственные суды областей, хозяйственный суд г. Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Высшего Хозяйственного Суда.

              Перечисленные суды образуют единую систему, которую возглавляет Высший Хозяйственный суд. Он несет ответственность за организацию, состояние и совершенствование их деятельности, за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды.

Хозяйственный суд области (города Минска):

рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Специализированный хозяйственный суд:

рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;

изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь:

рассматривает в пределах своей компетенции дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"