Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:06, реферат
Взаимодействие права, религии и экономики всегда вызывало повы-шенный интерес как в науке, так и на практике. Это связано прежде всего с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма сущест-венно затрагивает потребности различных социальных групп и отдельных граждан и относится к числу наиболее острых политических и идеологиче-ских вопросов. Для того, чтобы лучше разобраться с этим вопросом, нужно сразу отметить, что в этой работе под словом религия будет подразумеваться христианство.
Анализ данной проблематики – задача весьма сложная и многоаспектная.
Введение 3
Понятие экономики 4
Понятие религии 6
Понятие права 7
Взаимодействие религии, права и экономики 9
Право и религия 10
Право и экономика 14
Религия и экономика 15
Заключение 19
Список литературы 20
Римское государство впервые выработало право в его классическом современном понимании. Когда-то римское право называли «писаным разумом». Римское право разработало взаимоотношения товаровладельцев – покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство. Были разработаны понятия иска, ущерба, сложились все основные понятия наследственного права. Была дана правовая оценка различным видам договоров – мены, найма, ссуды, хранения, подряда, поручения.
Но «писаный разум» был всего лишь человеческим мудрованием. Источниками римского права были обычаи предков, жрецов, государственных служащих (сенаторов, магистратов), императорские законы. Здесь следует отметить, что под жрецами (понтифами) в Древнем Риме понимались отнюдь не языческие священнослужители, а профессиональные юристы, которые толковали закон, но не посвящали народ в свои юридические тайны. В Древнем Риме сформировался и институт светского, государственного суда в его современном понимании – с институтами доказательств, свидетелей, защиты и обвинения.
Чиновники, юристы, императоры создали удивительно стройную и красивую в своем роде систему права. Законы были взаимосвязаны, взаимообусловлены, сведены в кодексы, основные принципы которых принимаются даже при написании современных конституций. Так кодексы императора Юстиниана оказали прямое влияние на французскую конституцию Наполеона Бонапарта. Но, тем не менее, внешне красивая система была бездуховной внутри. Право же, освященное волей Божьей, отнюдь не предполагает анархии и хаоса. Ведь «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33). Более того, Господь в своих заповедях повелевает всякой душе быть покорной «высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1).
Далее Господь дает установление, как вести себя во взаимоотношениях с властями – «противящиеся власти противятся Божию установлению» (Рим. 13:2). «Хочешь ли бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:3-4).
И далее принципиально важное – «надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13:5). В этом истинная красота отличия Божественного закона от человеческого. Светский закон удобен безбожному обществу, ограничивая и пресекая часть преступных желаний граждан (убийство, воровство, обман), он оставляет без внимания многие и многие грехи – в брачно-семейной сфере (супружескую неверность, противоестественные пороки), сфере здравоохранения (эвтаназия, биоэтика, аборты), социальной защиты (оставление без реальной помощи больных, стариков, детей).
Примером может являться атеистическое общество советского времени, когда «моральный кодекс строителей коммунизма» вроде в чем-то повторял библейские заповеди, но мера фактического беззакония была запредельной. Впрочем, и ценности современного «цивилизованного» общества по бездуховности не намного уступают примитивному материализму.
Господь же указывает не только на внешнюю сторону соблюдения закона. Честный человек не украдет то, что плохо лежит. А вор иногда и не вытащит кошелек, если жертва слишком внимательна, или рядом милиционер. Результат везде один – кошелек не украли, но мотивация разная.
Право и экономика
Существует два подхода
Право должно стимулировать ход развития в первую очередь экономических отношений. От экономических условий зависит и социально-политическая обстановка в обществе.
Религия и экономика
Вспомним определение термина “экономика”. Это - наука, изучающая производство, распределение и потребление материальных ценностей, а также связанные с этим проблемы труда, финансов, налогообложения и т.п.. Историческая эволюция различных способов производства, торговли, обмена и т.д. глубоко связана с историей религий. Все национальные и мировые религии не только занимались духовно-нравственными вопросами, но и непосредственно вмешивались в повседневную хозяйственную и экономическую деятельность людей, санкционируя божественным авторитетом отношения собственности, владения, определенный тип имущественных отношений людей, благословляя одни виды экономической деятельности и осуждая другие.
Религия всегда давала традиционное духовное обоснование экономических процессов, формировала духовные стимулы хозяйственной деятельности и нравственные критерии экономического поведения в обществе. В наибольшей степени данное положение относится к протестантизму, в свое время актуализировавшему проблему духовно-религиозных аспектов экономической деятельности.
Очевидно, что экономика не объясняет в первую очередь то, как делать деньги и как их тратить. Основная ее задача - производство, распределение и потребление материальных благ. Деньги есть только одно, - пусть и полезное, но далекое от совершенства, мерило богатства. Деньги сами по себе не являются ценностью. Самое ценное зачастую (с финансовой точки зрения) почти ничего не стоит. И в самом деле, мы не платим за воздух, которым дышим, мы не “покупаем” наших друзей и родственников и не можем “купить” Бога. На вечной жизни в радости и любви на небе не имеется ценника с указанием ее стоимости.
При подготовке реферата в Интернете я столкнулась с работами Александра Плясовских (начальника научно-исследовательской лаборатории в НИИ автоматизированных систем управления воздушным движением , профессора Санкт-Петербургского государственного университета , президента общественной организации «Россия без коррупции», доктора технических наук, автора книг и десятков статей ). Интересна его работа «Влияние христианства на экономическое развитие стран или о национальной идее для России». Приведу выдержку из нее.
«Для того чтобы провести серьезные исследования влияния религии на экономику, имеет смысл построить математическую модель экономики общества,… в котором крадут или не крадут, берут взятки, находясь на… государственных постах, или не берут , занимаются вымогательством… или не занимаются, обманывают начальников и подчиненных или не обманывают, и так далее и тому подобное… Для того чтобы рассмотреть влияние на экономику заповеди «не кради», можно использовать следующую простую модель.
Представим себе общество, состоящее из 100 программистов, которые занимаются тем, что разрабатывают компьютерные программы. Пусть один из них разработал антивирусную программу стоимостью $50, второй –текстовый редактор стоимостью $100, и так далее…
Вариант №1. В обществе действует заповедь «не кради» и все без исключения программисты придерживаются этой заповеди.
Предположим, что антивирусная программа нужна всем программистам, и все 99 из них купили ее. Таким образом, первый программист заработал $50 · 99 = $4950. Второму программисту удалось продать свою программу только 10-ти другим программистам, и он заработал $1000. В среднем в этом обществе за год каждый заработал $1000.
Понято, что в такой модели годовой валовой внутренний продукт (ВВП) общества составляет $1000 · 100 = $100.000. При таком сценарии развития экономики каждый из членов общества за год стал богаче в среднем на $1000!
Вариант №2. Теперь рассмотрим вариант, когда в обществе ни один из программистов не придерживается заповеди «не кради» и никто из них не считает грехом использование нелицензионных программ. Предположим, антивирусная программа нужна всем, и все каким-то образом украли ее у первого программиста, скачав ее по Интернету и не заплатив за нее. У второго человека его программу украли 10 человек, и так далее. Пусть каждый из членов этого общества наворовал у других в среднем на сумму $1000. Спрашивается, какой ВВП будет в этом случае, когда никто из членов общества не придерживается заповеди «не кради»?
Ответ очевиден: ноль!!!
Таким образом, если члены общества не придерживаются заповеди «не кради», они крадут не только друг у друга. Получается, что они обкрадывают свое общество, они крадут у самих себя. При таком сценарии развития общество останется таким же бедным, как было год назад.
Этот пример показывает, что ВВП общества уменьшается на суммарную величину украденного. Чем больше в обществе крадут, тем меньше в обществе будет ВВП и наоборот.
Спрашивается, есть ли польза экономике любой страны оттого, что граждане этой страны будут придерживаться заповеди «не кради»? Безусловно.
Вариант №3. Рассмотрим промежуточный вариант. Представим себе, что часть программистов придерживается заповеди «не кради», а часть – нет. Каким будет ВВП в этом случае?
Предположим, что заповеди «не кради» придерживается только один человек, который в течение года купил у остальных членов общества программный продукт на общую сумму $1000. При этом все остальные украли друг у друга то, что им нужно, и не заплатили за украденное. Каким будет в этом случае годовой ВВП? Ответ очевиден: $1000.
Если в рассматриваемом обществе из 100 человек найдется 10 программистов, которые честно купят у всех остальных программный продукт в среднем на сумму $1000 каждый, то ВВП в данном случае будет равен $10.000…
Рис. Влияние на экономику общества программистов выполнения заповеди «не кради».
Очевидно,
что описанные выше механизмы
негативного влияния
Вот так все наглядно и доступно …
Заключение
Подводя итог, заметим, что религия, право и экономика тесно связаны, но это не дает оснований их отождествлять. Нет оснований ни для признаний приоритета религии над правом, ни для признания приоритета права над экономикой. Закономерны обоюдное взаимодействие и их относительная самостоятельность. И хотя Маркс утверждал, что "религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм", история показывает обратное. Государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо, в конечном счете, и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия. Вопреки прогнозам религия сохранилась. В XXI веке значительная часть мира, включая и Беларусь, вступила под знаком религиозного возрождения. Священное продолжает существовать. И будет также существовать все то, в основе чего оно лежит.
Список литературы
9. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права Курс лекций 2-е издание, исправленное и дополненное Минск «Тесей» 2007
10. Калинин С.А. Соотношения религии и права на современном этапе// Материалы VI Кирилло-Мефодьевских чтений, посвященных дням славянской письменности и культуры, Минск, 25-26 мая 2000 г./ ЕГУ, Министерство культуры Респ. Беларусь. – Минск, 2001. – С.129-135