Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:23, шпаргалка
Ответы на экзаменационные вопросы по "Теории государства и права".
2) консолидация
- форма систематизации путем
объединения нормативных актов
без изменения их содержания
в единый акт, где каждый
из актов теряет свое
3) кодификация
- форма систематизации путем
объединения нормативных актов
в единый, логически цельный акт
с изменением их содержания. В
процессе кодификации
Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы, во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс, в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
27.
Действие норм права во
Действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего ее нормативно-правового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы.
Действие во времени связано с вступлением нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы.
Действие во времени: 1) вступление акта в силу;
Способы вступления в силу: а) в акте указана дата, с которой акт вступает в силу;
в) общий порядок;
Законы РФ и другие нормативно-правовые акты высших представительных органов власти вступают в силу на всей территории государства по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте не указано иное.
Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории государства по истечении 7 дней со дня их официального опубликования, если в тексте не указано иное.
Ведомственные акты вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.
Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных органов определяется ими самостоятельно.
2) прекращение действия;
Способы прекращения действия: а) истечение срока;
в) принятие нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений (условная отмена);
г) устаревание акта, в связи с исчезновением отношений, которые он был призван регулировать;
д) признание акта не конституционным и вследствие этого юридически ничтожным по решению Конституционного суда;
3) обратная сила закона – это сумма принципов, определяющая возможность применения вновь принятого закона к отношениям, имевшим место в период, предшествовавший его принятию.
По общему правилу нормативно-правовые акты распространяют свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу, т.е. обратной силы они не имеют. Это означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания.
Обратная сила означает то, что нормативный акт распространяется на все случаи и «вперед» и «назад», т.е. и на случаи, которые происходили раньше.
Исключения из общего правила: - самим актом устанавливается его обратная сила;
Переживание закона, т.е. когда закон, утративший силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам.
28. Действие юридических норм в пространстве и по кругу лиц.
Действие правовой нормы в пространстве ограничивается всей территорией государства или территорией отдельных его частей. В России федеральные нормативно-правовые акты вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Региональные нормативные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления - на территорию города, поселка или иного муниципального образования.
Действие нормативно-правового акта в пространстве связывается с их распространением на территорию государства, которая в себя включает:
- часть суши с внутренним
водным пространством в
- внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль;
- воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся под флагом и гербом государства;
- космические объекты,
находящиеся под флагом и
- квазитерритории (посольства и консульства);
Действие нормативно-правового акта в пространстве также зависит от юридической силы акта и иных характеристик (компетенция правотворческого органа) (например, Конституция РФ распространяет свое действие на всю территорию РФ, а Устав Омской области – только на территорию Омской области).
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает, по общему правилу, распространение нормативных требований на всех лиц в рамках территориальной сферы того или иного акта. Но из этого правила есть исключения.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц зависит также от:
- профессиональной
- пола;
- принадлежности к государству;
- возраста;
- иных оснований (инвалидность, беременность, нетрудоспособность и др.);
29. Формы реализации норм права.
Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения. Влияние права на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства.
Реализация норм права есть воплощение их предписаний в поведении людей.
Различаются следующие формы реализации норм права: осуществление (использование) прав, исполнение обязанностей, соблюдение обязанностей и применение норм права (особая форма их реализации).
1. Осуществление (использование) прав выражается в реализации возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений нормами права. В этой форме осуществляются, например, нормы, закрепляющие за гражданами право участвовать в выборах представительных органов государственной власти; право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другие. Особенность данной формы реализации состоит в том, что участники общественных отношений могут совершать действия, которые дозволены нормами права.
2. Исполнение обязанностей
выражается в обязательном
3. Соблюдение обязанностей
выражается в воздержании от
совершения действий, запрещенных
юридическими нормами. Суть
Указанные формы реализации правовых норм считаются непосредственными, так как правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений. Если же данные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные правовыми нормами, возникает необходимость в использовании применения права как особой формы его реализации. Этот вопрос требует специального и более внимательного рассмотрения.
30. Понятие применения норм права.
«Применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний». Применение права представляет собой особую форму реализации права. Особую, потому что она дополняет три основных формы реализации права, протекая то в одной, то в другой, то в третьей форме:
Правоприменительная
деятельность необходима в
тех случаях, когда полная
реализация правовой нормы
не возможна при использовании
непосредственных норм
- когда правоотношения, определенные права и обязанности не могут возникнуть у конкретных физических или юридических лиц без вмешательства государства в лице компетентных органов (например, назначение пенсии или призыв на военную службу).
- когда нужно установить наличие или отсутствие конкретных юридических фактов или официально зарегистрировать определенные юридические действия (например, признание человека умершим или нотариальное удостоверение какой-либо сделки).
- когда правовой спор не может быть разрешен субъектами правоотношения самостоятельно из-за конфликта интересов (например, защита чести и достоинства гражданина, раздел имущества при разводе).
- когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф или определить меру уголовного наказания).
31. Стадии применения норм права.
Основные стадии процесса применения права.
Применение права – единый и вместе с тем сложный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логически связанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права.
В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменения.
Наиболее типичными признаются следующие:
. Установление
и исследование фактических
. Принятие
решения (издание
. Доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных гос и общественных органов и должностных лиц
Иногда выделяются и рассматриваются лишь три стадии правоприменительной деятельности. А именно: установление и анализ фактического материала, касающегося рассматриваемого дела; определение и исследование нормативно-правовой основы данного дела; принятие решения и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.
Разумеется,
дело заключается не в
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"