Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:09, курсовая работа
Целью и задачей моей курсовой работы является определение понятий законности и правопорядка и выявление гарантий, обеспечивающих их нормальную взаимосвязь. Предложенная тема мною будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:
- законность: понятие, содержание и основные принципы;
- система гарантий законности;
- понятие, структура и функции правопорядка;
- соотношение правопорядка, общественного порядка и законности.
Введение 2
1. Законность 4
1.1 Понятие, требования и принципы законности 4
1.2 Гарантии законности 12
2. Правопорядок 14
2.1 Понятие, структура и функции правопорядка 14
2.2 Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности 19
Заключение 23
Список используемой литературы 25
2. Функция обособления качественной определённости - функция упрочения внутренних связей и отношений. Она направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей, призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системное образование. Данная функция определяет автономное поведение системы, ее сущностные признаки. От этой функции зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, т. е. его частей, что, в конечном счёте, обусловливает обособленность качественной определённости правопорядка как правовое состояние системности правовых отношений и связей.
3. Функция сохранения и совершенствования правопорядка. Эта деятельность направлена «на себя» как на целостное образование, позволяющее сохранить качественную определённость. Правопорядок окружен внешней средой. Это общество, государственная власть, режим демократии и другое, что оказывает на него активное влияние. Оно может быть стимулирующего и угнетающего характера, укрепляющего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к полной неприспособленности его и видоизменить в правовую оболочку произвола и беззакония. Окружающая среда, обязана укреплять и поддерживать правопорядок путём совершенствования законов, укрепления законности, улучшения правовой деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, судебной системы, прокурорского надзора и так далее. Но в то же время она может и разрушить его правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых решений, коррумпированностью, злоупотреблением полномочий, преступностью, анархизмом, правовым невежеством и тому подобным. Правопорядок противостоит этим силам и должен постоянно совершенствоваться, укрепляться, сохранять свою качественную определённость. Это обусловливает деятельность каждого звена системы и особенно ведущих структур постоянно заниматься самосовершенствованием как единственным средством выживания и развития.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующее заключение: правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь и является итогом правового регулирования. Он – необходимая предпосылка, основа гражданского общества. На правопорядке базируются все его сферы: и социально-экономическая, и политическая и культурная. И сегодня проблема правопорядка в России особенно актуальна.
2.2. Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности
Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других не правовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка. Правопорядок выражает в первую очередь волю государства, но объективно в нём заинтересованы все.
Правопорядок и общественный порядок имеют много общих черт. Диалектическая взаимосвязь этих понятий состоит в том, что невозможно установить одностороннюю зависимость, обусловленность этих явлений. Действительно, «состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка»[12], но и качественное состояние последнего является необходимым условием должного уровня реализации общественных отношений, относящихся к сфере общественного порядка. С учётом сложной взаимосвязи рассматриваемых категорий правопорядок подчас рассматривается как часть общественного порядка в широком его понимании. Так например, А.Н.Шляпочников предложил включить в сферу общественного порядка «все общественные отношения, возникающие в результате соблюдения правил… общежития, нравственных и правовых законов…»[13]. Тем не менее, правовые нормы, систематизированные в отраслях права, сообразно содержанию общественных отношений, формируют модель должного поведения не только в сфере общественного порядка, но и в сферах экономики, политической жизни общества, семейных отношениях и так далее. Кроме этого, существуют правовые нормы не только социального, но и технического характера. Указанное выше не позволяет рассматривать правопорядок исключительно в качестве составной части общественного порядка. С другой стороны, нормы, регулирующие сферу общественного порядка, не исчерпываются правовыми предписаниями. Упорядоченность общественным отношениям в этой сфере придают нормы морали, нравственности, обычаи, правила совместного проживания и иные социальные не правовые нормы. Таким образом, соотношение правопорядка и общественного порядка заключается в том, что эти понятия совпадают лишь частично в области общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. В остальном их сферу составляют иные, не совпадающие друг с другом отношения.
Понятия «правопорядок» и «общественный порядок», соотносятся между собой как часть и целое. Если правопорядок, как сказано выше основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм не правовых обычаев, традиций и ритуалов, действующих в обществе. Это результат общесоциальной регуляции, которая включает в себя и правовую.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что правопорядок является центральной частью общественного порядка, которая в решающей части покрывает весь общественный порядок, так как основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом.
Рассматривая понятия «правопорядок» и «общественный порядок», можно выделить различия, которые заключаются в следующем:
1. Данные категории не совпадают по своему происхождению и эволюции. Общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условия существования, правопорядок же в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, когда возникает публичная власть, право, законы, так как он – атрибут государства.
2. Правопорядок и общественный порядок имеют разную правовую основу. Правопорядок базируется на нормах права и является результатом реализации этих норм. Общественный порядок основывается на следствии соблюдения не только правовых, но и всех социальных норм общества.
3. При нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия. В первом случае могут быть применены юридические санкции, а во втором – только меры морального характера.
4. Данные категории по-разному обеспечиваются. Если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок – в силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия.
5. Правопорядок и общественный порядок различны по своему объёму, элементному составу, содержанию. Общественный порядок значительно шире, чем правопорядок.
Рассматривая соотношение законности и правопорядка, можно определенно сказать, что эти понятия тесно взаимосвязаны, но при этом не тождественны. Они соотносятся между собой как причина и следствие: есть законность – есть правопорядок, нет законности – нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми соблюдаются, то результатом такого положения является четкий правовой порядок. Если правопорядок слаб и непрочен, то это говорит о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов.
Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь очень тесная, причинно-следственная. Ведь не случайно в повседневном общественно- политическом лексиконе оба эти понятия ставят вместе: укрепление законности и правопорядка или нарушение законности и правопорядка. Правопорядок – это реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов. Правопорядок – это итог законности.
Взаимосвязь законности, правопорядка и общественного порядка так же чётко прослеживается. Не может быть подлинного общественного порядка без твёрдой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Общественный порядок в любом его понимании не может действовать вне правового поля. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок – тем более.
Заключение
Настоящей работой рассмотрена и исследована мною тема «Соотношение правового порядка и законности». В работе использованы различные литературные источники, поскольку мнения авторов по различным вопросам часто не совпадают.
Изучение вопросов законности и правопорядка в курсе теории государства и права имеет немаловажную роль, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но, в итоге, обязательно выходят на эти проблемы, что и порождает различные взгляды.
Сама по себе правоприменительная и право реализующая деятельность ещё не является законностью. Как только они соответствуют законности, то выступают не элементами её содержания, а её носителями. Законность – это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин «законосообразность», пожалуй, даёт возможность провести чёткую границу между тесно связанными явлениями – законностью и реализацией права.
В работе рассмотрены и определены понятие и содержание законности как необходимого политико-правового режима общества. Итак, законность – это необходимая составная часть политико-правового режима правового государства и общества. Основной вывод, который можно сделать из исследования аспектов данного вопроса - это то, что в Российской Федерации, Конституция которой провозгласила стремление к построению правового государства в нашей стране, к сожалению, нельзя с твёрдостью утверждать о воцарившейся законности на правовых полях государства. Исходя из исследования работы, выяснено, что одним из основных условий законности в правовом государстве является чёткое, неукоснительное ее соблюдение в первую очередь государственными органами власти. Подчёркивая значимость подобного требования, К. Маркс в своё время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона»¹. Учитывая сегодняшний уровень коррупции, халатности, волюнтаризма, злоупотребления властью российским чиновничеством, к сожалению можно констатировать лишь частичное присутствие законности.
Законность и правопорядок – величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление – одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них – преступлений. Укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью – жизненно важные задачи нашего сегодня.
В работе определены гарантии законности, их виды, раскрыто и рассмотрено понятие правопорядка и его соотношение с законностью.
В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решение стоящих перед обществом задач:
- успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства;
- построение гражданского общества и правового государства;
-эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; - реализация прав и свобод человека, упрочнение их гарантий;
- чёткая работа государственного аппарата;
- борьба с преступностью;
- обеспечение управленческого процесса;
- формирование политико–правовой культуры и повышение правосознания личности и всего общества.
Для претворения в жизнь этих и других задач требуется организованность, порядок и дисциплина. Понятно, что они касаются не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящих элит и государственной власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступает важнейшей предпосылкой укрепления экономической, социальной, политической, морально-психологической сферы. Современному государству никогда нужны законность и правопорядок. Наличие должного правопорядка в стране позитивно сказывается на ее международном престиже. Необходимо применять меры, которые будут направлены на укрепление государственности и законности, наведение порядка в стране, повышения управляемости обществом.
Список используемой литературы:
1. Карельский В.М., Перевалова В.Д., Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: 2007.
2. Борисов В.В. Правовой порядок./ Общая теория государства и права: Академический курс: В2т/ Под ред. Марченко М.Н. т.2. М.: 1998.
3. Лазарев В.В. Теория права и государства. М.: Право и закон, 2002.
4. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и конституционное правосудие./ Общая теория государства и права. В 2т./ Под ред. Марченко М.Н. М.:1998.
Информация о работе Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности