Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:21, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
8. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА (ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ)
..
64. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Орган государства - это структурно обособленная часть государственного аппарата обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства. Исходя из этого определения: 1-ый признак – органы государства это определенные элементы, составные части государственного аппарата. 2-ой признак – это относительно самостоятельные обособленные части государственного аппарата, то есть каждый орган государства представляет собой определенную государственную организацию и занимает определенное место в структуре государственного аппарата. 3-ий признак – органы государства это такие элементы государственного аппарата, которые обладают определенными властными полномочиями – компетенцией (право того или иного органа государства решать определенные государственные и общественные вопросы). Органы государства наделяются компетенцией самим государством и компетенция государственных органов закрепляется в определенных нормативно-правовых актах. 4-ый признак – органы государства это такие части государственного аппарата, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. Вместе с тем не следует отождествлять функции государства и функции органов государства, так как каждый орган государства осуществляет часть либо одной функции, либо части нескольких функций.
Классификация
государственных органов. 1-ая - с учетом
порядка образования (формирования) органы
государства подразделяются на первичные
и производные. Первичные формируются
населением, то есть такие органы создаются
непосредственно народом (Государственная
дума). Вторичные (производные) - это органы
которые формируются первичными органами
или какими-либо производными органами.
2-ая классификация - с учетом сферы действия
органы государства подразделяются на
высшие и местные. Высшие действуют в масштабах
всей страны или в масштабах субъекта
федерации. Местные органы - это органы,
которые действуют в пределах соответствующих
административно-
Государственный аппарат – это совокупная связь органов государства, основанная на их субординации и распределении властных полномочий.
Стало быть, государственный аппарат – это воплощение, выражение государственной власти подобно тому, как атрибуты монархической формы правления (трон, скипетр, одежда, корона) являются ее признаками. В специальном, более узком значении под государственным аппаратом понимают лишь систему государственных органов, наделенных властными полномочиями. При этом «специальными властными полномочиями, необходимыми для осуществления возлагаемой на них работы, наделены все звенья государственного аппарата. В целом ими охватываются все стороны государственной деятельности».
По
иному дает определение государственному
аппарату и его соотношение с механизмом
государства М.И. Байтин: «Понятие «механизм
государства» тесно связано с категорией
«государственный аппарат», - пишет он…
В широком смысле понятие государственного
аппарата как совокупности всех государственных
органов совпадает с определением механизма
государства, идентично ему. В более узком
смысле под государственным аппаратом
понимают аппарат государственного управления.
Именно в этом значении как совокупности
исполнительно-
Правовая форма деятельности государственного аппарата носит властный характер и реализуется в общеобязательных предписаниях, адресованных соответствующим адресатам. Она складывается из следующих трех форм деятельности: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной
Правотворческая – особая форма деятельности государственных органов, направленная на разработку и издание нормативно-правовых актов.
Правоприменительная деятельность – сложный процесс, выступающий как способ и средство организации реализации права; как стадия правового регулирования; как юридический факт; как элемент механизма правового регулирования. Применение права – всегда действие, акт поведения управомоченного лица.
Правообеспечительная (правоохранительная) функция состоит в том, что применение права обеспечивает соблюдение, исполнение и использование норм права. Например, вынесение приговора по уголовному делу обусловливает исполнение норм уголовного права, предусматривающих данное наказание.
Политическая система общества представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.
В науке существует множество различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:
во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;
во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;
в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;
в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми,
политическими нормами и политическими традициями.
С учетом названных признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.
Государственные политические партии- общественные объединения, целью которых является участие в политической жизни общества, в организации и осуществлении государственной власти посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах и деятельности органов государственной власти.
Виды политических партий в РФ:
В рамках политической системы партии образуют партийную систему - совокупную связь партий, действующих в соответствии со своими программами, уставами, борющиеся за государственную власть. Усиливаясь партии способствуют демократизации общества. Поднимают политическую активность населения. В странах с демократической политической системой признаётся политическое многообразие, им предоставляется право формирования высших органов государства путём проведения своих сторонников в парламент или правительство.
Два вида политических систем: многопартийные и основанные на монополии правящих партий.
Партийное государство: руководители органов управления назначаются по партийной принадлежности, функционирует одна господствующая партия. Её идеология становится государственной идеологией, сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии фактически глава государства.
Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, обеспечивающая свободо-творческую и предпринимательскую деятельность, создающая возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина.
Основные признаки:
Правовое общество - организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве закона, действует в строго определённых законом границах. Правовое государство является посредником между индивидом и обществом. Правовое государство - это государство в котором действует свобода, основанная на законах.
Признаки правового государства:
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"