Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:46, реферат
Правовая культура в свою очередь выступает одним из факторов, ускоряющих процесс формирования в гражданского общества и, соответственно, правового государства. Правовая культура – это сложно структурированное понятие, которое в равной степени может быть применимо как к личности, так и отдельным социальным слоям, профессиональным группам, к государственным и общественным органам и образованиям.
Введение…………………………………………………………………2
1 Гражданское общество……………………………………………….3
2 Правовая культура общества и ее компоненты……………………4
3 Система ценностей, формирующих базу гражданского
согласия в обществе и демократической правовой культуры……..5
Заключение……………………………………………………………..8
Литература……………………………………………………………….9
Система ценностей, формирующих базу гражданского согласия в обществе и демократической правовой культуры.
Введение…………………………………………………………
1 Гражданское общество…………………………
2 Правовая культура общества и ее компоненты……………………4
3 Система ценностей,
согласия в обществе и демократической правовой культуры……..5
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Современная Беларусь – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации и защиты конституированы на уровне мировых стандартов. Именно поэтому для активизации процесса становления и функционирования в нашей стране гражданского общества и демократической государственности необходим и важен поиск оптимальных и эффективных тех путей, средств, механизмов и институтов, которые способствуют этому.
Естественно, что каждый
человек, который живет в том
или ином обществе, включен в
систему норм и культурных
традиций данного общества, от
которых он не может укрыться.
Однако данное обстоятельство
не означает, что человек лишается
самостоятельности в выборе
Правовая культура
в свою очередь выступает
Нормы, сложившиеся в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (господствующие представления о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Разница между ценностями и нормами заключается в том, что ценности – это абстрактные, общие понятия, в то время как нормы – это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определенного рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Хотя все нормы отражают социальные ценности, многие нормы существуют дольше, чем условия, приведшие к их возникновению. В отличие от норм, чье влияние легко заметить в повседневном поведении, ценности иногда труднее идентифицировать. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся обществе, поэтому анализ социальных ценностей во многом зависит от интерпретаций исследователей.
Цель данной работы охарактеризовать систему ценностей, формирующих базу гражданского согласия в обществе и демократической правовой культуры
1 Гражданское общество
Государство и общество не тождественны. При всей теснейшей взаимосвязи такие важнейшие и широко употребляемые понятия, как «общество» и «государство» имеют разное смысловое содержание.
Государство выделяется из общества на ранней ступени его развития. Первоначально ограниченное в своей деятельности, государство со временем начинает осуществлять опеку над обществом, что находит отражение в патерналистских теориях о природе государства.
Общество есть объединение частных лиц, каждое из которых преследует свой собственный интерес. Но интересы взаимосвязаны, людям приходится взаимодействовать, что и составляет суть общества. Общество - это система общественных отношений, в которых находятся между собой люди, т.е. сфера общественных отношений, отстраненная от государства (семья, школа, церковь, добровольные организации, союзы).
Общество, естественно, есть и в демократическом, и в тоталитарном государствах, но тоталитарное государство довлеет над обществом, ограничивает его творческую активность, может даже подавлять и разрушать его жизнеспособность. Наиболее часто встречаются определения общества как совокупности индивидов, обладающих сознанием и волей. Г. Еллинек определяет общество как совокупность проявляющихся во внешнем мире психологических связей между людьми. Таким образом, общество – собирательное понятие, объединяющее совокупность всех общественных отношений между людьми в одно логическое единство[1, c. 78].
Гражданское общество – это автономная, непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений в своем зрелом состоянии, когда индивидуальное, коллективное и государственное приходят в определенное равновесное состояние. Наличие гражданского общества способствует развитию и укреплению демократических институтов, передачи государством части своих властных полномочий активно действующим общественным организациям, органам самоуправления, раскрепощает творческие возможности личности и всего общества.
Образование гражданского общества – результат высокого уровня жизненной активности, самосознания, культуры народа; результат превращения подданных в свободных граждан. Гражданское общество не может быть декретировано правителем, но необходимы время, определенные условия и кропотливая работа по его созданию. Препятствием становлению гражданского общества является внутренне присущее государству стремление обособиться от общества и довлеть над ним. Гражданское общество – предпосылка образования правового государства и, вместе с тем, правовое государство – необходимое условие существования гражданского общества. Подавление государством личности ведет к разрушению гражданского общества.
В гражданском обществе главным действующим лицом, субъектом развития является человек со всей системой его потребностей и интересов, соответствующей структурой ценностей. Это система экономических, социальных, национальных, личностных отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности. Чем богаче и разнообразнее эти отношения, тем более развито гражданское общество.
Главные ценности гражданского общества – жизнь, свобода, равенство перед законом, право на собственность. Государство призвано защищать и обслуживать эти ценности, и чем лучше оно делает это, тем более гармоничными являются отношения между гражданским обществом и государством. И наоборот, невнимание или игнорирование государством этих ценностей ведет к коллизиям между обществом и государством.
2 Правовая культура общества и ее компоненты
Правовая культура является частью общей культуры и обусловлена социальным, духовным, политическим, экономическим строем общества. Подчеркнем, что правовая культура включает только прогрессивные, социально полезные и ценные правовые явления. В свою очередь правовая культура также представляет собой ценность, поскольку позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению правопорядка, высших интересов общества и государства. В зависимости от носителя правовой культуры различают: 1) правовую культуру личности; 2) правовую культуру профессиональной группы; 3) правовую культуру общества. Правовая культура личности – это качественное правовое состояние личности, включающее знание и понимание индивидом права, уважение к нему, а также его действия в соответствии с ним. Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Правокультурную личность характеризуют: фактическое правомерное поведение; позитивное отношение к праву, осознание социальной значимости права и правопорядка, уважительное отношение к правам других индивидов; правовая активность. Правовая культура профессиональной группы характерна для лиц, непосредственно занимающихся юридической практикой. Им присущи глубокие правовые знания, понимание права и умения его применять в конкретной области юридической практики. Правовая культура общества – это система общечеловеческих и национальных ценностей, достигнутых обществом в правовой сфере и характеризующих уровень его правового прогресса. Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:
1) право как выражение
общечеловеческих и
2) культура правотворческой,
правоприменительной и
3) высокий уровень общественного
правосознания, для которого
4) правомерность, как
Правомерность, как состояние общественной жизни тесно связана с правовой активностью индивидов. При реализации правовых норм субъекты действуют инициативно, стремясь осуществлять правовые предписания как можно эффективнее, принести максимум пользы обществу, достичь поставленных перед собой целей, не нарушая прав других людей. Правовая активность может проявляться в различных сферах общественной жизни. Правовая культура общества является составной частью и важнейшей предпосылкой существования демократического правового государства.
3 Система ценностей,
формирующих базу гражданского
согласия в обществе и
Система ценностей, определяющих базу гражданского согласия, формируется в гражданском обществе, а затем находит свое закрепление в политических решениях и правовых нормах. Гражданское общество представляет систему относительно самостоятельных и независимых от государства общественных интересов, институтов и отношений. Элементами гражданского общества являются: семья, церковь, частная жизнь людей, благотворительные фонды, общественные объединения, негосударственные средства массовой информации, частная экономика, местное самоуправление. В рамках гражданского общества люди самостоятельно решают свои проблемы, нередко объединяя усилия для достижения групповых интересов. Несмотря на то, что гражданское общество – это сфера реализации частных интересов, в нем формируются ценности, которые способствуют достижению общественного согласия [3, c. 106]. При всей автономии от государства гражданское общество находится в тесном, хотя и противоречивом взаимодействии с государственными институтами, прежде всего через право. Поэтому ценности, которые консолидируют гражданское общество, закрепляются в правовых нормах.
Основные гражданские ценности указаны в преамбуле Конституции Республики Беларусь. К ним относятся:
– ответственность за настоящее и будущее Беларуси;
– приверженность общечеловеческим ценностям;
– признание неотъемлемости прав и свобод человека;
– гражданское согласие;
– самоопределение народа;
– уважение многовековой истории белорусской государственности;
– незыблемость народовластия и правового государства [2, c. 347].
Исходя из сущности гражданского общества, ценности, которые формируются в нем, будут в своей основе либерально-демократическими. Это, прежде всего, принцип индивидуальной свободы. Гражданское общество заставляет уважать интересы личности, ее права и свободы. Права и свободы человека являются основополагающей ценностью гражданского общества и основой его согласия. Не случайно развитие представлений о гражданском обществе шло одновременно с развитием идей о государстве, в котором реализовано верховенство права, хотя исторически становление институтов гражданского общества предшествует становлению и юридическому оформлению правового государства. Существование правового государства невозможно без гражданского общества. Сама правовая государственность становится ценностью гражданского общества. Гражданскому обществу необходима правовая государственность, а правовое государство возможно только при наличии гражданского общества.
Институты гражданского общества выступают посредниками между индивидом и государством. Эти институты ограничивают произвол государства, заставляют органы государственной власти действовать в рамках закона. С другой стороны, гражданское общество нуждается в эффективном государстве, которое может принимать необходимые для развития гражданского общества законы, защищать права и свободы человека, обеспечивать рациональное управление всей социальной системой.
В любом обществе существует многообразие социальных интересов. Вопрос заключается в том, как реализуются эти интересы: происходит ли реализация одних социальных интересов за счет насильственного подавления интересов других социальных групп, или же социальные интересы реализуются в процессе конкуренции, соперничества. В первом случае конфликт интересов является конфликтом с «нулевой суммой», когда победитель получает все. Такой конфликт носит антагонистический характер. При конфликтах, которые развиваются как соперничество, открываются широкие возможности для достижения баланса интересов. В гражданском обществе все многообразие индивидуальных и корпоративных интересов функционирует и разрешается в процессе соперничества. Важнейшей ценностью, консолидирующей гражданское общество, является признание неизбежного многообразия социальных интересов и их функционирования в модели соперничества и сотрудничества различных групп интересов [5, c.64]. В том случае, когда гражданскому обществу не удается разрешить возникающие конфликты и добиться баланса интересов, требуются гарантии обеспечения этого баланса на общегосударственном уровне. Консолидирующей ценностью становится не только реально существующее многообразие индивидуальных и групповых интересов, но и политический плюрализм.