Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:28, шпаргалка
Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория широко использует логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией. При выработке научных понятий о государстве и праве применяются разнообразные логические приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие. Это те рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и объективность теории.
Вопрос№6:основные логические приемы общетеоретического исследования государственно-правовых явлений.
Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория широко использует логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией. При выработке научных понятий о государстве и праве применяются разнообразные логические приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие. Это те рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и объективность теории.
Анализ. Как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации. Он дает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы.
Синтез. Как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены ^ результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.
Индукция. Такой логический
прием заключается в
Дедукция. Посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным и другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, затем обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства под отраслей и институтов права и, наконец, завершить этот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права)и ее структуры.
Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемее для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. По выражению Канта, гипотеза — это не мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума. Теория государства и права не только констатирует достигнутое, познанное наукой. Ее задача состоит в том, чтобы перейти на основе имеющихся фактов от незнания к знанию, выявить более глубинные закономерности государства и права, их определенные стороны и тенденции развития.
№15.эволюция сущности и соц.назначениягосударства.
Сущность государства – качественная характеристика государства, определяющая сочетание общесоциальной и классовой его сторон Сущность государства-то, для чего нужно данное государство. Социальное назначение государства – обеспечение целостности и развития общества. Государство реализует своё назначение через осуществление трёх категорий дел: 1) общие дела, обеспечивающие объективные предпосылки человеческого существования;2) классовые, отдельных социальных слоёв, групп;3) дела как члена мирового сообщества.
Эволюция сущности и социально назначения заключается в том что государства древнего мира и средневековья были преимущественно классово ориентированы,решая обшесоциальные задачи во вторую очередь,а современные государства наоборот в первую очередь решают общесоциальные задачи.
Можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.
Классовый подход к оценке сущности государства оформился к середине 19в в работах Маркса и Энгельса.в соответствие с этим подходом сущность государства состоит в обеспечении эксплуатации одних классов в отношении других. Здесь государство используется в узких целях, сущность государства как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства.
Общесоциальный подход создаёт условия для социального компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции,и используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты.
- Религиозный подход, который
предполагает, что государство существует,
во имя исполнения интересов
представителей какой-либо
В рамках национального подхода можно определить сущность государства как содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет неудовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данного государства.
- Расовый подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо расы.
Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства взависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
Вопрос №24.
Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному
государству присущи следующие внутренние функции обеспечение
народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение,
экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения
законности и правопорядка.
В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более важным
становится выделение глобальных функций государства, характеризующих
деятельность современного государства в экологической, демографической,
сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной,
информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других
современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю
цивилизацию.
Обеспечение народовластия
Это, прежде
всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени
народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного
самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно,
через референдум.
Экономическая функция
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились
хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со
стороны. Оно
активно разрабатывает и
строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую
и валютно-денежную системы.
Социальная функция
Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему
деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие,
создать равные возможности для всех граждан в его достижении.
Экологическая функция
Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая
обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое
благополучие граждан, их экологическую безопасность.
Налогообложение
Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его
структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода налогов,
сборов, пошлин и иных обязательных платежей.
Защита прав и свобод граждан
Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении
государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и
интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства
от противоправных посягательств.
Внешние функции: Поддержки иностранных инвестиций. льготный налоговый и таможенный
режимы, пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными
ресурсами, безвизовый въезд и выезд иностранных граждан.
Функция обороны
Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо
она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной
целостности государства.
Функция поддержки мирового порядка
Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению
мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия
Конкретными действиями государств в этой области является создание
международных организаций по борьбе с преступлениями.
№15.Совершенствование механизма современного государства как условие повышения эффективности его функционирования.
Итак, для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Он олицетворяет материальную силу государственной власти. Аппарат государства – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций
Государственные органы обеспечивают осуществление сильной и эффективной государственной власти, которая не обязательно должна быть авторитарной, диктаторской
В теории государства задача
ставится более скромная: определить
взаимосвязь функций
Подчеркнем практическое значение правильного
теоретического решения этого вопроса.
Так, государственный орган следует создавать
под ту или иную функцию, а не наоборот
– создавать орган, а потом находить ему
занятие, функцию. Впрочем, необязательно
и создание отдельного государственного
органа под каждую новую функцию государства.
Уже имеющиеся в государственном аппарате
органы могут взять на себя и новые функции,
их компетенция может быть расширена.
Эти положения, когда они соблюдаются
в государственной жизни, приобретают
большое значение для практической организации
наиболее эффективной деятельности государства,
выполнения его социального назначения.
Напротив, недопустимо дублирование одних
и тех же функций разными органами.
В теоретическом плане очень важно отметить,
что именно государственные органы как
раз характеризуют формирование в государстве
особого слоя людей, физически оторванного
от материального производства, но выполняющего
весьма важные управленческие функции..
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"