Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 10:12, реферат
Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви, и государства становится их автономность Друг от друга, а одним из главных прав личности является право исповедовать любую религию или быть атеистом. Двадцатый век с его тоталитарными режимами породил и такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан
Оглавление
Введение. 2
Глава 1.Соотношение церкви и государства. 5
1.1 Развитие соотношения государства и церкви. 7
1.2 Тенденции отделения церкви от государства. 11
1.3 Соотношение церкви и семьи. 17
Заключение. 22
Список литературы.
Оглавление
Введение. 2
Глава 1.Соотношение церкви и государства. 5
1.1 Развитие соотношения государства и церкви. 7
1.2 Тенденции отделения церкви от государства. 11
1.3 Соотношение церкви и семьи. 17
Заключение. 22
Список литературы.
Введение.
Взаимоотношения
религиозных институтов и политических
структур в истории религии приобретали
крайне разнообразные формы. Среди этих
форм можно назвать теократические монархии,
где государственная власть и господствующая
религия нераздельно слиты. В демократических
странах принципом взаимоотношения церкви,
и государства становится их автономность
Друг от друга, а одним из главных прав
личности является право исповедовать
любую религию или быть атеистом. Двадцатый
век с его тоталитарными режимами породил
и такую диковинную и неведомую прежде
форму взаимоотношений, как принудительный
атеизм, ставший государственным мировоззрением,
обязательным для всех граждан.
Рассматривая взаимоотношения церкви
и государства, я вынуждена ограничиться
рамками какой-то конкретной конфессии,
поскольку «религии вообще» не существует,
а объем данной работы не позволяет останавливаться
на всех основных религиях мира поочередно.
Мой выбор определяется тем, что я живу
в стране, где преобладающей является
христианская религиозная традиция.
Прежде,
чем перейти к
или материальный
ущерб. Наконец, для метода правового
регулирования характерны различные по
содержанию и порядку назначения меры
государственного воздействия, применяемые
к нарушителям правовых установлений
(уголовные, административные, дисциплинарные,
гражданско-правовые и иные санкции). Метод
правового регулирования конкретной отрасли
права складывается из указанных компонентов.
Различное сочетание таких компонентов
создает отраслевой метод, определяет
его специфику, которая отражается на
всех институтах и нормах соответствующей
отрасли права.
Глава 1.
Соотношение церкви и государства.
Как уже говорилось выше, рассматривая взаимоотношения церкви и государства, я вынуждена ограничиться рамками какой-то конкретной конфессии, поскольку «религии вообще» не существует, а объем данной работы не позволяет останавливаться на всех основных религиях мира поочередно. Мой выбор определяется тем, что я живу в стране, где преобладающей является христианская религиозная традиция.
Исторически
сложилось так, что христианство
первые века своего существования было
гонимой и не признанной государством
религией. Отношение раннего христианства
к государственной власти было резко оппозиционным,
что определялось не столько спецификой
Римской империи, но главным образом враждебностью
христиан всему мирскому вообще. Это объяснялось
их уверенностью в неминуемом скором наступлении
Царствия Божия, обещанном Иисусом Христом.
Слова Христа «Царство мое не от мира сего»
ориентировали верующих на неприязненное
и пренебрежительное отношение к существующей
политической власти.
М. Вебер выделяет следующие аспекты отношения раннего и средневекового христианства к государству в целом:
Две первые
точки зрения относятся к периоду
эсхатологических ожиданий... Что касается
последней точки зрения, то христианство
не отказалось от нее... и после того,
как стало государственной
Напряженность
и враждебность между официальным Римом
и христианством обострялись еще больше
из-за того, что христиане категорически
отвергали культ императора и институт
суда. Тем не менее, первые поколения христиан
признавали, что государство выполняет
функции носителя порядка в мире. Послания
апостола Павла, в частности, внушали верующим
представление о том, что всякая существующая
власть от Бога и направлена к добру. Во
втором «Послании к феесалоникийцам»
Павел утверждает, что Римское государство,
благодаря сложившемуся в нем правопорядку,
«сдерживает» падение мира в бездну хаоса,
куда толкает его Антихрист. Эти идеи легли
в основу христианского политического
сознания на долгие времена. А антиримские
идеи раннего христианства (например,
сравнение Рима с вавилонской блудницей
в Книге Откровения) оказали заметное
влияние на развитие христианского радикализма
и пацифизма, отвергающих всякое сотрудничество
с государством, в том числе военную службу
и участие в судопроизводстве.
1.1Развитие
соотношения государства и церкви.
Государственная
власть Римской империи, в свою очередь,
рассматривала христианство как одну
из сект иудаизма, причем наиболее антигосударственную
и злонамеренную из всех. Несмотря на постепенное
распространение христианских идей за
пределы первоначального ядра секты, представленного,
действительно, преимущественно евреями,
христианство продолжало вызывать неприязнь
и противодействие, периодически выливавшиеся
в жестокие преследования с массовыми
пытками и казнями. Перелом произошел
после принятия христианства императором
Константином, с которого начинается период
превращения христианской религии из
гонимой и презираемой в государственную,
«византийская эра» ее истории.
Византийский период можно охарактеризовать как чисто теократический. Это эпоха возникновения и расцвета на практике системы так называемого «цезаропапизма» - влияния светской и церковной власти. Христианство, вопреки своим первоначальным представлениям о противоположности «божьего» и «кесарева», стало развиваться в русле апологетики государства, приняв на вооружение древнюю идею о божественном происхождении светской власти. Символическим выражением этой идеи стала церемония коронования и миропомазания императора.
Унаследованная
от Византийской империи Россией
концепция христианского
В римском
католицизме
В 19 в. папство
имело репутацию самой реакционной силы
в европейской политике. Папы определяли
и провозглашали официальное мнение церкви
по таким либеральным принципам как свобода
прессы, отделение церкви от государства
и свобода религии. Это мнение было бескомпромиссно
отрицательным. Папы прилагали все усилия
для отстаивания своего положения правителя
в собственном мирском королевстве как
залога своей религиозной независимости.
Церковь вступала в союз с авторитарными
государствами, и до 1859 г. сам папа являлся
абсолютным монархом не только в церкви,
но ив своем мирском государстве, известном
как Папская область в центре Италии.
Однако, уже начиная с 17 века, проявляется тенденция к пересмотру сложившихся отношений между церковью и государством. В основе нового паттерна отношений «церковь — государство» лежит концепция «естественного закона». В странах, где доминирующей религией стал победивший протестантизм, особый упор делается на укрепление суверенитета светской власти. Диалогичное развитие наблюдается и в католическом мире. Русская православная церковь также оказывается вовлеченной в этот процесс при Петре I.
Мощный размах государственного вмешательства видела церкви — одна из основных черт этого периода ее истории. В учении Феофана Прокоповича (главного советника Петра I по религиозным вопросам) соединились теократические представления об абсолютизме в его протестантском выражении с византийских пониманием государственной власти; согласно этой новой концепции властитель является высшим хранителем и защитником догматов Церкви. Свою задачу Петр I видел в более тесном сращивании церкви и государства и превращении первой в инструмент морали. Уничтожение патриаршества преподносилось как выражение заботы, политической целью этого акта было устранение конкурента в лице церковной власти (как при Никоне). Задачей Духовной коллегии стало создание гарантированной организованной подконтрольности церковного аппарата государственной власти. Секуляризация церковных владений, сокращение числа монастырей — все это было результатом рационалистических представлении об общественной пользе.
Для исполнения этих замыслов и была создана Духовная коллегия, впоследствии Священный Синод, члены которого были слугами царя и государства. Юридическим основанием для создания этого института стал «Духовный регламент» — важнейший церковный документ истории России, в течение двух последующих веков определявший жизнь православной русской церкви. Составленный (по заказу царя) Феофаном Прокоповичем, этот документ имел целью привести в соответствие церковную реформу и государственные законы с тем, чтобы созданная Духовная коллегия влилась в систему коллегий. Священный Синод стал высшим арбитром в духовных и светских делах. Обер-прокурор Синода (по закону лицо светского звания), который при Петре I был исключительно шефом синодальной канцелярии, поднялся в 19 в. до высшего чина в империи, управляя внутренней жизнью церкви («обер-прокурор — глаза властителя»).
После смерти Петра I Священный Синод был подразделен на два департамента: первый состоял из иерархов и занимался духовными делами, второй включал лиц светского звания (практически это была администрация церкви, занимающаяся финансами, экономикой, судом). В отношении религиозных сект политика была сложной; государство рассматривало церковь как часть себя самого и вплоть до 19 в. религиозная оппозиция воспринималась, прежде всего, как политическая и соответственно преследовалась.
Церковь
к концу синодального периода окончательно
утратила способность функционировать
как независимый институт, церковное руководство
стало частью высшей министерской бюрократии.
Церковь оказалась в изоляции и в пучине
реакции. Синод официально санкционировал
сотрудничество духовенства с правоэкстремистскими
политическими организациями после 1905
г.