Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:36, доклад
Программа пересмотра роли государства в экономике стран Восточной Европы предусматривала переход от административно-командной системы к экономическому регулированию форм собственности. С этой целью проводилась реформа законодательства, по которому к компетенции государства относятся налоговое и бюджетное регулирование экономики, а также проведение кредитно-денежной политики. Реформирование экономики осуществлялось в «шоковом» вариант, т.е. ориентировалось на преобразования в кратчайшие сроки. Применение шоковых методов сопровождалось острыми социальными проблемами: падением производства, инфляцией, возрастанием безработицы, резким снижением уровня жизни и ухудшением положения наиболее уязвимых слоев населения.
Совершенствование процессов преобразований государственной собственности в Республике Беларусь в контексте стран Восточной Европы
Программа пересмотра роли
государства в экономике стран
Восточной Европы предусматривала
переход от административно-командной сист
Республика Беларусь не могла принять опыт «шокового» варианта приватизации стран Восточной Европы, который сопровождался бы ухудшением жизненного уровня нашего народ. Была разработана белорусская модель социально-экономического развития. В ее основе – создание рыночной экономики с действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, рациональным развитием частного сектора наряду с государственным при обеспечении приоритета общенародных интересов, с эффективной властью и сильной социальной политикой.
Модель Республики Беларусь основывается на активном участии государства в формировании рыночных отношений и структурной перестройке экономики. По мере создания новых рыночных институтов происходит постепенное и последовательное сокращение его прямого участия в экономических процессах. Однако по отношению к тем сферам экономики, где решаются крупномасштабные стратегические задачи, позиция государства остается однозначной: здесь регулирование обязательно.
В Беларуси выбрана модель, которая базируется не на массовой, а на индивидуальной приватизации, нацеленной на повышение эффективности производства. Главная задача – привлечь в реальной сектор экономики инвесторов, заинтересованных в техническом перевооружении и повышении конкурентоспособности приватизируемых объектов.
Следствием, а также фактором, способствующим процессу преобразованию собственности, стал активный приток иностранного капитала в Польшу. Ситуация в этом плане была в Польше достаточно благополучной уже в первой половине 90-х годов: чистые прямые иностранные инвестиции составили в 1991 году 117 млн. долларов США. Эта ситуация сохраняется: в 1998 году инвестиции получено 6 млрд. 6 млн. Долларов США – почти в 6 раз больше, чем в 1995 году. Помимо прямых денежных средств иностранные инвесторы привносят в приватизированные предприятия современный менеджмент, новые производственные и управленческие технологии способствуют проникновению на новые рынки. В Беларуси в настоящее время государственная экономическая политика нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе для привлечения иностранных инвестиций. И доля пока еще не велика и составляет 5% от всего объема инвестиции.
Немаловажным фактом в развитии человеческого потенциала является обеспечение увеличения реальных денежных доходов населения. В странах Восточной Европы средние доходы самых богатых семей превышают доходы самых бедных в 4,5 – 5,5 раз, а в Болгарии и Румынии в 10 раз. Начиная с 1996 года, наметилась устойчивая позитивная тенденция к их росту и в Беларуси.
Экономический рост в Польше, ставший примером с «шоковой» терапией начался в 1992 году, а в Беларуси в 2006 году.
Следует отметить, что Беларусь достигла весьма высоких и устойчивых темпов экономического роста в сравнении с другими странами СНГ, добилась успехов в борьбе с инфляцией.
Белорусская модель развития не позволила сформироваться в нашей стране олигархических кланам. База для неправедного обогащения и разворовывания национальных богатств была подорвана тем, что основные производственные мощности, градообразующие предприятия, природные богатства остались под контролем государства, а не в частных руках.
Не было допущено к власти криминальных элементов. Системная борьба с коррупцией и преступностью позволила Беларуси сохранить свой международный авторитет как одной из самых некоррумпированных стран мира.
Наша модель не привела к массовой безработице и обнищанию людей, к разрыву традиционных экономических связей с партнерами и развалу реального сектора экономики, имеющей открытый, ориентированный на экспорт характер.
Таким образом, в Беларуси формируется
эффективная система повышения
социальной защиты населения и реализуется
социально-ориентировочная