Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:17, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории государства и права".

Работа состоит из  1 файл

СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ РЕФОРМА ШПОРЫ.docx

— 23.33 Кб (Скачать документ)

2. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА НЕОБХОДИМОСТЬ  ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ.

Идея реформирования судов зародилась еще в годы перестройки, во 2й половине 80х годов. Первоначально  она ставил своей задачей модернизацию системы советского правосудия в  соответствие с концепцией демократизации социализма. Глубокие экономические  и социальные преобразования  потребовали  новых ходов к законности, правопорядку, охране прав и свобод граждан. Стало  ясно, что для защиты полит. и эк.свобод граждан и их объединений, общество нуждается в независимом судье, свободном от политического и социального давления. Как известно в период однопартийной системы граждане не могли защищать в суде не только полит.права, но и многие другие вытекающие из трудовых, жилищных, налоговых, земельных и др.правоотношений поскольку жалоба на действия д/л по действовавшим тогда законам рассматривались как правило в адм.порядке вышестоящими руководителями. Правовому государству требуется суд доступный для населения в котором споры рассматриваются беспристрастно и объективно, в приемлемые для сторон сроки. Обеспечить все это возможно лишь в условиях разделения властей на 3 ветви. При котором судебная власть полностью самостоятельна. Далее следовало снять ограничения прав граждан, обращаться в суд. Это и являлось целью судебно правовой реформы.

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА  НА НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ.

Концепция судебно  правовой реформы должна начинаться с вопросов последовательного решения  проблем самостоятельности и  независимости в первую очередь  в области экономического развития.

 Был период, когда  судьи за свои деньги покупали  конверты, использовали уже применявшиеся  бланки для составления протоколов.

 Таким образом, развитие в области экономики было необходимо для судебной системы. Ведь эффективная работа судов помогает развитию экономики страны. Экономия средств в данной сфере недоступна. Если достойно материально обеспечивать судебную власть то она будет эффективнее и быстрее решать поставленные вопросы.

 В настоящий  момент вопросами распределения  средств из федерального бюджета  занимается судебный департамент,  распределяет он эти средства  по судам ОЮ. У Арбитражных  судов другая система.

 Данная реформа  позволяет достичь того уровня  уважения со стороны населения, при котором судебная система функционирует более эффективно.

4. ФАКТОР МЕЖДУНАРОДНОГО  ПРАВА, НА НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные федеральным законом, применяются правила международного договора. Международные договоры, затрагивающие основные права и свободы человека, предусматривающие принятие федеральных законов, устанавливающие иные, чем федеральный закон, подлежат ратификации, причём ратификация осуществляется федеральным законом. Отсюда следует, что ратифицированные международные договоры имеют большую юридическую силу, чем федеральные законы. Кроме того, официально опубликованные международные договоры, не требующие принятия внутригосударственных актов, имеют прямое действие на территории РФ и могут применяться непосредственно.

5. КОНЦЕПЦИЯ СУДЕБНОЙ  РЕФОРМЫ В РСФСР 21 октября 1991г.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ  РЕФОРМЫ.

Концепция судебной реформы в РСФСР, одобренная постановлением Верховного Совета РСФСР  от 24 октября 1991 г., провозгласила необходимость  глубоких преобразований в сферах законодательного регулирования, кадрового и ресурсного обеспечения, организации правоохранительной и судебной деятельности для преодоления  кризиса отечественной юстиции  в широком понимании этого  слова. В частности, поддерживалось учреждение Конституционного Суда, предполагалось возрождение суда с участием присяжных  заседателей, института мировых  судей, введение судебного контроля за правомерностью заключения под стражу, утверждение принципа несменяемости судей, пересмотр ведомственных показателей работы правоохранительных органов и судов.

Основополагающие  идеи Концепции судебной реформы  были зафиксированы в Конституции  Российской Федерации 1993 года и ряде российских законов, принимавшихся  в 1991 году и последующие годы.

Этапы реформы:

  1. Романтический этап  - подготовка правовых и, отчасти, организационных предпосылок возрождения судебной власти в России на демократических принципах;   формальное признание непосредственного действия в России международных   актов   о   правах   человека   в   качестве   части   ее правовой системы; расширение круга вопросов, подлежащих разрешению судами;   создание действующих моделей конституционного контроля и состязательного судопроизводства, перераспределение полномочий в системе «силовых» министерств и ведомств.
  2. Второй этап - перераспределение каналов влияния на судебную систему от органов власти субъектов Российской Федерации в пользу Администрации Президента Российской Федерации;   упрочение зависимости судей от председателей судов, а тех -от президентских структур;  в конечном итоге - возвращение судебной системы к фактической роли придатка предержащей власти.

Третий этап - переосмыслив предшествующий опыт и  создав обращенные лицом к народу, эффективные судебную и правоохранительную системы. Судебная власть должна, наконец, стать самостоятельной влиятельной  силой, независимой в своей деятельности от органов законодательной и  исполнительной властей.

6. ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ  СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИ 1991. МЕСТО СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В  СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

1.преодоление  обвинительного уклона в деятельности  правоохранительной системы и  судов; 

2.освобождение  людей от угрозы применения  пыток, от риска унижающего  достоинство обращения; справедливое, эффективное и быстрое расследование  заявлений о применении пыток;  восстановление нормального судопроизводства  на территории Чеченской Республики;

3.обеспечение  каждому доступности квалифицированной  юридической помощи; ликвидация  «черной адвокатуры», содействующей  органам уголовного преследования  вопреки интересам доверителей; 

4.сокращение  предельных сроков пребывания  обвиняемых под стражей до 6 месяцев  с момента фактического лишения  свободы (задержания);

сокращение  численности тюремного населения  до уровня, не превышающего 300 человек  на 100 тысяч населения;

преодоление практики сокрытия преступлений от учета;

предоставление  каждому права на судебное разбирательство  без неоправданной задержки; подавляющее  большинство гражданских дел  должны разрешаться в пределах месячного  срока;

искоренение фальсификаций в ходе досудебного  и судебного производства, в особенности, фальсификации протоколов судебных заседаний;

эффективное восстановление пострадавших в правах, реальное исполнение судебных решений  о взысканиях в кратчайшие сроки.

7. ТАКТИКА СУДЕБНОЙ  РЕФОРМЫ И ЕЕ ЭТАПЫ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, ПЕРЕХОДНЫЙ, ЗАВЕРШАЮЩИЙ).

Структурные изменения в судебной системе  произойдут поэтапно,  на базе развития и видоизменения функций существующих судов с постепенным обособлением  ряда  их подразделений в самостоятельные  звенья судебной системы со специальной  подсудностью  или  в  дополнительные  судебные инстанции. В концепцию   судебной  реформы  сознательно  закладываются  идеи

постепенности и социального экспериментирования  с тем,  чтобы избежать губительных   последствий   воспроизведенных  в  гигантских  масштабах ошибок, допущенных при проектировании преобразований. Будут обеспечены также  механизмы  обратной  связи,  позволяющие  оперативно  оценивать  состояние  системы  юстиции  после  каждого  нововведения   и   быстро исправлять положение дел. Судебную реформу  предлагается проводить в  три  этапа,  чтобы  не впасть   в   ошибку  кабинетного  предвосхищения  хода  и  результатов практически   проводимой   реформы,   оставить   свободу   маневра   в перспективе.

1) ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

     Публикация и обсуждение концепции  судебной реформы. Утверждение  концепции судебной реформы Верховным  Советом       Формирование  рабочих    групп    для     подготовки     важнейших  законопроектов Проведение исследований  оптимальных норм нагрузки кадров  юстиции, потребного количества  техники и материало. Формирование обратных связей.  Постоянный контроль за процессами, происходящими в регионах и др.

2) ЭТАП. ПЕРЕХОДНЫЙ.

Корректировка разработанного законодательства  в  соответствии  с результатами поставленных экспериментов и полученными  откликами. Создание специализированных   судебных  составов  без  учреждения специальных судов. и пр.

3) ЭТАП. ЗАВЕРШАЮЩИЙ.

          Действие законодательства    о    судебной   реформе   на   новой судоустройственной базе. Разворачивание системы специальных судов. Преобразование судебных округов и расположение их в границах,  не совпадающих с пределами административно-территориальных единиц.

8. РЕЗУЛЬТАТЫ  ПЕРВОГО ШАГА СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ  РЕФОРМЫ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ, ИХ  ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И МЕХАНИЗМ  РЕАЛИЗАЦИИ.

9. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА  РФ.

Исходя из содержания Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", анализа его институтов, под судебной системой понимают совокупность судебных органов и учреждений, непосредственно обеспечивающих их деятельность, объединенных единством принципов и задач, руководствующихся едиными правовыми основами. Так, в судебную систему России входят все суды: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в том числе и мировые суды, в отношении которых он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики; Высший Арбитражный Суд РФ и все арбитражные суды, в отношении которых он наделен полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Совокупность указанных судов РФ связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования. В настоящее время в соответствии с Конституцией и законодательством о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов. Основным условием организации системы судов признается стабильность утверждаемой законом системы. Эта задача может быть решена установлением принципа создания и упразднения судов исключительно путем изменения Конституции РФ для высших судов и путем изменения федеральных законов для других федеральных судов.

10.

11.

12.

13. ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СУДЕЙ: СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ. РЕШЕНИЯ VIII ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА СУДЕЙ.

    В 1991 г. Был созван 1-ый всероссийский съезд судей на котором было принято решение о создании органа, который действовал бы в период между съездами. Он был призван содействовать проведению судебной реформы; защищать интересы судей; представлять судейский корпус в других органах власти.   В марте 1992 г. Состоялось заседание совета судей, на котором был избран Председатель совета судей из 9 человек. Судьи разработали законопроект 1992Г. «О статусе судей». Приняли участие в создании КРФ, а именно в главе «Судебная власть». На следующем совете судей в 1993 г., приняли участие судьи из Арбитражных и Военных судов. На нем было принято положение, которое утверждало полномочия Совета Судей. Создан кодекс судейской этики. На 3 съезде в 1994 г. Был разработан законопроект ФЗ «О Судебной системе РФ».

    Решения VIII всероссийского съезда судей.

    • Органам судейского сообщества принять меры к выполнению постановления, обеспечения качественного осуществления правосудия; своим ответственным поведение укреплять авторитет судебной власти.
    • Довести постановление до сведения Президента, Федерального собрания, Правительства.
    • Просить президента: а) рассматривать меры по обеспечению независимости судей, б) обеспечении судей жильем, в) включение должности мирового судьи в сводный перечень государственных должностей, г) увеличения денежного довольствия судей, д) поручить правительству внести изменения в целевую программу «Развитие судебной системы» (увеличение социальных гарантий), внести проект ФЗ «О нормах финансирования судов РФ», принять меры по обеспечению Российской Академии правосудия, обеспечение мировых судей жильем, а также федеральных государственных служащих судов, передать на баланс Судебного департамента и Высшего Арбитражного суда здравниц Черноморского побережья Кавказа.
    • Приоритетное рассмотрение проектов, касающихся судов и судей.
    • Совершенствование механизмом обеспечения независимости судей. Подготовить проект КЗ «О судах общей юрисдикции».
    • Признать необходимым создать информационный центр ГАС «Правосудие».

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"