Социальная ценность норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание

Что бы ответить на вопрос, какова социальная роль права в обществе, надо понять какие отношения и как регулирует право. Прежде всего, несомненно, что право выражает собой правило поведения. В каком смысле мы, не употребляли ли бы слово право, мы всегда подразумеваем под ним что-то такое, на что не следует посягать, чего не должно нарушать. Всякому праву соответствует чья – либо обязанность, требование, обращенное к какому – либо лицу или лицам.

Работа состоит из  1 файл

Социальная ценность норм права.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

Подчеркивая социальную ценность права необходимо отметить именно те юридические средства и правовые механизмы , которые выражают собственную ценность права т.е. те качества и особенности, характеризующие его как воплощение упорядоченной социальной свободы на базе высокой организованности, в соответствии с принципами гуманизма и справедливости. Именно с этой точки зрения оказывается возможным говорить не только о ценностях права вообще, но и о правовых ценностях. Это значит , что ценность права выражается как в общих характеристиках , раскрывающих его значение , место в жизни общества, так и в том, что существуют отдельные правовые ценности.

Правовые ценности – это конкретные социально-правовые явления, правовые средства и механизмы. К нм относятся:

- конкретное выражение ценности права в практической жизни людей – безопасность человека в конфликтных ситуациях, определенность и гарантированность прав, обеспечение истины, правды при решении юридических вопросов;

- фундаментальные прирожденные права человека, основополагающие демократические правовые принципы;

- особые правовые средства и юридические механизмы, обеспечивающие ценность права, гарантированность прав, институты, выражающие оптимальное соотношение нормативного и индивидуального регулирования, и т. д.

Особый пласт правовых ценностей относится к частному праву. Цивильные институты собственности, сделок, разнообразных договорных обязательств – все эти и аналогичные институты обеспечивают высокий правовой статус личности, приоритетную значимость индивидуальной воли. [32]

Развитее ценностей права выражается в правовом прогрессе , т. е. в прогрессе самого права.

С социально-политической, гуманитарной стороны правовой прогресс состоит в таком развитии права в мировой истории , при котором с его помощью утверждаются общечеловеческие, общедемократические ценности, начала законности, противостоящие произволу и беззаконию, формируется демократическое гражданское общество, неотъемлемым элементом которого становится право, сильное и эффективное. Решающим показателем прогресса в этом отношении является развитие гуманитарного содержания права, его многоступенчатое движение от права сильного к праву гражданского общества. С социально-юридической стороны происходит постепенное накопление правовых ценностей , прогрессивных элементов юридической культуры. Здесь обнаруживается ряд объективных закономерностей раскрывающих предназначение права как явление цивилизации и культуры. Наиболее существенной из них, прослеживаемой в качестве общей тенденции на протяжении всей многовековой его истории , является движение от запретительно-дозволительного к преимущественно дозволительному регулированию, к прочному утверждению статуса личности и соответственно повышение удельного веса в правовой действительности субъективных прав, в частности перенос в правовом регулировании центра тяжести на юридические механизмы, действие которых связано с доминирующим значением юридических дозволений, выражающих степень гарантированности свободы поведения личности, упрочение ценности частного права.[33]

И все же особенности права сопряжены в основном с выражением и юридическим обеспечением социальной свободы, активности, ответственности участников общественных отношений. Эти и некоторые другие факторы обуславливают такое развитие всего комплекса правовых явлений, при котором право все больше становится правом в том высоком философско-этическом значении этого слова. Определяющее значение здесь имеет гуманитарное содержание права , и с этой точки зрения – особенности и достоинства права гражданского общества, среди которых приоритетная роль принадлежит таким гуманитарно-правовым ценностям правового прогресса, как фундаментальные права человека, обретающие непосредственное действие, частное право, независимое правосудие.


Глава3. Пути повышения социальной ценности норм права в Российском государстве

 

3.1. Понимание права в России

 

Российская политико-правовая мысль прошла нелегкий путь к пониманию сущности права. На этом пути было немало свершений отечественной юридической науки, много трудностей и заблуждений.

Как известно, российская правовая система входит в Романо-германскую правовую семью. « Категории русского права,- это категории романской системы. Концепцией права, принятой в университетах и юристами, была романская концепция. Русское право отошло от казуистического типа права; русский юрист не считал право продуктом судебной практики ; норму права он, так же, как немецкий и французский юристы, рассматривал как норму поведения, предписываемого индивидам, формулировать которую надлежит доктрине или законодателю, а не судье».[34] Вряд ли это удивительно. Россия всегда была частью Европы, поэтому многие европейские проблемы и крутые повороты неизменно касались и России.

Однако уже на заре становления отечественного права были заметны ряд особенностей развития славянского этноса, существенно сказавшихся на правовой системе. К ним следует отнести отсутствие в мифологии богов правосудия и справедливости. Славянские правда, кривда, суд - это символ доли – непостижимой силы, а не воплощение справедливости, что говорит о большей подчиненности славянских племен внешним факторам и слабом осознании ими своей социальной деятельности.

В Киевской Руси для системы социального регулирования было характерно сохранение во многих сферах общественной жизни мононормативного регулирования через традиции, обычаи, мифы, религию.

Крутые перемены в правовой системе произошли в результате реформ Петра 1. Эти реформы привели к новому обоснованию государственности, утверждению ее самостоятельности независимости от народа, к разрушению институтов государственного представительства территорий и замене их полицейским государством, что проявилось в уничтожении порядка законодательного формирования власти. Петр 1 ввел завещательный принцип передачи власти, полностью ликвидировав ее социальную обоснованность.

В начале 19 века в праве проявился поиск русского духа в европейских правовых формах, была сформирована официальная теория государственного патриотизма, при этом у Александра 1 сохранялось убеждение, что Россию можно реконструировать, не опираясь на национальные традиции

Во второй половине 19 века основные черты русского права формировались под влиянием концепций правового позитивизма. В России, где государство много веков играло ведущую роль во взаимоотношениях с обществом, было инициатором почти всех социальных реформ, господство этатического позитивизма было закономерным явлением. Тем не менее, в ходе либеральных реформ 1860-х годов было провозглашено:

- равенство всех граждан перед законом;

- отделение суда от административной власти;

- выборность и несменяемость судей;

- коллегиальность рассмотрения дели состязательность процесса;

- гласность суда и право на защиту;

- введение института присяжных заседателей.

При этом сохранялись существенные особенности российского права:

- приоритет общего дела;

- слабость личностного начала;

- сохранение в общественной жизни неправовых регуляторов - моральных, религиозных, корпоративных;

- подчиненность права государству;

- отрицательное отношение православия к ценностям правового общества, прежде всего к частной собственности.

В советский период было открыто, провозглашено формирование нового человека, построение нового государства и права. В результате такого отношения к праву сложившаяся на развалинах буржуазного права России советская правовая система характеризовалась следующими особенностями.

Первая - пронизанность официальной идеологией – марксизмом, что сближало ее с религиозными правовыми системами.

Вторая особенность состояла в отрицательном отношении правящего слоя к праву как вынужденному злу, подлежащему преодолению.

Третья особенность – это абсолютный примат интересов государства над интересами личности. Государственные преступления подлежали самым суровым наказаниям. Сфера частного права была резко суждена.

Советская правовая система базировалась на идее обязательства человека перед государством, негативного отношения к правам человека. Человеку разрешалось лишь то, что было разрешено государством, а государство могло запрещать все, что считало нужным. Гражданские и политические права рассматривались как второстепенные в сравнении с социально-экономическими. Широко применялся принудительный труд, ограничивалась свобода передвижений.

Четвертая особенность заключалась в зависимости судебной системы от партийного руководства, а ее деятельность отличалась карательной направленностью, нарушением прав обвиняемого, уголовной ответственностью за нарушение трудовой дисциплины.

Государственное регулирование распространялось на все сферы общественной жизни, оставляя все меньше пространства для свободной инициативы людей. [35]

Понятие право в советской юридической литературе практически не выходило за рамки правового позитивизма. В этой связи следует отметить, что проблема нового понимания права до си пор в Росси ждет своего решения. Главная задача развития современной государственности - отладка механизмов управления через право. Период крупных преобразований в Росси остро поставил вопрос о новой роли права, об обновлении и развитии законодательства.

Тем не менее, за время существования независимой России перемены в законодательстве охватили многие его стороны и почти все отрасли права. Особенно интенсивно развивается конституционное, гражданское, трудовое, административное законодательство. Это позволило по-новому решить вопросы развития рыночных отношений в России, функционирования высших органов государственной власти, статуса субъектов Федерации, правового положения государственных органов, местного самоуправления, прав и свобод граждан, организовать демократические выборы во все органы власти т. д.

Происходят серьезные сдвиги в общественном сознании. Люди постепенно осваивают новые , правовые возможности, открываемые свободой частной деятельности и инициативы . Идет активное освоение гражданами возможностей Конституции и законов для защиты своих прав[36]

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ отмечается , что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Росси являются составной частью ее правовой системы. Большинство общепризнанных принципов права нашло свое закрепление в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Их содержание безусловно отражает определенные особенности экономической, политической, социальной, национальной духовной и правовой систем российского общества.[37]


3.2. Социальные реформы в современной России

 

Россия, согласно ч1 ст. 7 действующей конституции РФ является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»

Правовую основу государственной социальной политики составляет целый ряд законодательных актов. Однако надо признать, что провозглашая Россию социальным государством , авторы Конституции воспринимали эту характеристику как скорее как цель, а не существующую характеристику государства. Уже после принятия Конституции реальная политика государства в социальной сфере вела не к социальному государству, а в другом направлении.

Ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации – одна из наиболее низких для промышленно развитых стран: 65 лет по сравнению с 79 годами в странах Западной Европы. С начала 1990-х гг. произошел значительный рост мужской смертности по сравнению с исторической тенденцией. Прирост к числу умерших в течение 1992-2001 гг. оценивается в 2,5 – 3 мл. человек. При отсутствии войны, голода и эпидемий такой масштаб человеческих потерь не имеет прецедентов в истории. Выяснение непосредственных причин смертности является только частью объяснения. В России отмечается высокий уровень сердечно-сосудистых заболеваний, что является следствием факторов , связанных с образом питания и образом жизни. Наряду с этой развитой болезнью «развитого мира» Российская Федерация все больше подвержена проблеме инфекционных заболеваний, особенно туберкулеза и ВИЧ.

Реструктуризация рынка труда, глубокий и продолжительный спад 1990-х гг., крушение системы социальных гарантий привели к росту уровня психосоциального стресса, переживаемого населением, произошло увеличение числа жертв преступлений, вызванное упадком институтов государства, ответственных за правопорядок и безопасность. Тенденции в области смертности в Росси являют собой одну из самых серьезных проблем развития человека в начале 21 века. Такой резкий рост смертности подчеркивает необходимость более тщательных исследований для определения причин исключительно высокой смертности среди мужчин и проведения активной государственной политики в деле выявления уязвимых слоев населения и защиты их в периоды быстрых социально-экономических трансформаций. Особенно важно развивать такие институты , которые население считало бы легитимными и способными контролировать сложный процесс экономических реформ.

Некоторый перелом в отношении государства к социальным проблемам наметился в 2005 году, в связи с разработкой по инициативе Президента РФ В.В.Путина приоритетных национальных проектов. Эти инициативы определяют конкретные первоочередные шаги в сфере здравоохранения, образования, жилищной политике. Приоритетной задачей стало так же экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности отечественного агропромышленного комплекса, и решение демографической проблемы.

К 2005 году для решения поставленных задач сложились благоприятные условия. У государства появились финансовые ресурсы. Они в значительном объеме могут быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции. Горизонты экономического планирования расширяются - растет уверенность в завтрашнем дне. Социально-экономические программы получают необходимые гарантии, масштабные задачи – большую четкость и детализацию.

Информация о работе Социальная ценность норм права