Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:15, курсовая работа
В последнее десятилетие в Российской Федерации исследование и развитие данного института особенно актуально, так как с исчезновением СССР встал вопрос о коренном реформировании старой советской системы органов государственной власти, обнаружившей свою неспособность эффективно управлять государством. Органами государственной власти в СССР признавались только Советы народных депутатов, а другие государственные органы – органы государственного управления, правосудия, прокуратуры исключались из категории органов государственной власти и были полностью подконтрольны и подотчетны Советам. Данная концепция всевластия Советов обусловила необходимость реформирования системы государственной власти.
Введение…………………………..….……………………………........................3
Глава 1. Система органов государственной власти в субъектах РФ…………..4
1.1. Общие положения…….………………………………………………............4
1.2. Законодательная власть в субъектах РФ……………………………………6
1.3. Исполнительная власть в субъектах РФ……………….…………………12
1.4. Взаимодействие ветвей власти субъектов РФ………….……….………..18
1.5. Институт федерального вмешательства в РФ………………….…………19
Глава 2. Анализ деятельности органов исполнительной власти. (На примере работы правоохранительных органов в период 2007 - 2009 г.г.)…………..23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...28
Законодательный орган государственной власти вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией субъекта РФ. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией и законом субъекта РФ.[9]
При возникновении разногласий споры между законодательным и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, либо в судебном порядке.
1.5. Институт федерального вмешательства в РФ.
В федеративных государствах обычно предусматриваются конституционные основания для вмешательства федеральной власти в права субъектов федерации. Такими основаниями признаются восстания, массовые беспорядки и.т.п.
В РФ инструментами, способствующими исправлению нарушений конституционных норм субъектами Федерации, являются согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, право президента приостанавливать действие актов исполнительной власти, противоречащих Конституции РФ, его право на введение чрезвычайного или военного положения на всей или части территории РФ, а также его право роспуска законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ в случаях принятия ими правовых актов, не соответствующих Конституции РФ и федеральному законодательству. Последнее право было предоставлено президенту в результате принятия в 2000 году изменений и дополнения в федеральный закон от 6 октября 1999 года.
В случае если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ приняты конституция (устав), закон или иной нормативно-правовой акт, противоречащие Конституции РФ или федеральному законодательству, а он в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ выносит ему предупреждение.
Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске данного органа государственной власти субъекта РФ. Государственная Дума в течение двух месяцев обязана его рассмотреть. Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ прекращаются со дня вступления в силу федерального закона.[10]
Президент РФ имеет право выносить предупреждения высшему должностному лицу субъекта РФ в форме указа в двух случаях. Если соответствующий суд устанавливает, что высшее должностное лицо издало нормативно-правовой акт, противоречащий Конституции РФ и федеральному законодательству, и в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда не приняло в пределах своих полномочий мер по его исправлению. Либо если оно в течение двух месяцев со дня издания указа Президента о приостановлении действия какого-либо его правового акта уклонялось от его отмены, внесения в акт изменений и дополнений или от обращения в суд для разрешения спора. Если в течение месяца со дня вынесения предупреждения указанное лицо не приняло мер по устранению причин, послуживших основанием его вынесения, Президент в форме указа принимает решение об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности, которое влечет за собой и отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Президент РФ также вправе в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, по представлению Генерального прокурора РФ временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ от исполнения его обязанностей в случае предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Существует возможность обжалования в Верховный Суд указа Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности в десятидневный срок после его официального опубликования. Верховный Суд рассматривает жалобу и принимает решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.[11]
Глава 2. Анализ деятельности органов исполнительной власти. (На примере работы правоохранительных органов в период 2007-2009 г.г.)
2.1. Краткий анализ состояния преступности в январе-декабре 2009 года.
1. В январе – декабре 2009 г. зарегистрировано 3554,7 тыс. преступлений, что на 22,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 84 субъектах Российской Федерации, снижение – в 4 субъектах.
2. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, в числе зарегистрированных снизился с 32,4% в январе – декабре 2009 г. до 30,3% в январе - декабре 2005 г.
3. Более половины всех зарегистрированных преступлений (55,7%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи – 1573,0 тыс. (+23,2%), грабежа – 344,4 тыс. (+37,0%), разбоя – 63,7 тыс. (+14,8%). Каждая вторая кража (43,0%), каждый девятнадцатый грабеж (5,1%) и каждое двенадцатое разбойное нападение (7,8%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.
Каждое тринадцатое (7,4%) зарегистрированное преступление – квартирная кража. В январе – декабре 2009 г. их число возросло на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
4. Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем – декабрем 2008 г. возросло на 5,1% и составило 29,9 тыс. Возросло на 4,6% количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
В январе – декабре 2009 г. с использованием оружия совершено 21576 преступления (-4,9%). Наибольшее количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается в г. Санкт-Петербурге (1404), Свердловской (1228), Московской (977), Иркутской (863) областях, г. Москве (835) и Челябинской области (828).
5. По сравнению с январем – декабрем 2008 г. на 8,8% возросло число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 437,7 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 12,3%.
Материальный ущерб от указанных преступлений (на момент возбуждения уголовного дела) составил 1399,6 млрд. руб., что в 5,1 раза (+408,1%) больше аналогичного показателя прошлого года (275,4 млрд. руб.).
Более трети (34,7%) в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления.
Количество преступлений экономической направленности, выявленных подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел, составило 201,2 тыс., их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 46,0%.
Материальный ущерб от указанных преступлений (на момент возбуждения уголовного дела) составил 635,8 млрд. руб.
Количество преступлений экономической направленности, выявленных подразделениями по налоговым преступлениям органов внутренних дел, составило 22,8 тыс., их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 5,2%.
Материальный ущерб от указанных преступлений (на момент возбуждения уголовного дела) составил 711,5 млрд. руб., а сумма возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам – 515,4 млрд. руб.
6. В январе – декабре 2009 г. выявлено 175,2 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 16,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По сравнению с январем – декабрем 2009 г. на 38,1% возросло число преступлений, совершенных путем сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков возрос с 53,2% в январе – декабре 2008 г. до 62,9% в январе – декабре 2007 г.
7. В общественных местах зарегистрировано 564,1 тыс. преступлений или на 53,0% больше, чем в январе – декабре 2009 г.
На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 355,3 тыс. преступлений, в том числе: 136,1 тыс. грабежей (+48,3%), 87,4 тыс. краж (+38,8%), 18,7 тыс. разбойных нападений (+31,4%).
На дорогах и трассах вне населенных пунктов совершено 590 разбойных нападений (-1,0%), 900 грабежей (+25,7%), выявлено 127 фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (+17,6%).
8. В январе – декабре 2009 г. раскрыто 1698,7 тыс. преступлений (+8,2%), в том числе 709,8 тыс. – следствие по которым обязательно и 988,9 тыс. – следствие по которым не обязательно.
Не раскрыто 1658,9 тыс. преступлений, что на 31,1% превышает аналогичный показатель в январе – декабре 2008 г. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 31,0% (в январе – декабре 2004 г. – 34,7%). Остались нераскрытыми 5,0 тыс. убийств и покушений на убийство (-10,5%), 14,2 тыс. умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (+3,3%), 1006,7 тыс. краж (+27,4%), 215,9 тыс. грабежей (+40,9%), 31,3 тыс. разбойных нападений (+21,8%).
Преступлений прошлых лет в январе – декабре 2009 г. раскрыто 55,9 тыс., что на 25,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Наибольшее количество раскрытых преступлений прошлых лет составляют кражи (33454) и грабежи (3532).
9. Выявлено 1297,1 тыс. лиц, совершивших преступления (+6,1%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода увеличился с 58,8% в январе – декабре 2008 г. до 60,3% в январе – декабре 2009 г., а удельный вес ранее судимых лиц – 22,6% до 23,8%.
10. Почти каждое третье (30,5%) оконченное расследованием преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое пятое (18,4%) – в состоянии алкогольного опьянения, каждое одиннадцатое (9,1%) – несовершеннолетними или при их соучастии.
Заключение.
Россия - многонациональное федеративное государство, поэтому для него особую актуальность представляет вопрос об эффективной деятельности органов государственной власти субъектов федерации.
В России это делает высшее должностное лицо субъекта, избираемое населением. В субъектах РФ нередки конфликты между законодательной и исполнительной ветвями власти, представляющими разные политические партии, что не лучшим образом сказывается на их деятельности.
Субъектам, как я считаю, следовало бы окончательно отказаться от двухпалатных высших представительных органов власти, так как они, как правило, являются очень слабыми органами власти и не играют такой важной роли, как на федеральном уровне. К тому же их выборы содержание ложатся дополнительным бременем на региональный бюджет.
Российской Федерации также необходимо осуществлять жесткий контроль за надлежащей деятельностью органов государственной власти ее субъектов, для чего развивать и совершенствовать институт федерального вмешательства.
Таким образом, завершая обзор данной темы, можно сказать, что Россия как по-настоящему федеративное государство развивается лишь в течение десяти лет, поэтому представленная система органов государственной власти нуждается еще в проработке, развитии и совершенствовании с учетом опыта зарубежных стран.
Список использованной литературы:
1. Авакьян С.А; Богданова Н.А «Конституционное законодательство субъектов РФ».; М: «Просвещение», 1999 г.
2. Полянов С.К. «Субъект РФ. Правовое положение и полномочия».; М: «Сизар», 2007 г.
3. Конституция Российской Федерации.
4. «Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г.
5. «Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999. Изменения от 19 июля 2000 г.
6. «Государственное право Российской Федерации». под ред. Кутафина О.Е, М.: «Просвет», 2007 г.
7. «Конституционное право Российской Федерации», Баглай М.В., Габричидзе Б.Н; М, 1998 г.
8. Гавричев В.А. «Государство», М.: «Астра», 2008 г.
9. Прохин И.В. «Политическая сфера», М.: «Искра», 2006 г.
10. Романов А.Т. «Государство и народ», М.: «Сизар», 2007 г.
11. Куприянов В.В. «Государственные органы», М.: «Мир», 2008 г.
[1] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Ст 4, п 1-4.
[2] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Ст 13, 14
[3] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст 5, п 1-3.
[4] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст 17, п 3.
[5] Там же, ст 18, п 5.
[6] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст 19
[7] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст 7-8.
[8] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст 21.
[9] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст 24, п 2.
[10] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст 9, п 4.
[11] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст 29.