Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 19:38, реферат
Современное правовое государство — это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество.
Современное правовое
государство — это
государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. Признаки
правового государства:
1.Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2.Деятельность органов правового государства базируется на принципе
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3.Взаимная ответственность личности и государства.
4.Реальность
прав и свобод гражданина, их
правовая и социальная
5.Политический
и идеологический плюрализм,
функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в
рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,
взглядов.
Действующим правом в Республике Казахстан являютсяяя нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов,международных договорных и иных обязательств Республики, а так же нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Сууда Республики. Все правовые акты, издаваемые в Республике Казахстан, не могут противоречить Конституции Республики Казахстан.
ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В
В своём послании к народу Н.А. Назарбаев сказал - “Сейчас завершается важный этап преобразования Казахстана в демократическое государство. На основе Конституции формируется демократическая система власти”. Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80‑х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип “правового государства”, были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный Совет Республики Казахстан, Высший Арбитражный суд Республики Казахстан). В 1991г. Парламентом Республики Казахстан была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Парламентом Республики Казахстан в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и
личности.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Республики Казахстан, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Республики Казахстан, Договор об общественном
согласии.
В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.
Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами — неотъемлемая черта демократического государства.
Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права — становление в новых “независимых государствах” государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что
общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.
Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его
ограничению. В
том числе и с помощью создания
правового общества. Более того, возможно
ли это совершенство? Естественно нет,
ибо такова природа человека. На данный
момент нет альтернативы правовому государству,
если мы принимаем общечеловеческую систему
ценностей. Впрочем, насчет общечеловеческой
— явное преувеличение, не следует забывать
об мусульманских государствах, где существует
религиозная система права. Поэтому скажем
так: На данный момент не существует альтернативы
правовому государству, если мы принимаем
систему ценностей западной цивилизации.
Изучая проблему
гражданского общества в Казахстане,
не следует отбрасывать все
Формирование
гражданского общества актуализирует
в общественном сознании населения
Казахстана идеалы демократического и
правового государства. Идеология
открытого гражданского общества основывается
на взаимном признании приоритетов
прав человека и интересов всех гражданских
институтов. Их реализация способствует
усилению общественного понимания
и согласия. В этом случае в наиболее
оптимальной форме
Можно выделить следующие направления формирования гражданского общества в Республике Казахстан:
создание реального плюрализма в обществе. Этому способствует падение влияния традиционных партий и рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений;
формирование
нового типа государственности, базирующегося
на приоритете права, способного к социальному
партнерству, в условиях реально
сложившейся дифференциации интересов
различных групп и общностей (особая
роль в этом процессе должна принадлежать
интеллигенции, сочетающей патриотизм
и объективно-критический
создание экономического
фундамента на основе многообразия форм
собственности и социально
преодоление традиционной конфронтации гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий.
Таким образом, гражданское общество - необходимый элемент на пути модернизации общественной жизни на данном этапе. Можно привести доказательства необходимости формирования гражданского общества.
Во-первых, не оправдан механизм полной передачи власти в руки государства. Существует ряд вопросов, которые необходимо решать общественности (посредством институтов гражданского общества, таких как политические партии, общественные и неправительственные организации и т.д.)
Во-вторых, гражданское общество обладает способностью уравновешивать общественные интересы и интересы государства. Через структуры гражданского общества люди могут решать свои проблемы мирными методами. То есть контакт между государством и индивидом становиться максимально выгоден для двух сторон.
Проблема формирования гражданского общества в Казахстане связана в первую очередь с вопросом о построении преуспевающего и благополучного общества, по характеру своему демократического, в котором соблюдаются права человека. Данная проблема прямо смыкается с идеей модернизации, т.е. построения современного общества.
На основе Конституции
Республики Казахстан 1995 года создано
новое конституционное право, в
соответствии с которым прочно утвердилась
президентская форма правления,
наиболее приемлемая для нашего государства.
Произошло разделение единой государственной
власти на три ее ветви. Все более
плодотворно функционирует
Важным условием
формирования и укрепления гражданского
общества является реализация демократических,
правовых принципов развития государства.
К ним относятся: верховенство закона;
равноправие граждан; разделение властей;
независимая судебная система; развитое
местное самоуправление; эффективная
многопартийность; независимые свободные
средства массовой информации; демократические
и свободные выборы; гражданские
инициативы; защита прав и свобод человека
и гражданина. Все эти аспекты
конституционно закреплены.
Правовое государство – это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.
К основным признакам
правового государства
верховенство права;
верховенство закона;
разделение властей;
признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью;
независимый суд
В декабре 1991 года распался Союз Советских Социалистических Республик, состоявший из пятнадцати союзных республик. Все бывшие союзные республики провозгласили себя суверенными, независимыми государствами. Казахская Советская Союзная Республика тоже объявила себя самостоятельным государством.
16 декабря 1991
года Верховный Совет