Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:46, шпаргалка
КП – самостоятельная отрасль права в составе российского права, представляющая собой совокупность конституционных и обычных норм. Предметом конституционно-правового регулирования является общество в целом, включая государство. Действие норм КП распространяется на социально-экономические, политико-управленческие в т.ч. государство - властные, духовно-культурные отношения.
Билет 10 Вопрос 1 Система Конституции.
Каждая часть конституции - это элемент её композиции как юридического акта. Если категория "содержание" отвечает на вопрос , что в конституции заключено, то "система" дает представление о том, какова внутренняя организация этого нормативно-правового акта. Содержание конституции оказывает непосредственное воздействие на её систему. Изменение содержания конституции влечет за собой изменение её системы. Система конституции - это обусловленная предметом конституционного регулирования субъективная организация норм, создаваемая законодателем с учетом требования законодательной техники и национальных традиций в праве. Иначе говоря, система конституции - это способ организации заключенного в её тексте нормативного материала. Помимо других причин систем конституции обусловлена удобством пользования актом, максимальной компактностью, доступностью их для понимания гражданами. Элементами системы конституции выступают преамбула, разделы, главы, статьи. Система конституции представляет собой определенную взаимосвязь её элементов - преамбулы, разделов, глав, статей. Она обеспечивает внутреннюю согласованность этих элементов, отсутствие логических противоречий внутри акта, последовательность расположенных структурных элементов конституции. Как правило, каждый раздел, равно как и глава, имеет конкретное наименование. Действующая Конституция РФ состоит из двух разделов - первый содержит главы (1-9) второй заключительные и переходные положения. Преамбула, т.е. вводная часть, дана для уяснения содержания Конституции , её особенностей. Она имеет вспомогательное значение. Воздействие конституционной преамбулы усиливается в сочетании с конкретными нормативными предписаниями этого основного закона государства. В преамбуле Конституции России 1993 года провозглашаются основные устремления народа и его нравственные идеалы. Подчеркивается преемственность российской государственности, необходимость сохранения исторически сложившегося государственного единства, преемственность демократического строя. В преамбуле отражены нравственные ценности - гуманизм, стремление к счастью, добру, благополучию и процветанию России, гражданский мир, согласие, свободы, права человека. Преамбула провозглашается от имени народа России, осознающего себя как единое целое. Подчеркивается ценность патриотизма, любви к Отечеству, памяти предков. Преамбула - своеобразная увертюра к тексту Конституции. На первое место в Конституции выдвигаются разделы и главы, закрепляющие основы конституционного строя, механизм народовластия. Раздел первый можно условно назвать по наименованию первой главы - "Основы конституционного строя " и состоит из девяти глав. 1. Основы конституционного строя. 2. Права и свободы человека и гражданина. 3. Федеративное устройство. 4. Президент Российской Федерации. 5. Федеральное Собрание. 6. Правительство Российской Федерации. 7. Судебная власть. 8. Местное самоуправление. 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Характер отношений личности - общества - -государства производен от общественно-политической и социально-экономической систем. Поэтому и глава, регулирующая эту группу отношений следует за главой об основах конституционного строя. Второй раздел Конституции Российской Федерации 1993 года составляют заключительные и переходные положения, обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений. Объективную обусловленность системы конституции нельзя понимать как раз и навсегда установленный жесткий механизм взаимосвязей. Речь идёт о наличии таких групп норм, которые обязательно присутствуют в конституции и объединяются не произвольно, а на основе внутренних закономерностей. Расширение объекта конституционного регулирования отражается в системе конституции. Сейчас система конституции более сложна, чем прежде.
Билет 10 Вопрос 2 Конституционно-правовой статус республики в составе РФ
В составе РФ в настояшее время находится 21 республика. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. Республика - это госуд., образованное по национ.-территориальному принципу. Ей присущи те признаки и черты, которые хар-ны для гос. 1) каждая республика имеет свою К., ~ она самост. разрабатывает и принимает. 2) каждая республика имеет свое законодат. 3) каждая республика имеет свои законодат., исполнит. и суд. органы, главу исполн. власти или главу республики, свое ПР-во, свой Верх. Высш. Арб. Суд. ~ она самост. Формирует 4) каждая республика облад. правом тер-ого верховенства, без ее согласия тер-рия республики не м.б. 5) республики вправе устанавливать свои гос. языки. 6) республика вправе устанавливать свое гражд-во наличие гр-ва РФ и гр-ва республики означает не двойное гр-во, а 2 уровня единого гр-ва. 7) республика вправе участвовать во внешнеэкон. и иных м/н отношен., 8) каждая республика имеет свои символы: герб, флаг, столицу. 9) Наличие республ. собственности. Она включает землю, недра, имущества органов гос. власти, памятники культуры. 10) Республики в составе РФ не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус, однако статус республики не может быть изменен и без ее согласия., ст. 66 ч. 5. 11) Республика вправе самостоят. решать вопрос о своем наименовании. 12) Если ЧП вводится федер. органами гос. власти РФ, на тер-рии республики необходимо предварительное согласие органов гос. власти этой республики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения ЧП, затрагивают территорию только 1 республики, ЧП в этой республике может быть введено органами гос. власти этой республики с немедленным уведомлением Президента и парламента РФ. 13) Исключ. полномочия республик определены их К. на основе КРФ и федер. договора, но они не должны противоречить КРФ. Эти и др. признаки свидет. о том, что республ. как гос. обладает гос. суверенитетом. Это положение прямо не закреплено в новой К., однако Федерат. договор, К. республик прямо указывают на это. Кроме того, республики приняли Декларации о гос. суверенитете своих республик. Каждая республика в составе РФ - это национ. гос.
Билет 11 Вопрос 1 Основы конституционного строя как конституционно-правовой институт.
Билет 11 Вопрос 2 Всеобщее, равное, прямое избирательное право: понятие, гарантии.
Основные принципы избирательного права и избирательной системы - это всеобщность, равенство и прямое избирательное право. К этим принципам иногда прибавляют тайное голосование. Менее значимыми принципами считаются: принцип гласности; принцип проведения выборов избирательными комиссиями; территориальный принцип организации выборов (выборы проводятся по территориальным избирательным округам); принцип госго финансирования выборов (в РФ смешанное финансирование, [помимо финансов, которые дает кандидатам на предвыборную агитацию гос-во, они могут тратить собственные деньги или деньги фонда кандидата или партии], при допущении смешанного рефинансирования). Краткая характеристика некоторых из принципов: Принцип всеобщего избирательного права - в соответствии с ним в голосовании может участвовать все дееспособное население гос-ва с минимальными цензами. Принцип равного избирательного права - все участвуют в выборах наравне с другими. Этому принципу противоречит раздельное финансирование выборов, т.к. при нем преимущество получает тот, у кого больше денег. Этот принцип нарушают также те, кто избирается с госй должности. Нередко лица в таком положении воздействуют на избирательную компанию, т.к. у них больше организационных возможностей (недавний пример, выборы президента РФ 96 года). Принцип прямого избирательного права - это такое право, когда избиратели голосуют непосредственно за кандидата. Непрямое избирательное право многоступенчато (вышестоящие органы представительного характера формируются нижестоящими органами представительного характера). Например, так в годы советской власти формировались советы, сейчас так формируется Совет Федерации. Существуют и косвенные выборы, когда голосуют за выборщиков (напр, США). Принцип тайного голосования - за волеизъявлением избирателей запрещается любой контроль. Нарушения это принципа могут быть самыми разными, например: предложение проголосовать за определенного кандидата за деньги, выпивку и т.д.; предложение плохо видящему человеку помочь в выборе кандидата в избирательном бюллетене и вместо желаемого кандидата ставится кандидат нужный “помощнику”; могут просто проставить карандашом на избирательных бюллетенях номер, при помощи которого будет легко определить, кто голосовал за того или иного кандидата, по избирательным спискам.
Билет 12 Вопрос 1 Народный суверенитет и формы его проявления.
В науке конституционного права обычно различают понятия народного, национального и государственного суверенитетов. Эти понятия взаимосвязанные. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм их политического, социального и духовного бытия, лежат в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет является основой суверенитета государства, а последний, в свою очередь, выступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей. Суверенитет не есть власть, это важнейший организационно-политический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость во внешних сношениях. Суверенитет народа — это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество и его представители. Народ представляет собой совокупность индивидов, не отождествляемую ни с одним из них. Данная разновидность суверенитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот. Выражением народного суверенитета является признание народа в качестве верховного носителя всей власти. Наличие суверенитета означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах. Способами осуществления народного суверенитета являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом. Воля народа является единственным базисом демократического государства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Общество может оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя. Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственное народовластие (осуществляет народ путем прямого волеизъявления); представительная демократия (осуществляется через органы, действующие по поручению народа, редставляющие его). Причем нельзя говорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они равным образом важны для реализации народовластия. Народ выступает как носитель власти в РФ на трех уровнях: федеральном (как многонациональный народ всей России); региональном (как народ каждого из субъектов РФ); местном (как народ территориальных единиц, где действует местное самоуправление).
Билет 12 Вопрос 2 Виды государственных органов РФ, особенности порядка образования, критерии их классификации.
Орган госй власти (точки зрения): это одна из структур госго аппарата; это обособленная структура госго аппарата; это подразделение госго аппарата, наделенное специфическими функциями; это подразделение госго аппарата обладающее собственной компетенцией. Для нас органом госй власти будет часть механизма гос-ва, выступающая в виде обособленного подразделения госго аппарата, наделенная собственной компетенцией. Органы гос-ва осуществляют конкретные государственные функции. Отличаются они тем, что органы госй власти принимают решения общеобязательного характера (они обязательны для всех лиц, находящихся на подведомственной этому органу территории). Виды органов госй власти: 1 По способу формирования: избираемые населением и назначаемые другими органами. Выборы происходят на основе прямого или косвенного, или многоструктурного избирательного права, назначаемые в порядке подчиненности и в порядке “координации”, когда орган непосредственно не подчиняется назначаемому органу. 2 По территориальному принципу: органы общегосударственные, региональные и местные. 3 По временной деятельности: органы созданные на неопределенный срок (например, Совет Федерации) и на определенный срок (например, Президент, Гос Дума). Органы с определенным сроком делятся на постоянные (по истечении срока деятельности, их упразднение не происходит, просто меняется их состав) и временные (по истечении срока деятельности они самоупраздняются). 4 По форме деятельности: органы предусмотренные конституцией, федеральными законами и подзаконными актами. 5 По функциям: законодательные, исполнительные, судебные и иные органы госй власти.
Образование, формирование, деятельность органов гос власти субъектов РФ, их полномочия, ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами гос власти основываются на Конституции РФ и регулируются федеральными конституционными законами, ФЗ от 06 октября 1999 г., иными ФЗ, конституциями (уставами), законами и иными НПА субъектов РФ.
Билет 13 Вопрос 1 Референдум: порядок назначения и подготовки, комиссии по проведению, порядок финансирования, определение результатов.
Референдум — это всенародное голосование российских граждан по законопроектам, действующим законам и наиболее важным ?ам государственного значения. В правовом смысле различают следующие виды референдума. В зависимости от содержания законопроекта выделяют конституционный и обыкновенный. По времени проведения референдума — до или после принятия закона — различают превентивный (дозаконодательный) и утверждающий послезаконодательный референдумы. Также: обязательными и факультативными.По территориальному признаку - подразделяются на референдум РФ, референдум субъекта РФ и местный референдум. 1. Референдум назначает Президент РФ. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу референдума. КС РФ направляет свое решение Президенту РФ, решение КС подлежит незамедлительному опубликованию. 2. Если КС РФ признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу соответствующей Конституции РФ, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения КС РФ назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения КС РФ. 3. Президент определяет день голосования (только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума; не может быть предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем). Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. 4. При назначении референдума в соответствии с м/н договором РФ могут быть установлены иные сроки проведения референдума. 5. Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой, другая инициативная группа выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу, голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день. 6. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ. Подготовку и проведение референдума осуществляют: • Центральная избирательная комиссия РФ, действующая в качестве Центральной комиссии референдума РФ; • избирательные комиссии субъектов РФ, действующие в качестве комиссий субъектов РФ по проведению референдума РФ • территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведению референдума РФ; • участковые комиссии по проведению референдума РФ. Определение результатов референдума: • подсчитываются голоса последовательно на участках, территориях, в субъектах федерации, по России в целом; %/ референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие более 50% граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение, принятое на референдуме, имеет обязательный характер.