Автор работы: Ирина Соколова, 05 Августа 2010 в 08:56, курсовая работа
Впервые основы самоуправления американских штатов были заложены в статьях Конфедерации от 1781 года. Однако по своему характеру государственное объединение было скорее содружеством тринадцати независимых государственных штатов, нежели работоспособной целостностью. Ни о каком законодательно оформленном разделении властей в рамках центрального правительства не было и речи. Пытаясь преодолеть нарастающие проблемы, Конгресс созывает в 1787 году общенациональную ассамблею, на которой 17 сентября 1787 года была принята новая Конституция.
Глава 1. Система «сдержек и противовесов»: понятие и механизм действия
Глава 2. Механизм взаимоконтроля ветвей власти
2.1. Право вето как средство взаимоконтроля
2.2. Импичмент
2.3. Полномочия по избранию на должности и снятию с них
Глава 3. Конституция США
Глава 4. Система “сдержек и противовесов”: мнения выдающихся американских мыслителей и публицистов
Содержание
Впервые основы самоуправления американских штатов были заложены в статьях Конфедерации от 1781 года. Однако по своему характеру государственное объединение было скорее содружеством тринадцати независимых государственных штатов, нежели работоспособной целостностью. Ни о каком законодательно оформленном разделении властей в рамках центрального правительства не было и речи. Пытаясь преодолеть нарастающие проблемы, Конгресс созывает в 1787 году общенациональную ассамблею, на которой 17 сентября 1787 года была принята новая Конституция.
Структура власти, закрепленная Конституцией США 1787 года вызревала в умах отцов-основателей американской государственности под влиянием идей Монтескье, Локка, прецедентов британской государственно-политической жизни. К тому же в стране был накоплен солидный опыт управления государством.
Конституция США 1787 года содержала не только четкое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, но и предусматривала механизм взаимодействия этих ветвей власти.
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть разработанный Конституцией механизм взаимодействия ветвей власти. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач.
Во-первых,
нужно рассмотреть систему «
Во-вторых, необходимо раскрыть принцип взаимоотношения трех ветвей власти в США, механизм их взаимоконтроля.
Истоки современной политико-правовой идеологии США восходят к тем далеким временам, когда началась колонизация Северной Америки. Известно, что первые белые поселенцы появились на этом континенте в 1607 г., в 1619 г. была доставлена первая партия негров-рабов из Западной Африки. В 1620 г. к берегам нынешнего Массачусетса пристал знаменитый “Мэйфлауэр”, на борту которого находилась группа английских кальвинистов-пилигримов (102 человека), бежавших из Англии от религиозных преследований. В дальнейшем шел процесс нарастания потока иммигрантов как из самой Англии, так и из других стран Европы. Бурные события того времени — Английская революция, 30-летняя война и другие - немало способствовали этому великому исходу [12].
Что касается самой Англии, то из нее направлялись в Новый свет два основных потока иммигрантов, разных по численности и по своей политико-религиозной ориентации. Это, во-первых, религиозные сектанты, которые изгонялись из страны за свои убеждения правительствами Стюартов. Религиозные сектанты придерживались демократических взглядов, поддерживали парламент и Республику Кромвеля. Они селились главным образом в колониях Новой Англии. Второй поток - это аристократы англикано-католических исповеданий, которые оседали в южных колониях и составили основу класса плантаторов-рабовладельцев. Они были настроены роялистски и реакционно, особенно после казни Карла 1.
Эти группы со временем стали
носителями противостоящих
Американские колонисты привезли с собой английскую модель государства, сформировавшегося после «славной» революции 1688 г. Эти идеи определяли их отношение к своим собственным местным институтам управления. Однако английские идеи государства и права не трансплантировались механически на американскую почву. В Новом свете складывались иные социально-экономические и политические условия. Главное состоит в том, что там никогда феодализм не существовал как общественно-экономическая формация. Само заселение колоний осуществлялось прежде всего антифеодальными, буржуазными элементами, что определило специфически американский характер политико-правовой идеологии, особое отношение колонистов к государству и демократии. Политическое влияние плантаторов-рабовладельцев закончилось вместе с их поражением в Гражданской войне.
В революционную эпоху и последующее столетие представление об избранности и исключительности Америки сочеталось с убеждением в том, что она является "страной Надежды"; в современную эпоху это убеждение разделяют далеко не все. Теоретическое и практическое осмысление и конструирование системы разделения властей в Америке представляло собой противоречивый и неоднозначный процесс. Европейский государственный опыт и европейские теории использовались для создания такой модели разделения властей, которая бы соответствовала представлениям об избранности и исключительности Америки. До бурных 70-х и 80-х годов ХVШ в. наиболее приемлемой для колоний оказалась теория Джона Локка, так как она соответствовала желанию американцев создать такую систему правления при которой наиболее ненавистная им исполнительная власть персонифицированная в британском короле и назначаемых им губернаторах, была бы лишена возможности перерастать в открытую тиранию. Согласно конструкции Д. Локка должны быть созданы три организационно-обособленные власти: законодательная (предоставляемая парламенту) — принимает законы; исполнительная (сосредоточенная в руках правительства) - претворяет законы в жизнь; и, наконец, союзная (федеральная) [12]. власть, которой предоставлены все внешнеполитические полномочия. Союзная власть должна осуществляться специально создаваемыми для этого органами. Что касается судебной власти, то она, по мысли Д. Локка, включается в состав исполнительной. Главное, что привлекало колонистов в локковской модели разделения властей, - это положение о неравноправности выделяемых им властей. Согласно Д. Локку, законодательная власть является верховной и повелевает всеми другими властями. Именно в законодательных собраниях американская политическая мысль видела в тот период гарантию от произвола исполнительной власти. Сама доктрина разделения властей рассматривалась как средство обуздания ненавистной исполнительной власти ассоциировавшейся с британским королем. Антибританская направленность этой доктрины предопределила слишком восторженное к ней отношение, поскольку она рассматривалась как панацея ото всех зол и как средство достижения самых сокровенных желаний. Таким образом, до 1776 г. разделение властей было лишь лозунгом, политической теорией.
В период, непосредственно предшествующий созыву Филадельфийского конвента 1787 г., американское политическое сознание характеризуется такими чертами, которые наложили неизгладимый отпечаток на всю деятельность Конвента. Совершенно четко и определенно выразилась неудовлетворенность как опытом государственного строительства в штатах, так и междуштатными конфедеративными отношениями. Поиски более совершенных и удобных для правящей элиты систем организации власти для отдельных штатов и для той единой республики, которая должна была их объединить, велись в направлении создания чисто американского, приспособленного к местным условиям варианта разделения властей. От собственно британской концепции верховенства законодательной власти американцы отказались полностью. В воздухе носилась идея о равномерном распределении всех полномочий государственной власти между «тремя ветвями правительства». Доминирующим настроением было обуздание узурпаторских амбиций законодательной ветви власти. Об этом писали и говорили наиболее выдающиеся политические мыслители Америки того времени - Д. Мэдисон, А. Гамильтон И ДР.
В
результате "переходного периода"
сложились два главных
Все
ветви власти, таким образом, выражают
волю народа по его уполномочию, в соответствии
с присущими им функциями и в пределах,
установленных писаной конституцией.
Для надежной охраны общества от опасности
установления тирании власть должна была
быть распределена между «ветвями правительства».
Кроме того, предполагалось создание системы
взаимозависимости, обеспечивающей взаимный
контроль с целью предупреждения злоупотреблений.
Горизонтальное распределение властных
полномочий между ветвями национального
правительства — законодательной, исполнительной
и судебной — дополнялось вертикальным
разделением власти, что предполагалось
федеративной формой государственного
устройства; что не входило в сферу полномочий
Союза, оставалось за штатами и народом.
Разделение власти дополнялось системой «сдержек и противовесов». Она предусматривает такой механизм, когда президент, законодатели и судьи, хотя и зависят друг от друга в исполнении своих конституционных обязанностей, вместе с тем обладают известной политической и правовой независимостью. Политическая независимость гарантировалась по мысли «отцов-основателей» тем, что все органы власти имели различные источники формирования. Условно говоря, каждому отводилась своя категория «избирателей». Президента избирала коллегия выборщиков (Статья, II Раздел 1/2); сенаторов - депутаты легислатур штатов (Статья I), хотя и те и другие в свою очередь избирались прямым голосованием избирателей, лишь члены палаты представителей избирались одностепенным голосованием избирательного корпуса; членов Верховного Суда президент назначает «по совету и с согласия сената» (Статья III).
Создатели
конституции позаботились о том,
чтобы большинство избирателей
могли взять под контроль сразу
только один государственный орган.
Для этого все институты
Палата представителей избирается на два года, каждые два года переизбирается лишь 1/3 сената (Статья I, Раздел 3 (1,2)).
Срок полномочий президента - четыре года (Статья II, Раздел 1 (1)).
Судьи занимают должность пожизненно (Статья III).
Все
эти нормы нацелены не только на
обеспечение преемственности, но и
на оттягивание возможных
Механизм взаимоконтроля ветвей власти заключается в том, что каждый орган федерального государственного аппарата имеет возможность в известной мере контролировать деятельность другого, а также обладает смежной компетенцией. Как отмечают авторитетные американские ученые, «доктрина разделения власти в соединении с механизмом «сдержек и противовесов», представляет скорее взаимозависимость, нежели зависимость»1 . Так, конгресс принимает законопроекты, президенту предоставлено право вето, которое обе палаты способны отклонить квалифицированным большинством. Президент следит за исполнением законов, но конгресс ассигнует средства на деятельность исполнительных ведомств. Сенат и палата представителей по существу обладают правом абсолютного вето по отношению друг к другу. Верховный Суд может не признавать соответствующими конституции законы, принятые конгрессом и подписанные президентом. Утверждаются сенатом и могут быть устранены с должности посредством процедуры импичмента. Сенат имеет право блокировать назначения президентом на федеральные должности, а обе палаты способны отстранить самого президента от должности. Президент заключает договоры от имени США, но ратификации они подлежат лишь с согласия квалифицированного большинства сенаторов.
Одним
из наиболее сильных и широко обсуждаемых
средств взаимного контроля исполнительной
и законодательной ветвей власти
служит право вето. Традиционно это
право ассоциируется с
Первое время и отцы-основатели подумывали о том, чтобы наделить этим правом и президента и Верховный Суд. Спустя время вето стало рассматриваться как условие защиты президента от злоупотреблений и неправомерного вмешательства со стороны законодательной власти. «Первейший мотив наделить президента правом, о котором идет речь, - писал А. Гамильтон, - заключается в том, чтобы дать силу и возможность защищаться; во-вторых, увеличить шансы сообщества против принятия из-за спешки, небрежности или злого умысла скверных законов... Возможный вред в результате отклонения нескольких хороших законов будет с лихвой компенсировано предотвращением ряда скверных»1 .
Информация о работе Система сдержек и противовесов в государственном организме США