Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 05:39, курсовая работа
Суть социальной политики государства, поставившего перед собой задачу превратиться в социальное государство, состоит в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, создании социальных предпосылок в формировании экономических стимулов развития производства. В социальном государстве задача реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается на первый план.
1 Определение, основные категории и проблемы социальной политики
Государства 5
1.1 Социальная политика государства: определение, основные категории
и функции 5
1.2 Проблемы в системе образования, здравоохранения 11
2. Социальная политика современного Российского государства. 16
2.1. Правовые основы социальной политики Российского государства 16
2.2. Выбор модели социальной политики государства для России. 17
2.3. Региональные социальные программы Красноярского края. 23
Заключение 27
Библиографический список 28
Общеизвестно также, что социальная политика является затратным и дорогостоящим видом деятельности. Каждое направление социального развития требует больших финансовых вложений, и чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. Но в конечном счете инвестиции в социальную политику являются наиболее продуктивным вложением общественного богатства. Вопреки этому в России традиционно шло выделение средств на реализацию социальной политики по «остаточному принципу». Непонимание политики удовлетворения социальных потребностей людей является следствием иррациональных воззрений властных структур относительно приоритетов в системе государственных функций, что в конечном счете способно привести к ослаблению и разрушению самого государства.
В современных условиях прослеживается смещение акцента с государственных средств, необходимых для достижения целей социальной политики, на финансовые средства внебюджетных социальных фондов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения, организаций и предприятий, общественных, благотворительных, церковных, международных организаций. Иначе говоря, происходит перераспределение финансовых средств на социальные нужды с государственного бюджета на частные сбережения людей [24].
В сфере социальной политики не были проведены реформы, необходимые для ее функционирования в новых рыночных условиях, поскольку она была нацелена на снижение роли государства в социальной сфере, что выражалось прежде всего в резком сокращении государственной помощи предприятиям в финансировании их социальной инфраструктуры. Эти шаги привели к ее постепенному разрушению, поскольку в современных условиях предприятиям стало невыгодно содержать социальные учреждения. Кроме того, государство фактически отказалось от монополии на предоставление социальных услуг и тем самым в определенной степени стимулировало решение социальных проблем самими гражданами без его участия. Этим государство способствовало процессу формирования и активизации деятельности благотворительных организаций, объединений, фондов и др. Таким образом, можно предположить, возрождение благотворительности позволит государству в современных условиях решить многие социальные проблемы, что способствует снижению социальных конфликтов и напряженности, развитию демократии и самоуправления в России. Это очень важно сегодня как для достижения гражданского мира, так и для ориентации населения на социальную активность и социальную ответственность.
Трансформация общественного устройства России в 90-е годы поставила в повестку дня задачу выбора новой социальной модели государства и формирования качественно новых социальных институтов. Социальная политика все более отходит от принципов патерналистского государства и предоставления социальных гарантий на уравнительных подходах.
Начиная с 1999 года, наблюдаются устойчивые темпы экономического роста, что позволяет выделять значительно больше ресурсов на решение социальных задач. Вместе с тем, остается ряд крупных социально-экономических проблем, которые не позволяют решать крупные задачи в области демографии, здравоохранения, образования, доходов населения и социального обеспечения. Так, сложившаяся демографическая ситуация остается сложной и характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте (в разы превышающим аналогичные показатели в европейских странах) [20].
Отсутствие стратегических, публично одобренных программ реформирования экономической, социальной и политических сфер жизнедеятельности общества привело к нарушению естественных взаимоотношений между государством и обществом, обществом и личностью, личностью и государством. В конечном итоге это привело к появлению феномена дезинтеграции общества и государства, разрыву социальных связей, к глубокому социально-экономическому кризису, обесценению физического и человеческого капиталов. Сегодня по параметрам человеческого капитала Россия находится на 33-м, а человеческого развития – на 62-м местах в соответствующих мировых рейтингах. И с каждым годом наша страна опускается в этих списках все ниже и ниже. Особенно критическим является положение в области здравоохранения и демографии.
Следует при этом отметить, что сложившееся положение дел для страны является неестественным. Ведь Россия по территории и обеспеченности природными ископаемыми находится на первом месте в мире, численности населения – на шестом, по размерам ВВП – на десятом, что дает ей все основания претендовать на роль одного из лидеров мирового сообщества.
Во многом это связано с тем, что содержание либеральных реформ в стране было сведено к формированию рыночного хозяйственного уклада как доминирующего, что обеспечивалось и обеспечивается с помощью гипертрофированной поддержки одного социального слоя – слоя крупных частных собственников. Во всех остальных случаях выдерживается одна политическая установка на сокращение правовой и организационной роли государства в экономической и социальной жизни общества. Другими словами: произошел поворот маятника государственной экономической и социальной политики от «защиты интересов трудящихся» - основной массы населения - к «защите интересов капитала» - не превышающего 15% от численности всего населения страны [13].
Такой поворот привел к утрате важнейших государственных функций в социальной сфере – социально сбалансированного учета интересов всех основных социальных слоев, аккумуляции необходимых финансовых ресурсов для перераспределения средств, регулирования сферы труда, здравоохранения, образования, что выполняют все без исключения государства, выбравшие либеральную, консервативную, социал-демократическую модель государственного устройства и государственной социальной политики.
В результате подавляющее большинство населения России не только не обрело достойного уровня и качества жизни, но и лишилось сколь-нибудь обнадеживающих перспектив в будущем. Маргинализация и социальная деградация стали привычными явлениями. Массовый слой высококлассных специалистов резко сократился. Конкретные тому причины – спад производства и массовая безработица, ведущая к деквалификации работников, их бегству и за границу, и от своих профессий вследствие катастрофического сокращения реальных доходов.
По оценкам ученых, при сохранении нынешних тенденций функционирования экономики и дальнейшем усилении неравномерного («точечного» типа) развития производительных сил, наблюдающегося в стране в последние 15 лет, дифференциация заработной платы и доходов населения в ближайшие три-четыре года возрастет еще на 40-60%, что усилит антагонизм в обществе [20].
Переломить этот негативный тренд можно лишь на основе системных мер по радикальной модернизации социальной сферы.
Во-первых, требуется выбрать социальную модель государства, как систему взаимоувязанных социальных институтов (доходов населения, социального страхования и обеспечения), здравоохранения и образования, включающих в себя:
· для работающих – институт достойной заработной платы, обеспечивающий работнику и членам его семьи приемлемые уровень и качество жизни. Размер МРОТ следует приблизить к величине не ниже 40% средней заработной платы по стране; последняя же должна быть не менее пятикратной величины прожиточного минимума; а доля зарплаты в ВВП – достичь за пять лет 35%;
· для пенсионеров – институт пенсионного страхования, который бы обеспечивал наемным работникам возможность заработать (за 35-40 лет страхового стажа) пенсию не менее 50-60% их заработной платы;
· для всех граждан страны – гарантированное (бесплатное) оказание медицинской помощи в рамках базовой программы государственного здравоохранения, дополняемое обязательным медицинским страхованием для работающих (совокупные затраты на которые должны составлять не менее 6% ВВП);
· для всех граждан страны – гарантированное (бесплатное) предоставление возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования (государственные затраты на которые должны составлять не менее 5% ВВП).
Во-вторых, государственные расходы на социальные цели следовало бы законодательно установить на уровне не ниже минимальных стандартов, рекомендованных конвенциями и рекомендациями МОТ, Копенгагенской декларацией о социальном развитии (1995 г.), Европейской социальной хартией, подписанной Россией в 2000 году.
В-третьих, необходимо разработать общенациональную (структурированную по основным направлениям) программу развития систем образования, здравоохранения и жилищно-коммунальной сферы, которая включала бы федеральную и согласованные с ней региональные программы [20].
2.3 Региональные социальные программы Красноярского края
Наряду с федеральным центром, который с 2006 года начал активную реализацию целого ряда национальных проектов, Красноярский край в лице своей исполнительной и законодательной властей также начал выполнение ряда социально ориентированных программ. Это «Дом», «Деревня», «Демография», «Дети», «Кадры», «Культура». Безусловно, социальные программы существовали в крае и реализовывались и ранее. Однако перечисленным проектам придается первостепенное значение. Важно отметить, что это уже не просто «помощь сирым и убогим» по остаточному принципу. Каждый проект имеет достаточно четко очерченные и общественно значимые ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты «краевого направления «Дом»: Планируемая площадь застройки под малоэтажное жилищное строительство на территориях муниципальных образований составит 500 га, что позволит обеспечить застройку более 3000 земельных участков с расселением около 10 000 человек. При общей площади жилого дома, равной 100 кв. м, и средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья, равной 25 000 рублей, общий объем инвестиций в строительство составит 7,5 млрд рублей. Объемы ввода малоэтажного жилья достигнут 300 000 кв. метров. Строительство жилых домов взамен жилья, признанного непригодным для проживания, – 69 140,2 кв. метра общей площади жилья. Реконструкция жилых домов взамен жилья, признанного непригодным для проживания, – 3 005,38 кв. метра общей площади жилья. Приобретение жилых помещений взамен жилья, признанного непригодным для проживания, – 19 861,65 кв. метра общей площади жилья. Обеспечение жильем 5112 человек, переселяемых из жилья, признанного непригодным для проживания. Снос жилья, признанного непригодным для проживания, – 106 045,7 кв. метра. Приобретение жилых домов или квартир – 81 880 кв. метров общей площади социального жилья [17].
Обеспечение жильем 4549 человек, признанных малоимущими в установленном порядке. Увеличение объема выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов: в 2007 году – 2 000 000 тысяч рублей, в 2008 году – 2 600 000 тысяч рублей, в 2009 году – 3 700 000 тысяч рублей.
Ожидаемые результаты реализации «краевого направления «Деревня»». Обеспечение условий для сохранения действующих кооперативов и создания 200 новых сельскохозяйственных потребительских кооперативов: в 2007 г. – 35; в 2008 г. – 65; в 2009 г. – 100.
Введение и приобретение за счет бюджетных средств края 127,55 тыс. кв. метров жилья. Увеличение объема реализации продукции, производимой в малых формах хозяйствования, на 12 процентов в 2009 г. к уровню 2005 года. Увеличение на 25 процентов уровня доходов граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, от реализации сельскохозяйственной продукции к концу реализации программы [17].
Ожидаемые результаты реализации «краевого направления «Демография»». Реализация мероприятий краевой целевой программы позволит: снизить младенческую смертность до 11,8 случаев на 1000 родившихся живыми; снизить материнскую смертность до 28,0 случаев на 100 тысяч живорожденных; снизить численность детей-инвалидов – на 5 %; снизить смертность от острого инфаркта миокарда – на 8 %; снизить первичный выход на инвалидность пациентов с заболеваниями сердечно- сосудистой системы, заболеваниями позвоночника у детей – на 5–6 %; увеличить численность детей, родившихся в семьях третьими (и более), с 11,1 % от всех родившихся в 2005 году до 13,0 % – в 2009 году.
Ожидаемые результаты реализации «краевого направления «Дети»»
В результате реализации программы будут построены 225 современных спортивных школьных дворов, 22 спортивных двора в учреждениях начального профессионального образования, что обеспечит возможность занятости свыше 178 тысяч детей.
Будут оснащены спортивным инвентарем, оборудованием, туристским снаряжением для массовых занятий физической культурой, спортом и туризмом: 600 спортивно-туристских дворовых команд; 300 физкультурно-спортивных клубов на базе общеобразовательных школ; 150 туристско-спортивных клубов на базе общеобразовательных школ; 8 учреждений дополнительного образования туристско-краеведческой направленности; 5 спортивных залов общеобразовательных учреждений.
Будут построены 12 плоскостных сооружений для соревнований по спортивно-техническим видам спорта, приобретены 60 единиц автомототехники для действующих спортивно-технических клубов, введены 900 ставок организаторов спортивно-массовой, туристской работы.
В краевых, межрайонных (зональных) муниципальных спортивно-массовых мероприятиях примут участие свыше 49 тысяч школьников – участников дворовых команд, физкультурно-спортивных, туристско-спортивных клубов.
Ожидаемые результаты реализации «краевого направления «Кадры»». Согласование кадровых потребностей экономики, необходимых для реализации инвестиционных проектов на территории Красноярского края, с объемами и направлениями профессиональной подготовки: доля рабочих и специалистов, трудоустроившихся на предприятия, должна составлять к 2009 году 97 % от общего выпуска; заключение с работодателями соглашений, определяющих участие всех заинтересованных сторон в подготовке рабочих и специалистов.
Повышение качества профессионального образования за счет приведения его в соответствие с требованиями работодателей, участвующих в реализации инвестиционных проектов, а также с требованиями российских и международных стандартов.