Система права: понятие, структура, элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:09, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматривается вопрос, системы российского права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПРАВА: ПОНЯТИ, СТРУКТУРА, ЭЛЕМЕНТЫ 4
1.1. Понятие системы права 4
1.2. Реализация права 8
1.3. Применение права 13
1.4. Стадии применения права 14
1.5. Акты применения права 19
ГЛАВА 2. Система законодательства 24
2.1. Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии. 24
2.2. Юридический процесс 29
ГЛАВА 3. Тенденции развития системы права и системы законодательства 35
Заключение 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ТГП.docx

— 75.03 Кб (Скачать документ)

     По  характеру принимаемых решений  юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.

     Результат правотворческого процесса - нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т.д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

     Результат правоприменительного процесса - принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решении многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на работу и т. п.). Наиболее сложны процедуры принятия актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:

     1) производство по установлению  фактов, имеющих юридическое значение. Такая процедура предусмотрена,  например, нормами Гражданского  процессуального кодекса (ст. 247-251);

     2) процесс рассмотрения споров (например, разрешение экономических споров регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ);

     3) процесс определения мер юридической  ответственности (так, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях содержит раздел «Производство об административных правонарушениях». Производство по уголовным делам осуществляется по нормам Уголовно-процессуального кодекса.

     В литературе предлагается выделить еще  одну разновидность юридического процесса - праворазъяснительный. Для этого есть некоторые основания: в ходе право-разъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения - интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет особой процедуры принятия актов официального толкования и, следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического процесса.

     Специфические особенности имеет также производство по исполнению правоприменительных решений:

     судебных  приговоров, решений по гражданским  делам, постановлений об административном аресте и других решений о применении мер государственного принуждения. Подобную правоисполнительную деятельность государственных органов следует рассматривать как особую разновидность правоприменительного процесса.

     Виды  юридического процесса различаются  также по отраслевому признаку. В  системе российского права есть две процессуальные отрасли: гражданское  процессуальное и уголовно-процессуальное право, регулирующие соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследование, и судопроизводство по уголовным делам. Существует также производство по административным делам, связанным с применением мер юридической ответственности, мер пресечения, предупредительных и иных мер государственного принуждения. В отечественной юридической науке высказано мнение о том, что формируется новая отрасль - административное процессуальное право. С этим следует согласиться, если учесть, что совершенствование процессуального законодательства укрепляет правовые основы деятельности должностных лиц и органов Российского государства, способствует формированию административной юрисдикции. Таким образом, по отраслевому признаку выделяются гражданский, уголовный и административный процесс. Разновидностью гражданского процесса является арбитражный процесс. Судопроизводство в арбитражном суде регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

 

ГЛАВА 3. Тенденции развития системы права и системы законодательства

 

      Основные  направления развития и совершенствования  права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. Здесь можно выделить такие тенденции: 1) общие, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного целостного явления; 2) тенденции развития структуры (системы) права; 3) тенденции совершенствования законодательства.

      К общим тенденциям относятся следующие:

      1. Постепенное изменение соотношения  - «человек и право». С одной  стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда были человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законах о собственности, гражданстве и других нормативных актах. Сюда же относится изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Одним словом, все больше выкристаллизовывается и расширяется сфера действия частного права.

      С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетельство тому - установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.). В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.

      2. Децентрализация правового регулирования.  Конституция РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права.

      3. Интеграция в российское законодательство  в определенных случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства стран - участниц СНГ в экономическом, информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.

      В числе тенденций развития структуры (системы) права можно назвать такие.

      1. Процесс постепенного накопления  нормативного материала и распределение  его по структурным блокам - институтам, отраслям. Все более заметна тенденция к определенной унификации подобных блоков как равнозначных по объему, структуре и другим характеристикам, что позволяет расширять плоскости их взаимодействия, повышать эффективность регулирования. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных подразделений (семейное право).

     2. Рост значения правового регулирования,  что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм. Это обусловлено комплексным характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновение комплексных образований зависит и от степени развитости правовой системы, от взаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными системами общества.

     3. Возможное развитие системы права  в направлении от современной  структуры с ее довольно прочными  связями между институтами и  отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности. В необходимых случаях при наличии определенных системообразующих факторов они могут создавать структурные ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из естественных потребностей общественного развития, обусловливают цели законодателя по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе из нормативного массива различные по своему назначению и функциональной специализации нормы для эффективного и быстрого ее достижения.

     Тенденции совершенствования  законодательства выглядят следующим образом.

     1. Приведение всего законодательного  массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса. В частности, федеральный закон о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания от 14 июня 1994 г. признал утратившими силу два устаревших закона, определил новую процедуру опубликования и вступления в силу законов, обозначил «Собрание законодательства Российской федерации» в качестве официального периодического издания и предписал Президенту и Правительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с настоящим законом.

     2. Формирование новых комплексных  отраслей законодательства - о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.

     3. Становление новой структуры  законодательства, вызванное разграничением  полномочий между Федерацией, республиками в составе РФ и другими субъектами Федерации. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты).

 

Заключение

 

      Из  изложенного в курсовой работе можно  сделать вывод о следующем:

      Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.

      Она обладает своими чертами:

  • ее первичным элементом выступают нормы права;
  • ее элементы не противоречивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;
  • она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами;
  • имеет объективный характер.

      Понятие «системы права» не следует отождествлять  с понятием «правовая система». Последнее  шире по своему объему и включает в  себя, помимо системы права, юридическую  практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

      Для деления норм права на отрасли  используют 2 критерия:

      предмет и метод правового регулирования.

      Простыми  словами говоря, предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, а  метод - как регулирует.

      Отрасль права - это совокупность юридических  норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Отрасль наиболее крупное подразделение системы  права.

      Институт  права - это совокупность юридических  норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Если отрасль  регулирует род общественных отношений, то институт -  лишь их вид.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.05)/РГ от 25.12.1993г.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005).
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005).

  Специальная литература

  1. Права человека. Основные международные документы: Сборник. Москва, Издательство " Международные отношения ", 1994 г.
  2. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М., 1992.
  3. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 1996.
  4. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 1995. С. 100.
  5. Алексеев С.С. «Государство и право». Москва, «Юридическая литература», 1996 г.
  6. Хропанюк Н.В. «Теория Государства и Права», Москва, «ДДТ», 1994 г.
  7. Пиголкин А.С. «Общая Теория Права», Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996 г.
  8. Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования. Правовая норма. Хабаровск, 1997.
  9. Нерсиянец В.С. Гражданское общество и правовое государство, журнал Государство и право.
  10. Лазарева В.В. Общая ТГП, М, 1996.
  11. Комарова С.А. Основы ГП. Учебное пособие, М, 1996.
  12. Гражданское право: Учебник. Т. 2./Под ред. Е.А. Суханова. – М.:БЕК, 2002.
  13. Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 2003.
  14. Комментарий к ГК РФ (ч. 2) / Под общ. ред. О.Н. Садикова. – М., 2005.

Информация о работе Система права: понятие, структура, элементы