Система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:42, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является дать обобщенную и по возможности всестороннюю характеристику системы права.
Для достижения поставленной цели определен ряд задач:
1) изучить общетеоретические основы понятия и признаки системы права как явления объективного порядка;
2) дать характеристику структурным элементам системы права;

Содержание

Введе-ние……………………………………………………………………. 3
1. Понятие и основные признаки системы пра-ва…………………………… 4
2. Структурные элементы системы пра-ва…………………………………... 7
3. Соотношение системы права и системы законодательст-ва……………... 11
Заключе-ние………………………………………………………………... 14
Список использованных источни-ков………………………………….. 15

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по ПРАВУ.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

Система права, как и  общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии. С возникновением новых, более прогрессивных отношений, требующих правового регулирования, она пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершенной и эффективной.

 

3. Соотношение  системы права и системы законодательства

 

Система  права - это объективное  правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности.

С одной стороны, нормы права - это продукт субъективной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным элементом системы права лишь в случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру свободы и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно, отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определенного вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения.

Система законодательства строится по иному принципу. В ее формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения.

Функциональную основу человеческой жизни составляет взаимосвязь и взаимозависимость различных по своему содержанию общественных отношений. В определенные сферы человеческой деятельности объективно включаются многие виды и разновидности социальных связей. Не всегда можно обнаружить такую изолированную область общественной жизни, где бы доминировал только один вид общественных отношений, являющийся предметом регулирования одной отрасли права. Отсюда практическая необходимость охватить общим правовым регулированием все многообразие общественных отношений, возникающих в различных сферах человеческой жизнедеятельности (на производстве, в быту, в здравоохранении, в сфере услуг и т. д.).

Законодатель должен учитывать объективные потребности  общественной жизни в своей субъективной правотворческой деятельности, однако не волен изменять содержание правовых норм, регулирующих определенный отраслевой вид общественных отношений. [2, с. 107]

Таковы общие предпосылки  соотношения системы права и  системы законодательства. В чем же их единство и различие?

Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают.

Вместе с тем они  различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. В ней иногда излагаются лишь два элемента: гипотеза и санкция, - диспозиция же может содержаться в другой статье данного нормативно-правового акта (отсылочный способ изложения) или в совершенно другом акте (бланкетный способ изложения). Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах (например, законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности, народном образовании, местном самоуправлении и другие).

Как видно, один и тот  же нормативно-правовой акт может  регулировать различные по своему содержанию виды общественных отношений, включая нормы нескольких отраслей права, поэтому у него не может быть единого предмета и метода правового регулирования. Как отмечалось, это объясняется тем, что в реальной жизни возникает потребность урегулировать одним или группой нормативно-правовых актов не один вид общественных отношений, а целую группу разновидовых отношений, действующих в определенной сфере: сельскохозяйственном производстве, транспортном обслуживании, оборонной деятельности государства.

Разнообразие и взаимосвязь  социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливает создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.

 

Заключение

 

Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.

Она обладает своими чертами:

  1. ее первичным элементом выступают нормы права;
  2. ее элементы не противоречивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;
  3. она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами;
  4. имеет объективный характер.

Люди с древних  пор вступали в различные отношения  друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.

Понятие «система права» появилось тогда когда общество пришло к выводу о том, что для рационального регулирования общественных отношений необходимо разбить право по специфике области регулирования общественных отношений. Таким образом, появляются отрасли права, следовательно, и кодексы как законодательство этой отрасли.

Система права - это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, так как  главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.

Преобразование права  в систему путем деления его  на отрасли, институты права  позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве.

 

Список использованных источников

 

  1. Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: Академия, 2010. – 222 с.
  2. Протасов В.Н. Теория права и государства: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт, 2011. – 155 с.
  3. Румынина В.В. Основы права: Учебник. – М.: Форум, 2010. – 256 с.
  4. http://ru.wikipedia.org/ - Википедия.
  5. http://www.consultant.ru/ - Консультант Плюс.

 

 


Информация о работе Система права