Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:52, курсовая работа
Вопрос о системе права — это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития.
С древних пор, люди вступали в различные взаимоотношения друг с другом, в результате чего стали появляться законы, преобразованные из обычаев регулировавших эти отношения. Строение и развитие отечественного права, как и права вообще, предопределены, в конечном счете, системой общественных отношений, складывающихся на соответствующем этапе развития общества.
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Саратовский юридический институт
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Теории государства и права
Тема:
Система права
Выполнил:
студент 3 курса,305 группы
Сычев Александр Анатольевич
г. Саратов 2010 г.
Введение
Вопрос о системе права — это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития.
С древних пор, люди вступали в различные взаимоотношения друг с другом, в результате чего стали появляться законы, преобразованные из обычаев регулировавших эти отношения. Строение и развитие отечественного права, как и права вообще, предопределены, в конечном счете, системой общественных отношений, складывающихся на соответствующем этапе развития общества.
Реальным содержанием системы права выступают правовые нормы, объединяющиеся в правовые институты и отрасли права. Норма права, правовой институт и отрасль права, таким образом, являются основными элементами системы права. Преобразование права в систему путем деления его на отрасли, институты права позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве.
Система права - это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, так как главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.
1. Понятие и структурные элементы системы права
Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему. Право как явление общественной жизни обладает таким специфическим признаком как системность, которая подразумевает ого внутреннее единство, органическую взаимосвязь и взаимодействие составляющих его частей.
Система российского права была предметом ряда дискуссий, в ходе которых был признан объективный критерий разделения права на отрасли – предмет правового регулирования, под которым понимаются те или иные общественные отношения, поскольку они отражаются, закрепляются и охраняются правом. Структуру предмета правового регулирования, составляют следующие элементы: субъекты; объекты регулируемых отношений; социальные факты, способствующие возникновению соответствующих отношений; практическая деятельность людей.
Система права - это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.
Выделяются следующие основные структурные элементы системы права: отрасль права, подотрасль права, институт, субинститут, норма права
Правовая норма – первичный элемент системы права. Она представляет собой установленное или санкционированное государством общеобязательное, формально-определенное предписание, предоставляющее участникам регулируемого отношения субъективные права и возлагающее на них юридические обязанности (правило поведения) либо выражающее отправное установление. Правовые предписания регулируют лишь те общественные отношения, которые на сегодняшний день являются для государства наиболее важными.
Отрасль права – это обособившаяся внутри системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений. Однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права.
Поскольку объективные жизненные потребности диктуют необходимость расширения комплексного законодательства, опосредующего различные объекты правового регулирования и сферы деятельности, то для улучшения правовой регламентации жизни общества, недопущения распада его механизма необходимо подчинение норм, входящих в комплексные образования, общими принципами и нормами соответствующих отраслей права.
Следовательно, отрасль права представляет собой структурный элемент системы права, объединяющий нормы права, опосредующие определенную сферу общественных отношений. Основными отраслями российского права можно считать: конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, трудовое, уголовно-исполнительное, семейное, таможенное, земельное, природоохранное право.
В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент — подотрасль права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. В отличие от правового института подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права.
Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.
Правовой институт – это группа норм, объективно сложившаяся внутри отрасли права. Степень тяготения норм друг к другу не планируется заранее, новые правовые институты не выделяются искусственно, а складываются объективно. Правовые институты обладают такой степенью выделения юридических норм, что при изъятии из правового регулирования отдельного правового института становится невозможной регламентация данного вида общественных отношений.
Признаком правового института, отличающим его от отрасли права, следует признать то, что он опосредует схожие, родственные видовые отношения.
Некоторые правовые институты состоят из субинститутов, то есть являются сложными. Субинститут представляет собой группу норм права, выражающих некоторые особенности правового регулирования отдельных видов общественных отношений. Наиболее точное определение таким правовым общностям было дано представителями уголовно-процессуального права. Такие институты были названы вариативными. Необходимость вариативного регулирования отдельных видов общественных отношений возникает тогда, когда налицо различие субъектов правоотношений.
Система права, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии. С возникновением новых, более прогрессивных отношений, требующих правового регулирования, она пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершенной и эффективной.
2. Предмет и методы правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты
Возникновение и изменение общественных отношений влечет за собой их социальное регулирование, особым видом которого является правовое регулирование. В правовом регулировании нуждаются те общественные отношения, которые являются на сегодняшний день наиболее актуальными, важными, нуждающимися во вмешательстве государства. Правовое регулирование общественных отношений начинается с осмысления законодателем необходимости в этом специфическом виде регулирования общественных отношений.
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия, предмет и метод правового регулирования, которые выступают системообразующими факторами.
Под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия и подвергающихся ему, а метод правового регулирования, обусловленный предметом регулирования, способ воздействия права на общественные отношения. Поскольку право - правила поведения людей, оно, прежде всего, воздействует на человеческие поступки, а уже через них - на общественные отношения. Поэтому метод правового регулирования можно определить и как способ воздействия права на поведение людей - субъектов общественных отношений.
Целесообразно заметить, что недопустимо противопоставление предмета правового регулирования его методу и, наоборот, метода правового регулирования его предмету. Метод определяется предметом (и не только в юриспруденции!) и потому представляет собой не что иное, как юридическое выражение его (предмета) особенностей. Регулятивные способности права, разумеется, ограничены общими законами социального развития, прежде всего принципами обмена как основы современного общества, закрепленными в правовых началах свободы и равенства.
В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
- субъекты – индивидуальные и коллективные;
- их поведение, поступки, действия;
- объекты окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
- социальные факты, выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.
Предмет в данном случае – это все то, что подпадает под действие правовых норм, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией.
Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.
Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как произведен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет, однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Именно предмет, прежде всего, диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом. Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства отношения, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании.
Государство не ставит вопрос о полной юридической регламентации общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения между людьми регулируются другими социальными нормами – моралью, обычаями, традициями и т.д. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают как правовые.
Группировка норм по отраслям и институтам зависит, прежде всего, от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые опосредуются нормами ряда отраслей. Словом, одного материального ориентира недостаточно, если руководствоваться только им, то трудно было бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более что в праве не существует абсолютно независимых отраслей, так как они – части единой системы.
В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:
- установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
- издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
- наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) равноспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
- определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.
Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. Это императивный и диапозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма – это властное предписание, веление государства. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер. Такое же сквозное значение имеют дозволения, связывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию.
Как правило, специфика отдельных видов общественных отношений обусловливает специфику методов юридического воздействия на них, а следовательно, и особенности правовых норм. В результате последние, группируясь по неодинаковым признакам, оказываются распределенными по разным классам, каждый из которых объединяет лишь нормы с общими свойствами. Теория называет такой класс, отраслью права, понимая под ней совокупность юридических норм, регулирующих один и тот же вид общественных отношений при помощи определяемого им метода.
Нельзя забывать, что общество - органическая система, в которой все виды общественных отношений существуют и функционируют в качестве целостности. Эта их целостность обусловливает и внутреннее единство отраслей права. Каждая отрасль регулирует отдельный вид общественных отношений, но все они вместе взятые обеспечивают нормальное функционирование общества как целого.
право законодательство система отрасль
3. Частное и публичное право
Идея разделения права на публичное и частное, зародилась еще в Древнем Риме. Суть её заключается в том, что отношения между правящими и управляемыми выдвигают свои, свойственные им проблемы и требуют иной регламентации, нежели отношения между частными лицами. Иными словами, отношения в сферах частного и публичного права различны по своей природе и сущности, и это не может не оказывать влияние на их правовое опосредование.