Социальные функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 07:33, курсовая работа

Описание

Право по своим свойствам — социальный феномен, вызванный потребностью внести в жизнь общества нормативные начала, организованность и порядок, основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности, и потому по своей природе оно призвано препятствовать произволу и беззаконию. Именно как явление, противостоящее данным негативным тенденциям в обществе и в то же время обеспечивающее простор для упорядоченной с

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya.docx

— 60.30 Кб (Скачать документ)

     Во-вторых, это возможность достигнуть определенности, точности в самом содержании общественных отношений. Главная роль здесь принадлежит другому свойству права — его формальной определенности. Именно с этим свойством права в значительной мере взаимодействует его формализованность, закрепление юридических норм в письменных источниках (а отсюда проистекает одна из решающих особенностей права — его институционность, существование его в виде писаного феномена). Такое свойство права как определённость раскрывает то, что правовое регулирование имеет четко выделенные границы, показывает— предназначенность, предопределенность предмета, характера возможного поведения.7 Несложно увидеть, насколько это существенно для права, для требований законности. Правовое регулирование вследствие этого приобретает новые черты, которые делают его высоко социально ценным: оно способно охватывать все нужные формы социальной жизни, не оставляя «дыр» и «пустот» в регулировании, что позволяет четко отделить правомерное поведение от произвола. Это касается как запретов и позитивных обязываний, т. е. юридических обязанностей, связанной с ними юридической ответственности, так и дозволений, т. е. субъективных прав.

     В-третьих, это возможность добиться гарантированного результата. Рассматриваемая особенность права выражается в позитивных юридических обязанностях и в высокой степени их обеспеченности, опирающейся на государственное принуждение. Связь с прямым государственным воздействием придает этой стороне ценности права противоречивый характер и имеет определенные отрицательные последствия.

     Дополнительно необходимо отметить, что ценность права не иссекает возможностями или способностями, заложенными в его свойствах. Не менее существенно то, что право во второй своей ипостаси представляет собой элемент общественной жизни, не только призванный реализовать ряд основополагающих требований цивилизованного общества, но и вбирающий в себя ценности цивилизации и культуры. Более того, он становится таким в высшей степени значимой ценностью, что решающим образом зависит от стадии «восхождения» права, характера и глубины его гуманитарного содержания. Это и связано как раз с характеристикой права в качестве социального феномена, обладающего инструментальной и собственной ценностью.6 

       Если не  рассматривать дальше право как регулятор общественных отношений, то его миссия в обществе сводится к инструментальной ценности.

     В силу хода исторического развития право сложилось во взаимодействии с государством как нормативное институционное образование, имеющее набор весьма эффективных свойств, прежде всего общеобязательную нормативность, формальную определенность, высокую государственную обеспеченность. Другими словами, возникает довольно мощный регулятивный феномен, обладающий значительной социальной энергией. Возник и приобрел относительную самостоятельность, оторвался от непосредственных причин, его породивших.

     А это означает, что оказалось реальным использование права с его свойствами как инструмента, средства, орудия для решения разнообразных задач; использование различными субъектами социальной жизни — и государством, и церковью, и гражданами, и общественными объединениями. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп. 8Иными словами, право в идеале  — это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной социальной свободы, справедливости, консенсуса. В этом своем качестве право может предоставлять людям, их коллективам в виде субъективных прав простор для свободы, для активности в поведении, и в то же время оно направлено на то, чтобы исключить произвол и своеволие, противостоять им, сообразовать поведение с нравственностью, со справедливостью.

     Вместе  с тем следовало бы подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность, которая в демократическом обществе приобретает доминирующее значение.9

     Если  же исходить из идей естественного  и частного права, основных прав человека, основополагающих демократических правовых принципов, то позитивное право вообще становится таким выражением свободы, которое противостоит политической власти, ее произволу.

     Можно сделать вывод что, право является уникальной социальной ценностью, поскольку оно воплощает цельный сплав фундаментальных устоев цивилизованной организации жизни общества, их нормативных требований, причем таких, которые, казалось бы, отличаются известной несовместимостью или во всяком случае разнородностью, отдаленностью друг от друга.

     Именно  в собственной ценности права  выражается его собственное глубинное  правовое содержание.

     Даже  когда право «работает» не на полную определяемую историческими условиями «мощность», и, более того, даже при авторитарных политических режимах, когда оно приобретает этатический характер, выступает в качестве права сильного или права власти, когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно все же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное, явление по сравнению с тем, что ему противостоит, — с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп.

     Социальная активность и свобода людей могут иметь разный

характер. Не связанные правом, вне права  они без преград могут перерасти  в произвол. В праве же социальная свобода и активность в той  или иной мере отражают единство свободы  и упорядоченности общественных отношений, ответственности, заложены в субъективных правах, существуют в очерченных законом рамках, в  сочетании с юридическими обязанностями, в соединении с гарантиями, юридическими процедурами. Таким путем они  сдерживаются до той грани, за которой  свобода и активность могут обернуться неконтролируемым действованием, произволом, ничем не ограниченной вольницей, хаосом.

     Положение о том, что право обладает собственной  ценностью, имеет важное научное  и практическое значение: сама постановка вопроса таким образом предупреждает  против недооценки права, против сведения его роли к функции только «инструмента». Это положение, в частности, ориентирует  на то, чтобы в условиях прогрессивного социально-политического строя, все  более утверждающегося гражданского общества и другие социально-политические институты (прежде всего государство, его органы), в свою очередь, «настраивались»  на правовые начала, на олицетворяемую правом упорядоченную социальную свободу.10 

3.2 Право и государство

     Как уже отмечалась, право нельзя рассматривать в качестве продукта государственной власти, хотя формирование свойств права и его применение происходило с государственным участием. Но именно то обстоятельство, что такое участие довольно значительно и что зависимость права от государства — непреложный факт, и вызывает у последнего постоянное стремление поставить этот мощный регулятивный инструмент себе на службу. Эта тенденция, как показывает исторический опыт, прекращает свое императивное действие лишь в гражданском обществе, когда конструктивными элементами права становятся институты, независимые от власти (права человека и др.). И хотя при этом право неизбежно в той или иной степени приобретает классово-этатические черты и не может развернуть в полной мере все свои потенции, оно, особенно в обстановке авторитарных политических режимов, действительно является в основном инструментом, притом инструментом государства, выражающим (и в чем-то облагораживающим) волю властвующих, т.е., в сущности, правом власти.

     При определенных исторических условиях право  может оказаться в руках церкви, политических партий, иных негосударственных  объединений (разумеется, при" известном  содействии государства), и тогда  оно становится инструментом указанных  образований.

     Но  особенно существенно, пожалуй, то, что  в обстановке действительной демократии право может стать инструментом и в руках граждан, отдельного человека (в основном через институты  правосудия, иные формы обеспечения  прав человека). Именно тогда право  достигает наиболее высокой по современным  стандартам ступени развития — становится правом развитого гражданского общества.

     Иной  аспект проявления инструментального  характера ценности права состоит  в том, что оно является опосредующим звеном при реализации других высокозначимых ценностей — товарно-рыночных институтов, управления, демократии, морали, культуры, средством их воплощения в жизнь.

     В данной плоскости право и выступает  как высокоэффективный и целесообразный социальный регулятор. В обществе в  условиях цивилизации нет другой такой системы социальных норм, которая  смогла бы обеспечить (причем на началах, сочетающих нормативное и индивидуальное опосредование поведения людей) целесообразное регулирование экономических, государственно-политических. организационных и ряда, иных отношений, реализуя при этом демократические, духовные, нравственные ценности. Право обладает такими свойствами, благодаря которым возможно ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строго определенную по содержанию, гарантированную государством систему типовых масштабов поведения, функционирующую постоянно и непрерывно во времени. И потому в цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность общественной жизни, начала общеественнойной дисциплины, нормальное функционирование всего общественного организма, действенность социального управления.11

     Следовательно, право как высокоэффективный  и целесообразный социальный регулятор  — это прежде всего инструментальная или, по иной терминологии, служебная  ценность, т. е. ценность, выступающая  в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающего функционирование других социальных институтов (государства, социального управления, морали и пр.), иных социальных благ.

               Собственная ценность права выражается в том, что может быть названо правовыми началами или духом права.

     Формулирование  правовых начал — одна из первоочередных задач юридической науки, хотя многие из них достаточно очевидны и, как  правило, фиксируются в уже отмеченных ранее основополагающих демократических  правовых принципах (ответственность  за вину, презумпция невиновности и  др.).

     Вместе  с тем важно обратить внимание на то, что правовые начала как выражение собственной ценности права нельзя свести к какому-либо перечню, исчерпывающему списку формулировок. Суть дела состоит в том, что правовые начала, как и «дух права», —это своего рода господство в жизни общества правовых идеалов и ценностей, их высокий непререкаемый статус в общественном бытии. Именно здесь, кстати говоря, следует искать самое главное в конструкции «правовое государство», которое представляет собой не одну лишь реализацию в сфере государства требований законности, а воплощение правовых начал в политической области, в организации и деятельности всех политических институтов.12

     Помимо  всего прочего, господство в обществе правовых идеалов и ценностей  заключается в том, что та или  иная жизненная проблема, социальная ситуация получает решение при помощи правовых средств (именно правовых), причем таких, которые, действуя в сочетании, во взаимосвязанном комплексе, сориентированы на юридические дозволения, на субъективные права, на то исконно правовое, что  открывает простор для свободы  и активности в поведении —  главных показателей и проявлений прогресса в области общественных отношений.

     Подчеркивая собственную ценность права (в противовес инструментальной), вместе с тем  не следует смешивать понятия  и понимать изложенные соображения  как отрицание или умаление значения инструментального подхода в  науке права, подхода, являющеюся одной  из сторон институциональной концепции. Как раз наоборот: инструментальный подход в науке позволяет предметно, конкретизированно раскрыть собственную  ценность права, абсолютность и приоритет  правовых начал в обществе, силу духа права.

     Дело  в том, что право как нормативное  институционное образование складывается из множества «атомов» — юридических  норм, прав и обязанностей, санкций, других элементов правовой материи, которые, как подробнее будет  показано дальше, могут быть обозначены под определенным углом зрения в  качестве правовых средств.

     При этом наиболее существенными представляются именно те юридические средства и  правовые механизмы, которые выражают собственную ценность права, т.е. качества и особенности, характеризующие  его как воплощение упорядоченной  социальной свободы на базе высокой  организованности, в соответствии с  принципами гуманизма, справедливости, консенсуса.13

     Именно  с позиций инструментального  подхода оказывается возможным  говорить не только о ценности права  вообще, но и о правовых ценностях. Это значит, что ценность права выражается как в общих характеристиках, раскрывающих его значение, место в жизни общества, так и в том, что существуют отдельные правовые ценности.

Информация о работе Социальные функции права