Соотношение аппарата и механизма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:23, контрольная работа

Описание

Государство – это политическая организация общества, а механизм государства — это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

Содержание

Введення
1. Англосаксонська правова сім’я : поняття та джерела права.
2. Форми та методи здійснення функцій держави.
3. Співвідношення апарату та механізму держави.
4. Види систематизації нормативно-правових актів.
5. Правотворчість:поняття,ознаки,принципи та види.

Работа состоит из  1 файл

МІНИСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ.docx

— 32.16 Кб (Скачать документ)

 

МІНИСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ

ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

МІЖНАРОДНИЙ ГУМАНІТАРНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольна  робота

 

з курсу ________________________________________________________

 

Варіант _____

 

 

 

 

                                                             Роботу підготував:

                                                                                cтудент _____ курсу , групи 1

                                                                       заочної форми навчання

                                                                             (6.030401 «Правознавство»)

                                                                           

                                                                              ________________________

                                                                              ________________________

 

 

                                                            Науковий керівник:

 

                                                                             ________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м. Сімферополь

2012р.

 

 

 

 

План

 

Введення

1. Англосаксонська правова сім’я : поняття та джерела права.

2. Форми та методи здійснення функцій держави.

3. Співвідношення апарату та механізму держави.

4. Види систематизації нормативно-правових актів.

5. Правотворчість:поняття,ознаки,принципи та види.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория  государства и права

 

Как возникла теория государства и  права? Уже подчёркивалось, что вначале  появились отраслевые науки. Постепенно шёл процесс разделения юридических  наук. Чем больше углублялась их дифференциация, тем большей была потребность во встречном процессе  – объединении знаний. Интеграция знаний предусматривает углубление мысли в природу явлений, а  дифференциация – ёё обогащение. Потребности общественной практики вызвали необходимость концентрации внимания непосредственно на закономерностях правовой действительности. Их изучение легло в основу формирования общетеоретических ( историко – теоретических ) наук. 

Общая теория государства и права не сразу оформилась с таким названием и содержанием. Теория права (legal theory) является немецким понятием, употребляемым в континентальноевропейском  правовом  регионе . Здесь оперируют понятием ,, юриспруденсия”. В Западной Европе и России теория государства и права сложилась в XVIII – XIX вв. на основе таких наук и учебных дисциплин, как энциклопедия права, философия права.

Теория государства  и права – это наука, изучающая  фундаментальные (общие и специфические) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Как и любая другая наука ,теория государства и права имеет свой предмет и метод. Предмет науки (или учебной дисциплины) – это круг вопросов, которые она изучает . Метод науки (или учебной дисциплины) – это способ или совокупность способов, с помощью которых изучается предмет. Метод – это инструмент познания ,способ ,приём изучения предмета или явления ,в том числе государства и права.

Государство и право – различные социальные явления ,которые органически связаны между собой ,обусловливают друг друга, находятся в отношениях неразрывного единства и взаимного проникновения. Всё построение государства и его деятельность регулируются правовыми нормами, а правовые нормы издаются и обеспечиваются государством. Государство немыслемо без права как способа решения государственных задач и выполнения своих фундаментальных функций. В этом отношении роль конституций, которые закрепляют структуру государства ,систему его органов, и их задачи.               

 

1.Англо-саксонская  правовая  семья :понятие и источники права.

Своеобразие каждого государства, выраженное в особенностях обычаев, традиций, регулирующих жизнь общества, законодательстве, структуре юрисдикционных органов, правовом менталитете, сложилось  исторически под влиянием многих факторов. Это привело к формированию в каждой стране самобытной правовой системы. Под правовой системой понимают целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей. Необходимо отметить, что в теории государства и права существуют два понятия правовой системы - узкое и широкое. Под узким понятием правовой системы понимают национальное право, а под широким - широкая совокупность национальных правовых систем, которые источников права , основных правовых объединяет общность происхождения понятий, методов и способов развития. Любая правовая система (в широком смысле) включает в себя ряд правовых явлений, которые можно условно разделить на три группы:

1) юридические нормы, принципы  и институты (нормативная сторона);

2) совокупность учреждений  права (организационная сторона);

3) совокупность правовых  представлений, идей, взглядов в  обществе (правовая культура).

Наряду с отличиями  и особенностями в различных  правовых системах можно обнаружить много схожих элементов, позволяющих  объединять их в группы (правовые семьи) по ряду признаков: историко-территориальному, национальному, идеологическому. В  современном сравнительном правоведении существует множество подходов к  классификации правовых систем, однако, можно выделить два основных направления: концепцию « правовых семей» (ярко представлена в работе « Основные правовые системы современности» Р.Давида) и концепцию «правового стиля» (Цвайгерт К. «Введение в сравнительное  правоведение в сфере частного права»).В основе классификации правовых систем Р. Давида лежат два критерия: юридической техники и идеологический . По этим критериям Р. Давид выделяет три основные «правовые семьи» (т.е. группы государств со схожими правовыми системами), а именно: романо-германскую, англо-саксонскую, социалистическую. К. Цвейгерт использует для классификации 5 факторов: 1)общность происхождения; 2)общность источников, форм закрепления и выражения форм права; 3)структурное сходство; 4)общность принципов регулирования общественных отношений; 5)единство терминологии, юридических категорий и систематизации норм права. Ученый выделяет 8 правовых кругов. Классификация правовых систем Р.Давида является наиболее популярной из-за простоты и лаконичности (меньше количество и самих правовых семей и Факторов, по которым они группируются), а также по причине наиболее точного и полного охвата вопроса, стоящего перед классификацией. В современной науке выделяют следующие правовые системы:1) англо-саксонскую ( Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, Турция); 3)религиозно-правовую (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4)социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).В данной работе будут рассмотрены государства с англо-саксонской правовой системой (правовая система в данном случае понимается в широком смысле), принадлежащие к англо-саксонской правовой семье (по классификации Р.Давида). Правовые системы государств, относящиеся к одной правовой семье, помимо общности вышеперечисленных явлений имеют значительное количество отличий, что обусловлено особенностями исторического, что обусловлено особенностями исторического развития каждого конкретного государства. Исходя из вышесказанного, в рамках данной работы будет рассмотрена не только общая характеристика англо-саксонской правовой системы, но и особенности национальных правовых систем некоторых государств, входящих в англо-саксонскую правовую семью и представляющих интерес с точки зрения их самобытности и влияния на современные тенденции развития мирового права.

 Англо - саксонскую правовую систему , как и другие правовые системы, можно рассматривать с точки зрения трех критериев, а именно:- нормативной стороны; - организационной стороны; - со стороны культуры права (об этом уже говорилось во введении. Нормативная сторона англосаксонской системы права определяется наличием двух видов норм: законодательных и прецедентных. Законодательные - правила поведения общего характера. Прецедентные - строго определенная часть судебного решения по данному конкретному делу . Судебное решение состоит из :

- юридического заключения  по делу и мотивировки, аргументации  принятия этого решения («ratio decidendi»);

- и части носящей убеждающий  характер « попутно сказанного»  («obiter dictum”).

К прецедентной норме относят  только первую часть судебного решения, а вторая часть является необязательной для других судей. Практически же достаточно трудно  отличить одну часть от  другой и для этого разработана целая система методов и приемов, эффективность которых подвергается сомнению. Вторым источником англосаксонского права является статут (закон). Статут имеет приоритет перед прецедентом, т. е. может отменить его. Это не значит, что прецедент производен от закона. Напротив, закон реализуется через прецеденты. Всякий законодательный акт конкретизируется посредством обязательных судебных решений. По сфере действия законы можно разделить на публичные (распространяются на неопределенный круг субъектов и действуют на всей территории государства) и частные (распространяются на отдельных лиц и территории). Выделяют также делегированное законодательство, т. е. акты, создать которые Парламент уполномочил других субъектов (правительство, королеву, министерства). Данные акты имеют силу закона и являются обязательными для исполнения всеми гражданами. Можно еще отметить так называемое автономное законодательство - акты местных органов власти, действующие на определенной территории, некоторых учреждений, организаций. Такие законы обязательны для исполнения на местном уровне, членами организаций, их клиентами и т. п. Сила автономных актов уступает силе актов Парламента и делегированного законодательства.

Одним из источников английского  права являются обычаи. По мнению юриста Э. Глассона, англо- саксонская система права основана, прежде всего, на обычаях и варварском праве. В настоящее время роль этого источника заметно уменьшилась, однако , исторически обычаи оказали очень большое влияние на правотворчество (см . раздел 1).Особое место среди источников англо-саксонского права занимает Юридическая доктрина. Некоторые литературные источники имеют повсеместное признание и используются при рассмотрении конкретных судебных дел. К таким источникам можно отнести « Институцию» Кока, которая часто цитируется в судах (а именно судебные комментарии, описание прецедентной практики).По первому же критерию оценки (с нормативной стороны), необходимо отметить своеобразие структуры английского права, в котором нет деления на публичное и частное. Деление прав по отраслям фактически отсутствует, или его границы размыты (нет деления на административное, гражданское и право социального обеспечения ). Это обусловлено тем, что все суды имеют общую юрисдикцию, т. е. могут рассмотреть дела разных категорий, и тем, что в английском праве отсутствуют отраслевые кодексы, характерные для романо-германской системы права .Такая своеобразная структура права повлияла на организационную сторону правовой системы, т. е. на совокупность правовых учреждений .Основным правовым органом традиционно был суд, так как именно судебные органы формировали основной источник права - прецедент.

Законодательные органы, а  именно Парламент, действуют также  под воздействием институтов прецедентов  и обычаев. Порядок принятия законов  в английском Парламенте, например, находится под влияние сильно устаревших обычаев. Исполнительные органы лишены права заниматься нормотворчеством, за исключением случаев делегирования  права нормотворчества парламентом .Если рассматривать англо-саксонскую правовую систему с точки зрения правовой культуры, то необходимо отметить, что совокупность правовых взглядов, идей, понятий и представлений формировалась под влиянием особенностей процесса нормотворчества. А так как нормы образуются чаще всего путем принятия конкретных решений по конкретному делу одним человеком. Следовательно, правовая культура общества основана не на уважении к закону, хотя и это тоже присутствует, а на уважении к человеческой справедливости, на которой основано принятие решения по делу. Своеобразие структуры права, его источников наложило определенный отпечаток на понятия присущие данной системе. В англосаксонской правовой системе отсутствуют понятия « юридическое лицо», «родительская власть», « подлог», «непреодолимая сила» и другие. Однако в ней существуют понятия «доверительная собственность», «встречное удостоверение», «треспасс», «эстоппель» и т. д. Кратко суммируя материал данного раздела, можно заметить, что англо-саксонское право - это « право судей». Юридическое регулирование строится на прецедентах (судебных решениях), юридическую суть и логически-юридические принципы которых суды обязаны применять при рассмотрении аналогичных дел. Правовая система выражена не в абстрактных нормах, а носит характер открытой системы методов решения юридически значимых проблем. Поэтому правовые системы государств, относящихся к данной группе можно отнести к нормативно – судебным . В массовом правосознании такая система права воспринимается, как « субъективное право», защищенное судом.

2. Формы и методы осуществления функций государства.

В правовой литературе под формами  осуществления функций государства  понимается: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной  деятельности к отличие от деятельности негосударственных организаций ; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции .Согласно первому критерию основными формами осуществления функций государства являются: 1) законодательная ; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная. Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами. Управленческая, или исполнительная, деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д. Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны. Контрольно-надзорная деятельность -- это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Республики Беларусь законов, осуществляемый Генеральным прокурором РБ и подчиненными ему прокурорами. Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства. Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей. Наряду с изложенной в науке получила распространение имеющая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как представляется более целесообразным ее называть - организационная [24, c.88].Деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные не означает умаления или тем более отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все организационные формы - правовые. Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Информация о работе Соотношение аппарата и механизма государства