Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание

Целью и задачей моей курсовой работы является определение понятий законности и правопорядка и выявление гарантий, обеспечивающих их нормальную взаимосвязь. Предложенная тема мною будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:
- законность: понятие, содержание и основные принципы;
- система гарантий законности;
- понятие, структура и функции правопорядка;
- соотношение правопорядка, общественного порядка и законности.

Содержание

Введение 2
1. Законность 4
1.1 Понятие, требования и принципы законности 4
1.2 Гарантии законности 12
2. Правопорядок 14
2.1 Понятие, структура и функции правопорядка 14
2.2 Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности 19
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Соотношение правового, общественного порядка и законности.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

2. Функция обособления качественной определённости - функция упрочения внутренних связей и отношений. Она направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей, призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системное образование. Данная функция определяет автономное поведение системы, ее сущностные признаки. От этой функции зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, т. е. его частей, что, в конечном счёте, обусловливает обособленность качественной определённости правопорядка как правовое состояние системности правовых отношений и связей.

3. Функция сохранения и совершенствования правопорядка. Эта деятельность направлена «на себя» как на целостное образование, позволяющее сохранить качественную определённость. Правопорядок окружен внешней средой. Это общество, государственная власть, режим демократии и другое, что оказывает на него активное влияние. Оно может быть стимулирующего и угнетающего характера, укрепляющего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к полной неприспособленности его и видоизменить в правовую оболочку произвола и беззакония. Окружающая среда, обязана укреплять и поддерживать правопорядок путём совершенствования законов, укрепления законности, улучшения правовой деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, судебной системы, прокурорского надзора и так далее. Но в то же время она может и разрушить его правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых решений, коррумпированностью, злоупотреблением полномочий, преступностью, анархизмом, правовым невежеством и тому подобным. Правопорядок противостоит этим силам и должен постоянно совершенствоваться, укрепляться, сохранять свою качественную определённость. Это обусловливает деятельность каждого звена системы и особенно ведущих структур постоянно заниматься самосовершенствованием как единственным средством выживания и развития.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующее заключение: правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь и является итогом правового регулирования. Он – необходимая предпосылка, основа гражданского общества. На правопорядке базируются все его сферы: и социально-экономическая, и политическая и культурная. И сегодня проблема правопорядка в России особенно актуальна.

 

2.2. Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности

 

Особенность правопорядка как специфической системы обществен­ных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и  находятся  под  его  защитой.  Однако  только правопорядок  охраняется   специальными   государственно-правовыми   мерами. По­этому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имею­щие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере дей­ствия норм морали, норм различных общественных организаций и дру­гих не правовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопоря­док является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка. Правопорядок выражает в первую очередь волю государства, но объективно в нём заинтересованы все.

Правопорядок и общественный порядок имеют много общих черт. Диалектическая взаимосвязь этих понятий состоит в том, что невозможно установить одностороннюю зависимость, обусловленность этих явлений. Действительно, «состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка»[12], но и качественное состояние последнего является необходимым условием должного уровня реализации общественных отношений, относящихся к сфере общественного порядка. С учётом сложной взаимосвязи рассматриваемых категорий правопорядок подчас рассматривается как часть общественного порядка в широком его понимании. Так например, А.Н.Шляпочников предложил включить в сферу общественного порядка «все общественные отношения, возникающие в результате соблюдения правил… общежития, нравственных и правовых законов…»[13]. Тем не менее, правовые нормы, систематизированные в отраслях права, сообразно содержанию общественных отношений, формируют модель должного поведения не только в сфере общественного порядка, но и в сферах экономики, политической жизни общества, семейных отношениях и так далее. Кроме этого, существуют правовые нормы не только социального, но и технического характера. Указанное выше не позволяет рассматривать правопорядок исключительно в качестве составной части общественного порядка. С другой стороны, нормы, регулирующие сферу общественного порядка, не исчерпываются правовыми предписаниями. Упорядоченность общественным отношениям в этой сфере придают нормы морали, нравственности, обычаи, правила совместного проживания и иные социальные не правовые нормы. Таким образом, соотношение правопорядка и общественного порядка заключается в том, что эти понятия совпадают лишь частично в области общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. В остальном их сферу составляют иные, не совпадающие друг с другом отношения.

Понятия «правопорядок» и «общественный порядок», соотносятся между собой как часть и целое. Если правопорядок, как сказано выше основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех социальных норм: норм права, норм  морали,  норм  общественных  организаций, норм не правовых обычаев, традиций и ритуалов, действующих в обществе. Это результат общесоциальной регуляции, которая включает в себя и правовую.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что правопорядок является центральной частью общественного порядка, которая в решающей части покрывает весь общественный порядок, так как основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом.

Рассматривая понятия «правопорядок» и «общественный порядок», можно выделить различия, которые заключаются в следующем:

1. Данные категории не совпадают по своему происхождению и эволюции. Общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условия существования, правопорядок же в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, когда возникает публичная власть, право, законы, так как он – атрибут государства.

2. Правопорядок и общественный порядок имеют разную правовую основу. Правопорядок базируется на нормах права и является результатом реализации этих норм. Общественный порядок основывается на следствии соблюдения не только правовых, но и всех социальных норм общества.

3. При нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия. В первом случае могут быть применены юридические санкции, а во втором – только меры морального характера.

4. Данные категории по-разному обеспечиваются. Если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок – в силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия.

5. Правопорядок и общественный порядок различны по своему объёму, элементному составу, содержанию. Общественный порядок значительно шире, чем правопорядок.

Рассматривая соотношение законности и правопорядка, можно определенно сказать, что эти понятия тесно взаимосвязаны, но при  этом не тождественны. Они соотносятся между собой как причина и следствие: есть законность – есть правопорядок, нет законности – нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми соблюдаются, то результатом такого положения является четкий правовой порядок. Если правопорядок слаб и непрочен, то это говорит о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов.

Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь очень тесная, причинно-следственная. Ведь не случайно в повседневном общественно- политическом лексиконе оба эти понятия ставят вместе: укрепление законности и правопорядка или нарушение законности и правопорядка. Правопорядок – это реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов. Правопорядок – это итог законности.

Взаимосвязь законности, правопорядка и общественного порядка так же чётко прослеживается. Не может быть подлинного общественного порядка без твёрдой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Общественный порядок в любом его понимании не может действовать вне правового поля. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок – тем более.

Заключение

 

         Настоящей работой рассмотрена и исследована мною тема  «Соотношение правового порядка и законности». В  работе  использованы  различные  литературные  источники,  поскольку мнения авторов по различным вопросам часто не совпадают.

         Изучение вопросов законности и правопорядка в курсе теории государства  и права имеет немаловажную роль, потому  что  все  отраслевые  юридические  науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так  или иначе, но, в итоге,  обязательно  выходят  на  эти  проблемы, что и порождает различные взгляды.

        Сама по себе правоприменительная и право реализующая деятельность ещё не является законностью. Как только они соответствуют законности, то выступают не элементами её содержания, а её  носителями.  Законность – это   особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической  правомерности последней. Когда говорится о законности, то  имеется  в  виду  соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не  исполнение  закона как такового, не  деятельность,  в  которой  он  находит  осуществление,  а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин «законосообразность», пожалуй, даёт  возможность  провести  чёткую  границу между тесно связанными явлениями – законностью и реализацией права.

         В работе рассмотрены и определены понятие и содержание  законности  как необходимого политико-правового режима общества.  Итак,  законность – это необходимая составная часть политико-правового режима правового  государства и общества. Основной вывод, который можно сделать из  исследования  аспектов данного вопроса - это то, что в Российской  Федерации,  Конституция  которой провозгласила стремление к построению правового государства в нашей  стране, к сожалению, нельзя с  твёрдостью  утверждать  о  воцарившейся  законности на  правовых полях государства. Исходя из исследования работы, выяснено, что одним из основных условий законности  в  правовом  государстве является  чёткое,   неукоснительное   ее   соблюдение   в   первую   очередь государственными органами власти. Подчёркивая значимость подобного требования, К. Маркс в своё время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона»¹. Учитывая  сегодняшний  уровень  коррупции, халатности,     волюнтаризма,     злоупотребления     властью российским чиновничеством, к сожалению можно констатировать лишь частичное  присутствие законности.

              Законность и правопорядок – величайшие социальные  ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление – одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них – преступлений. Укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью – жизненно важные задачи нашего сегодня.

         В работе определены гарантии законности, их виды, раскрыто и рассмотрено понятие правопорядка и его соотношение с законностью.

В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решение стоящих перед обществом задач:

- успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства;

- построение гражданского общества и правового государства;

-эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; - реализация прав и свобод человека, упрочнение их гарантий;

- чёткая работа государственного аппарата;

- борьба с преступностью;

- обеспечение управленческого процесса;

- формирование политико–правовой культуры и повышение правосознания личности и всего общества.

      Для претворения в жизнь этих и других задач требуется организованность, порядок и дисциплина. Понятно, что они касаются не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящих элит и государственной власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступает важнейшей предпосылкой укрепления экономической, социальной, политической, морально-психологической сферы. Современному государству никогда нужны законность и правопорядок. Наличие должного правопорядка в стране позитивно сказывается на ее международном престиже. Необходимо применять меры, которые будут направлены на укрепление государственности и законности, наведение порядка в стране, повышения управляемости обществом.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.      Карельский В.М., Перевалова В.Д., Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: 2007.

2.      Борисов В.В. Правовой порядок./ Общая теория государства и права: Академический курс: В2т/ Под ред. Марченко М.Н. т.2. М.: 1998.

3.      Лазарев В.В. Теория права и государства. М.: Право и закон, 2002.

4.      Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и конституционное правосудие./ Общая теория государства и права. В 2т./ Под ред. Марченко М.Н. М.:1998.

Информация о работе Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности