Система права и система законодательства в сравнении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:56, реферат

Описание

Цель работы:
- изучение системы и структуры законодательства, определение характера взаимосвязи между системой законодательства и системой права
Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач исследования:
1. Изучить понятие «системы законодательства», ее сущность и строение.
2. Сравнить две системы: правовую систему и систему законодательства. Выяснить, каков характер связи существует между ними.
3. Рассмотреть тенденции развития двух систем на современном этапе.

Содержание

Введение
1. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства
1.1 Понятие и система законодательства. Пробелы в законодательстве
1.2 Систематизация законодательства: формы
2. Система права и система законодательства в сравнении
2.1 Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства
2.2 Тенденции развития системы права и системы законодательства
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

bestref-191024.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости  от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует  различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

Отличие кодификации  от инкорпорации состоит в следующем. Инкорпорация - достаточно поверхностная, внешняя систематизация. При ней  нормативные акты просто собираются в сборники, содержание актов не меняется, исключаются явные противоречия и вносятся уже принятые изменения. Инкорпорация преследует, прежде всего, цель обеспечить пользование законодательством. Кодификация означает содержательную систематизацию. При кодификации акты подвергаются существенным изменениям, они сводятся в единый блок, в котором устраняются противоречия и несогласованность. При необходимости восполняются пробелы в регулировании, устаревшие акты заменяются новыми. Кодификация, в отличие от инкорпорации, всегда осуществляется государственными органами. Кодификация всегда представляет собой существенный шаг вперед в развитии законодательства22.

Консолидация

С течением времени в  любой развитой правовой системе  образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных "блоков" законодательства. Один из путей преодоления такой множественности - это консолидация законодательства. Это такая форма систематизации, в процессе которой десятки, а порой и сотни нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт.

Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника  права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.

Консолидация - это такая  форма систематизации, при происходит объединение нескольких нормативно - правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единой свободный нормативно - правовой акт без изменения содержания.

Особенности консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации  и инкорпорации. По форме систематизации нормативно - правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает, как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования 23.

В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов  располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается  общая структура будущего акта.

Осуществляется определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем, чтобы использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт).

Работу по созданию качественно новой правовой системы  России, существенному обновлению всех основных сфер регулирования следует  проводить таким образом, чтобы  в будущем не возникла проблема ликвидации множественности нормативных актов по одному вопросу. Задача объединения, укрупнения нормативных актов, обеспечивающая компактность правового регулирования, устранение пробелов, противоречий и неувязок между действующими нормами, была актуальна и ранее. Практика подготовки и принятия укрупненных, консолидированных актов осуществлялась в прежние годы в сфере регулирования вопросов сельского хозяйства, заготовок сельскохозяйственной продукции, налогообложения, административной ответственности и т. д. Весьма актуальна такая задача и ныне. В общем массиве действующих нормативных актов России еще много так называемых "лоскутных" актов, от которых действующими остались лишь некоторые нормы и иные неотделимые их части.

Ревизия всего массива  действующих актов должна выражаться как в отмене устаревших актов и их частей, внесении в них соответствующих изменений, так и в объединении действующих норм из разных актов, от которых остались лишь отдельные фрагменты, издании укрупненных актов по определенным вопросам.

Поэтому задача консолидации действующих актов, укрупнения законодательных блоков, вбирающих в себя несколько (иногда десятки) действующих актов по одному вопросу, ныне становится одним из приоритетных направлений упорядочения законодательства.

Кодификация – один из видов систематизации законодательства. Другой вид – инкорпорация. Различие между ними состоит в следующем. Инкорпорация – достаточно поверхностная, внешняя систематизация. При ней нормативные акты просто собираются в сборники, содержание актов не меняется, исключаются явные противоречия и вносятся уже принятые изменения. Инкорпорация преследует прежде всего цель обеспечить пользование законодательством. Кодификация означает содержательную систематизацию. При кодификации акты подвергаются существенным изменениям, они сводятся в единый блок, в котором устраняются противоречия и несогласованность. При необходимости восполняются пробелы в регулировании, устаревшие акты заменяются новыми. Кодификация, в отличие от инкорпорации, всегда осуществляется государственными органами. Кодификация всегда представляет собой существенный шаг вперед в развитии законодательства.

Формирование отраслей законодательства может идти различными путями. Наиболее простой – появление  новых общественных отношений, требующих  правового регулирования, принятие соответствующих норм, увеличение их числа, в результате чего они получают известную обособленность и автономию. По такому пути развивались трудовое, колхозное законодательство, законодательство о социальном обеспечении, об охране природы. Возможно накопление внутри имеющихся отраслей большого нормативного материала (что обусловлено развитием общественных отношений), который выделяется, а подчас и кодифицируется. Таков путь семейного, жилищного законодательства. Наконец, наиболее сложный путь – когда одни и те же общественные отношения требуют различных подходов в правовом регулировании, когда регулирование преследует различные (но не противоречащие друг другу) цели. В подобных ситуациях законодатель не только принимает новые нормы, но и осуществляет перегруппировку уже имеющихся, соединяет их в новые сочетания, соответствующие новым целям. Появляются, по принятой терминологии, комплексные акты и комплексные отрасли. Комплексны они только с точки зрения уже имеющихся отраслей по своему формированию. На деле это самостоятельные, полноправные и автономные отрасли законодательства. Таково законодательство о народном образовании, о культуре, здравоохранении и др. Ряд отраслей находится накануне принятия кодификационных основ – законодательство о науке, о социальном обеспечении и др. Эти отрасли еще формируются, принятие кодификационного акта завершит стадию их становления.

Нет «полноценных» и  «неполноценных» отраслей, профилирующих  и специальных, основных и комплексных. Все отрасли законодательства равноправны, естественно, при приоритете отрасли, именуемой государственным правом, которую точнее называть законодательством о государственном строе. Различные отрасли находятся на разных ступенях развития, объем регулируемых ими отношений расширяется или сужается, что не означает их неравнозначности.

По мере становления  молодых отраслей законодательства сокращается предмет «материнских»  отраслей, прежде всего гражданского и административного законодательства. Так было при становлении земельного, колхозного, трудового законодательства, так обстоит дело сейчас при формировании жилищного законодательства, законодательства о народном образовании, здравоохранении, охране природы и др. Подобная ситуация характерна для развивающейся системы правового регулирования. Совокупность правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления кодификации. Обоснование новой отрасли, отыскание ее предмета и метода – задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации – удел практики.

Высказываются опасения, что при отказе от представления  о системе отраслей права как  совокупности 10 – 12 признанных отраслей появится слишком много новых  отраслей. Но такие опасения лишены оснований. Разумеется, число отраслей законодательства возрастет, но их станет ровно столько, сколько нужно. Кому нужно? В первую очередь законодателю. Намерения законодателя не могут не иметь определяющего значения при формировании системы отраслей законодательства.

В настоящее время  система отраслей российского законодательства может быть представлена примерно так.

В центре ее в качестве основы находится законодательство о государственном строе с  Основным Законом – Конституцией. Эта отрасль законодательства обнимает государственное устройство, основные права и свободы граждан, организацию органов власти и управления, избирательную систему. Законодательство о государственном строе (прежде всего – Конституция) составляет правовую базу для всех отраслей законодательства.

Отраслей законодательства много, их можно сгруппировать по-разному. Мы сгруппируем их по блокам с учетом нацеленности правового регулирования.

Первый блок – отрасли, регулирующие экономику. Сюда входят:

1. гражданское законодательство (включая изобретательское законодательство); 2. хозяйственное законодательство; 3. законодательство о предпринимательстве; 4. финансовое законодательство (включая налоговое законодательство); 5. законодательство об инвестициях; 6. патентное законодательство; 6. другие отрасли.

Второй блок – отрасли регулирующие социальное развитие. Сюда входят:

1. трудовое законодательство; 2. авторское законодательство; 3. законодательство о социальном обеспечении (включая пенсионное законодательство); 4. жилищное законодательство; 5. законодательство об образовании; 6. законодательство о здравоохранении; 7. брачно-семейное законодательство; 8. другие отрасли.

Третий блок – отрасли, регулирующие охрану природы и окружающей среды. Сюда входят:

1. сельскохозяйственное законодательство; 2.земельное законодательство; 3. законодательство о недрах; 4. водное законодательство; 5. законодательство о лесах; 6. законодательство об охране животного мира; 7. законодательство об охране атмосферного воздуха; 8. другие отрасли.

Четвертый блок – отрасли, регулирующие охрану общественного порядка. Сюда входят:

1. законодательство о судоустройстве;

2. законодательство о  прокуратуре; 

3. законодательство об органах безопасности и милиции;

4. законодательство об адвокатуре;

5. гражданское судопроизводство;

6. арбитражный процесс;  законодательство об административных правонарушениях;

7. уголовное законодательство;

8. уголовный процесс;

9. исправительное законодательство; 9. другие отрасли.

Пятый блок – законодательство о международных отношениях, об обороне и внешней безопасности24.

Система отраслей законодательства постоянно развивается, появляются новые отрасли. Такое развитие является естественным результатом усложнения общественных отношений и дифференциации их правового регулирования. Оно отражает и возрастание роли права как общественного регулятора.

 

 

2 Система права и система законодательства в сравнении

 

2.1 Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства

 

Систему права следует  отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права.

Система законодательства объединяет все нормативные правовые акты (законы, указы, положения, постановления, инструкции) в их совокупности и взаимосвязи.

Между системой права  и системой законодательства существует тесная связь как связь содержания и формы. «Система права» соответствует  философской категории «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений. «Система законодательства» соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права. Система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Таким образом, система права служит основой систематизации законодательства. Кодификация является высшей формой систематизации, в частности потому, что учитывает требования системы права и осуществляется обычно по отраслевому основанию. Подавляющее большинство кодифицированных актов (основы, кодексы, уставы, положения и т. п.) содержит нормы одной отрасли или одного института права25.

Система права и система  законодательства тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той, же сущности права. Они соотносятся между собой как содержание и форма.

Информация о работе Система права и система законодательства в сравнении