Шпаргалки по ТГП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:40, шпаргалка

Описание

Шпаргалка содержит 75 ответов по всем вопросам к ГОСу по ТГП.
1. Предмет и методология ТГиП...
75. Предмет и методы правового регулирования.

Работа состоит из  1 файл

шпоры ао ТГП А5.doc

— 731.50 Кб (Скачать документ)

Акт применения нормы  права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальные государственно-властные предписания компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юр. дела. Его основные признаки: 1. Он имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. 2. Акт применения – это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам и имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от НПА, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. 3. Правоприменительные акты должны быть законными, в противном случае он должен быть отменен. 4. Акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование: приговор, приказ, постановление, распоряжение. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. Например, акты, принимаемые правоохранительными органами (суды, прокуратура ит.п.) должны иметь следующие обязательные элементы: вводная часть (наименование акта, название органа его издавшего, время тздания, конкретный адресат), описательная часть (излагаются фактические обстоятельства дела), мотивировочная часть (обоснование принятого решения), резолютивная часть (содержание решения).

Классификация актов применения норм права производится по различным основанном. В зависимости  от субъектов, применяющих нормы  права индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды: 1. Акты представительных органов гос. власти, 2. акты исполнительных органов, 3. Акты правоохранительных органов, 4. Акты гос. контроля (налоговая инспекция, таможня). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

62. Понятие и структура  правовой культуры  общества и личности.

Под правовой культурой  понимается обусловленное  всем социальным, духовным, политическим и экономическим  строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом  уровне развития правовой деятельности, юридических  актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Из определения  следует, что правовая культура —  определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов. Какие же это подсистемы, части или элементы? Каково, другими словами, «устройство» правовой культуры?

Правовая  культура общества зависит прежде всего  от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д„ насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д. Это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической — деятельность ученых-юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и практической — правотворческой и правореали-зующей, в том числе правоприменитсльной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью  его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правоприменителя и др.).

Третьим элементом  правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства.

При определении  качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние  индивидуальных правовых актов —  документов: правоприменительных (решения  и приговоры судов, постановления  следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т. д.).

О правовой культуре личности можно судить по ее поведению  в правовой сфере, т. е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы  сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым  следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

63. Понятие и структура  правосознания.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Существуют  две диаметрально противоположные  точки зрения на проблему сущности правосознания:

Марксистско-ленинская (объективная) - правовые воззрения  людей определяются прежде всего  их классовым положением. Но это учение не может ответить на вопрос, почему могут изменяться правовые воззрения людей, которые сохраняют своё классовое положение.

Большинство немарксистских учений (субъективная) - правосознание определяется индивидуальными  предпочтениями субъекта, уровнем его культуры, религиозными взглядами и т.д. Однако также нет ответа на вопрос, почему люди с разным уровнем культуры объединяются для защиты одних и тех же правовых принципов.

Структура правосознания: Правовая идеология - это отражение  правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Это рациональный компонент структуры правосознания. Правовая психология - совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это эмоциональный компонент структуры правосознания. Правовая психология также состоит из нескольких элементов:

а) Стойкие  компоненты - обычаи, традиции, привычки (отрицательное отношение к преступлениям против личности).

б) Подвижные  компоненты – настроения.

Виды правосознания. По уровню отражения правовой действительности:

Обыденное - присуще основной массе людей, формируется  на базе повседневной жизни граждан  в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. 75% такого правосознания составляет правовая психология.

Профессиональное – складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности. 75% такого правосознания составляет правовая идеология.

Теоретическое (научное) - характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

По субъектам:

Индивидуальное  – складывается под влиянием, как  внешних, так и внутренних факторов, что и объясняет диаметральное  различие такого правосознания.

Групповое - т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ.

Массовое - характерно для нестабильных, временных объединений  людей (митинги, демонстрации, бунтующая  толпа).

Общественное  – правосознание макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи; наций и народностей; общества в целом).

Функции правосознания - это основные направления его  взаимодействия с правовой действительностью. Выделяют три функций правосознания:

Познавательная  функция правосознания состоит в том, что посредством сознания индивид, группа, общество в целом приобретают знания об окружающей правовой действительности.

Оценочная функция  связана с формированием у  людей внутреннего психологического отношения к отражаемой правовой действительности.

Регулятивная  функция заключается:

во-первых, в  том, что при непосредственном участии  правосознания создаются юридические  нормы, позитивное право;

во-вторых, в  том, что каждый индивид определяет конкретный вариант поведения с  учётом юридических норм;

в-третьих, в  том, что с его помощью в  случае пробелов индивид может формулировать  своё поведение, урегулировать ситуации с пониманием юридических норм, законодательства;

в-четвёртых, в том, что правосознание позволяет  координировать правовое регулирование с иными видами регуляторов.

Значение  П-я: заключается в его функциях. Оно явл. непосредственным источником права, оказывает влияние на сам  процесс и на результаты правотворчества. П-е играет регулирующую роль и в  процессе правореализации, в .ч.  при разрешении юр. дел, принятии правоприменительных актов, всех видов конкретных юр. решений. Здесь действует профессиональное юр. правосознание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

64. Правовой нигилизм  и правовой фетишизм. Понятие, влияние  на общественное  развитие и пути  преодоления. 

Правовой  нигилизм  - отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам, организации общественных отношений. Он может выступать в теоретической и практической форме. 1 Теоретический. Политологи и ученые доказывают, что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще и тем более отдельного человека (мировая пролетарская революция), 2 Практический. Происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа. В тех гос-вах, где нигилизм воспроизводится самим гос-вом в соответствующих масштабах почти невозможно воспитать позитивное отношение к праву и среди населения,. т.к. под правом неверно понимается тот порядок,. который установлен законами и НПА. Тогда в обществе складывается обыденный, массовый нигилизм,.. кроме того, предписания закона не выполняются гос. органами – складывается ведомственный правовой нигилизм. В современном российском обществе выделяют следующие формы правового нигилизма: Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов (умышленная криминальная деятельность, в т. ч. организованная)2. Массовое неисполнение и нарушение правовых норм (на бытовом уровне, гос. органами, неправовые способы решения споров) 3. Распространение антиправовой психологии (особые социальные нормы, оправдывающие антиправовое поведение, эстетизация преступности, сознательная или неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни).4. Война законов (создание параллельной правозаменяющей системы законодательства, противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами, издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти) 5. Нарушение законов и подзаконных актов в угоду «целесообразности» - принятие неправовых решений для достижения тех или иных целей органами гос. власти. 6. Массовое нарушение прав и свобод человека (гос.органами, невозможность правовыми спосабами защитить свои права, незащищенность права на жизнь) 7. низкий авторитет суда и иных Одной из причин нигилизма в России явилось утверждение об  отмирании права в рамках общих представлений о без государственной организации общества при его коммунистическом устройстве. На практике это вылилось в решающую роль общественных судов, что вело к умалению авторитета права как такового.

Информация о работе Шпаргалки по ТГП