Система высшего образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:16, доклад

Описание

Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.

Реформы в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием федерального Закона "Об образовании". Он узаконил новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться - по какой программе готовить выпускников. Это, дав и вузам и студентам новые возможности внесло и некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора. (Раньше было проще - выбирали из одного).

Работа состоит из  1 файл

Система образования в России.docx

— 16.16 Кб (Скачать документ)

Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.

Реформы в отечественном  высшем образовании начались в 1992 г. с принятием федерального Закона "Об образовании". Он узаконил новые  для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться - по какой программе готовить выпускников. Это, дав и вузам и студентам новые возможности внесло и некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора. (Раньше было проще - выбирали из одного).

Уровни  (или, как еще говорят, ступени) высшего образования определены у нас ст. : принятого в 1996 г. федерального Закона "О высшем профессиональном и послевузовском образовании". В соответствии с ним высшее образование включает три ступени:

- первая ступень : неполное высшее со сроком обучения 2 года,

- вторая ступень : базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года,

- третья ступень - с ней дело обстоит сложнее: к ней отнесена и прежняя модель - "дипломированный специалист" со сроком подготовки 5 лет и новая - "магистр" со сроком подготовки 6 лет.

В системе образования  в России в ближайшие годы возможности  применения платы за обучение как  источника внебюджетного финансирования будут ограничены продолжающимся снижением  жизненного уровня населения и отсутствием  эффективного механизма контроля за качеством подготовки специалистов. В системе краткосрочного обучения может быть оправдано корпоративное кредитование в центрах и на курсах повышения квалификации, однако возможности кредитования обучения студентов со стороны предприятий резко сужаются в условиях существенного дефицита финансовых ресурсов. Поэтому необходима разработка новой модели финансирования высшей школы, так как в последние годы сократился приток специалистов в экономику и науку.

Речь может  идти о создании субфедеральных внебюджетных фондов высшего образования. За счет таких фондов может осуществляться контрактная подготовка студентов  и аспирантов для наукоемких отраслей и научных учреждений, занимающихся фундаментальными исследованиями.

Наиболее гибким способом направления финансовых средств  на получение высшего образования  является образовательный сертификат, предполагающий предоставление кредита  обучающемуся. Система кредитования студентов может быть разнообразной: субсидиарный кредит, льготный кредит, коммерческий кредит.

Коммерциализация  системы высшего образования  может осуществляться путем передачи вузовской инфраструктуры в платное  пользование вузам через систему  арендных отношений на льготной основе.

С 1992 г. произошел  отказ от ранее введенного нормативного финансирования образовательных учреждений и возврат к сметному финансированию по укрупненным статьям расходов: заработная плата, стипендии и коммунальные платежи.

Сметное финансирование при низком уровне индексации расходов учебных заведений привело к  значительному недофинансированию. Фактически бюджетное финансирование покрывало потребность учебных  заведений в 1992—1997 гг. от 40 до 70%. Это  привело к неудовлетворительному  состоянию материальной базы учебных  заведений, обусловило задержки в оплате труда педагогического персонала, вызвало отток квалифицированных  кадров.

Таким образом, размеры бюджетного финансирования не соответствуют потребностям в  ресурсном обеспечении образовательных  услуг, гарантии предоставления которых населению декларированы государством.

Очевидно, что  в ближайшие годы государство  не сможет восстановить прежние масштабы ресурсного обеспечения системы  образования.

Для современного бюджетного процесса характерно отсутствие системы анализа эффективности  использования выделяемых государством средств со стороны органов государственной  власти.

Для государственных  вузов существуют два варианта регионализации их финансирования:

1) передача вузов  с преимущественной подготовкой  специалистов регионального значения  на бюджет субъектов РФ с  обеспечением минимального бюджета  за счет субвенций из Федерального  фонда финансовой поддержки субъектов  РФ, при этом вузы федерального  значения финансируются из федерального  бюджета;

2) все вузы  финансируются в объеме минимального  бюджета на федеральном уровне, при этом финансирование вузовской  науки осуществляется на основе  классификации вузов по величине  научного потенциала.

Распределение вузов на финансируемые из федерального и регионального бюджетов может  привести к прекращению существования  ряда вузов в дотационных регионах из-за отсутствия средств на их финансирование.

Неэффективность рынка в сфере образования  показывает, что этот сектор экономики  является по существу закономерным объектом вмешательства государства. Прежде всего это проявляется в формировании государственного заказа на подготовку специалистов для социально значимых сфер деятельности. Исходя из заинтересованности государства в расширенном воспроизводстве совокупного личного и интеллектуального потенциала оно должно финансировать базовую профессиональную подготовку в государственной системе образования в части обеспечения единого образовательного стандарта.

Информация о работе Система высшего образования в России