Система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:08, курсовая работа

Описание

В своей работе я постараюсь дать характеристику системе права в целом. А так же выделить основные её составляющие, рассмотреть их, обозначить функции в системе права и дать им описание. Целью работы является рассмотрение системы права, как в целом, так и отдельных её элементов.

Содержание

Введение
Понятие и значение системы права
Структура системы права
3.1 Норма и институт права
3.2 Подотрасль и отрасль права
Предмет и метод правового регулирования
Предмет правового регулирования
4.2 Метод правового регулирования
Деление права на отрасли
По предмету и методу правового регулирования
Комплексные отрасли
Отрасли материального и процессуального права
Национальное и международное право
Частное и публичное право
Краткая характеристика основных отраслей права
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Система права.docx

— 51.55 Кб (Скачать документ)

     Подотрасль права — это объединение нескольких институтов или крупный правовой институт одной отрасли права, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. Только крупные и сложные по своему составу отрасли права включают не только институты права, но и подотрасли права. Например, в состав конституционного права входят такие подотрасли как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве можно выделить подотрасли авторского, изобретательского, обязательственного, наследственного права и т.д., в финансовом — бюджетное и налоговое. В отличие от правового института, подотрасль права не является обязательной составляющей каждой отрасли права. Так, процессуальные отрасли права, семейное, земельное и некоторые другие отрасли не имеют подотраслей.

     Нормы подотрасли права регулируют группы близких отношений определенного  вида. Например, “обязательственное право” в составе отрасли гражданского права объединяет целый ряд правовых институтов (поставки, мены, подряда, государственного страхования и другие). Подотраслью  уголовного права является военно-уголовное  право, которое объединяет нормы, предусматривающие  ответственность за воинские преступления. Данная подотрасль включает следующие  уголовно-правовые институты: “преступления  против порядков подчиненности”, “преступления  против порядка прохождения воинской службы” и другие.

     Отрасль права - это главное подразделение  системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.

     Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права в единое целое, но и придавать им упорядоченный, системный характерно и отличать одну отрасль права от другой.

     К признакам отрасли права в  литературе относят следующие:

     а) особые предмет и метод;

     б) специфические отраслевые принципы;

     в) способность взаимодействовать  с другими отраслями «на равных правах», то есть быть одного с ними уровня;

     г) потребность общества в регулировании  данной социальной сферы именно на уровне отрасли;

     д) количественная достаточность юридических  норм, требующая перехода в особое, отраслевое качество;

     е) наличие обособленного, как правило, кодифицированного законодательства;

     ж) другие признаки.

     Как правило, в каждой правовой отрасли  условно выделяют общую и особенную  части. Институты общей части содержат нормы права, действие которых распространяется на все отношения, регулируемые данной отраслью. В институтах особенной части институты общей части обретают конкретизацию. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная - специализированные правовые институты.

     Приоритетное  положение отрасли в системе  права определяется тем, что она  отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющие существенную роль в организации общественной жизни.

     Отрасли права неоднородны по своему составу. Какие-то являются крупными правовыми  массивами, иные — компактными. Также  они различаются специфичностью средств правового регулирования.

 

Предмет и метод правового регулирования

Предмет правового регулирования

     Признание права системным образованием предполагает обоснование принципов (критериев) построения этой системы, равно как  и критериев подразделения системы  на составляющие ее отрасли.

     Отвергнув деление права на частное и  публичное на том основании, что  социализм не знает противоречий между личностью и обществом, советское правоведение попыталось найти «собственные», свойственные советскому праву основополагающие критерии деления его системы  на отрасли. Решению этой проблемы был  посвящен ряд дискуссий.

     В ходе первой такой дискуссии, проходившей  в 1938–1940 гг., был сделан вывод о  том, что основанием деления права  на отрасли является материальный критерий – особенности регулируемых правом отношений или предмет правового  регулирования. На этом основании действующая  система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное и  судебное право. Несколько позднее  все эти отрасли были структурированы  по выполняемым функциям. В системе  права обособлялись: 1) государственное  право, как основное звено системы; 2) материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.) и 3) процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну отрасль – судебное право).

     Последующее обсуждение данной проблемы подтвердило  обоснованность материального основания  деления права на отрасли. В то же время постепенно вызревала мысль  о недостаточности использования  в качестве критерия предмета правового  регулирования, поскольку в этом случае множилось число отраслей права; в качестве таковых следовало  признать водное, воздушное, горное, лесное право и т.д. Придерживаться же прежней  позиции означало признать существование отраслей права с различными предметами и тождественными методами правового регулирования. Дискуссия привела к выводу о необходимости наряду с предметом правового регулирования как основным критерием выделять дополнительный – метод правового регулирования.

     Очередная дискуссия по проблеме системы советского права, проведенная журналом «Советское государство и право» в 1981 г., подтвердила  вывод о предмете и методе правового  регулирования как критериях  деления права на отрасли.

     Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е.  те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые отвечают следующим признакам:

     а) являются устойчивыми и характеризуются  повторяемостью событий и действий людей;

     б) допускают по своим свойствам  возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними;

     в) существует объективная потребность  в их урегулировании.

Метод правового регулирования

       В отличие от предмета правового  регулирования метод правового регулирования отвечает на вопрос, как регулировать, и представляет собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Особенности метода правового регулирования характеризуют:

     а) основания возникновения прав и  обязанностей сторон регулируемого  отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и др.);

     б) способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;

     в) характер юридических средств обеспечения  прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических  процедур и др.).

 

Деление права на отрасли

По  предмету и методу правового регулирования

     Предмет и метод правового регулирования  — это наиболее существенные основания  для деления системы права  на отрасли. Предмет правового регулирования  — это то, на что воздействует право. А право, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той объективной  основой, которая вызывает к жизни  право и вносит в него системообразующие  признаки.

     Каждая  отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно  определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической  правовой регламентации. Объединение  правовых норм в отрасли права  происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих  органов. Главным фактором, обусловливающим  отличие одной отрасли права  от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими  отраслями права. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного права  регулируют отношения, связанные с  исполнительными функциями государственной  власти, а нормы гражданского права  определяют порядок имущественных связей в государстве.

     Предмет правового регулирования — это  качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным основанием для распределения  правовых норм по отраслям права. При  указании на отрасль права можно  отметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть «свой  предмет» т.е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений - конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «свое законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные кодифицированные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом (УК); гражданскому праву - гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом (ГК).

     Выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового  регулирования.

     Вторым, вспомогательным основанием для  распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способы воздействия  норм данной отрасли права на поведение  людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

     Метод правового регулирования реализуется  в определенные общественные отношения  с помощью таких способов правового  регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание:

      дозволение - предоставление лицу права на совершение тех ли иных действий, не запрещенных законом;

      запрещение - возложение на субъекта обязанности воздержаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий;

      обязывание - возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий.

     Метод правового регулирования состоит  из следующих элементов:  
специфического способа взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений. Так, главной чертой административно-правового метода является "вертикальный" характер взаимного расположения субъектов отношений, которые находятся в состоянии власти и подчинения. В гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные, позиции; той или иной совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В административном, финансовом праве правоотношения возникают на основе актов применения норм права, принимаемых компетентными органами государства, в гражданском праве — из договора, в гражданско-процессуальном праве — по заявлению (иску) лица, которому причинен моральный или материальный ущерб неправомерными действиями других физических или юридических лиц либо государственных органов, особых способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частности, из норм права, либо из соглашений сторон, либо из административно-правовых актов и иными способами; санкций, способов и процедур их применения.

     Каждая  отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых могут применяться только в пределах названных отраслей права. Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права. При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.

Информация о работе Система права