Специфика мусульманской правовой доктрины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование основ мусульманской правовой системы.
Задачи работы:
Рассмотреть историческое развитие, природу и источники мусульманского права.
Раскрыть особенности структуры права и юридической техники в мусульманском праве.
Исследовать специфику мусульманской правовой доктрины.

Содержание

Введение 3
1. Мусульманское право: историческое развития, природа, источники 6
1.1. Особенности становления и развития мусульманского права 6
1.2. Природа и источники мусульманского права 10
2. Особенности структуры права и юридической техники в мусульманском праве 17
2.1. Структура права и юридическая техника в исламе 17
2.2. Ибадат - свод обязанностей мусульман перед Богом 19
3. Специфика мусульманской правовой доктрины 24
3.1. Мусульманская государственно-правовая доктрина 24
3.2. Правовое регулирование имущественных и семейных отношений 31
3.3. Преступления и наказания 37
3.4. Судебный процесс 39
Заключение 41
Список используемой литературы 43

Работа состоит из  1 файл

Мусульманское право.doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)

1.2. Природа и источники мусульманского  права

 

Важнейшим источником шариата считается Коран — священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Исследователи находят в Коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизирование его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре (644—-656 гг.). В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "И так мы ниспослали его как арабский судебник". Коран предписывает арабам также покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом (2,165—166).

Коран состоит  из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Большая часть  положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные проро- ком в связи  с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид  и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования разными мазхабами они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман  источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены 6 ортодоксальных сборников сунны, наибольшую известность из которых получил сборник Бухари (умер в 870 году). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих друг Другу положений, и выбор наиболее "достоверного" из них всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.

Третье место  в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (число которых насчитывало более 100 человек) или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев или муджтахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

Большая роль иджмы  в развитии шариата состояла в  том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского  халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва — решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. В VIII—IX вв. в связи с широким распространением метода "иджтихада" мусульманское право активно развивалось доктринальным путем в трудах указанных выше основателей главных правовых школ, а позднее в работах их ведущих последователей и учеников. В Х в. рядом авторитетных теологов-юристов были проведены работы по систематизации накопленного к этому времени обширного правового материала. С XI в. в связи с обострившимися противоречиями между главными течениями в исламе и разными правовыми школами (мазхабами) мусульманское право фактически не существовало как единая система. Внутренние расхождения в нем приобрели существенный характер.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия  между разными направлениями, был кияс — решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями — ханифитами. Наиболее резко против кияса выступили ханбалиты и особенно шииты, которые вообще не признавали его в качестве источника права.

В качестве дополнительного  источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно  в само мусульманское право в  период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну.

Наконец, производным  от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов — фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы — кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его, прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением4.

Итак, в представлении  верующих мусульманское право имеет "Божественную природу". Тесную связь правовых и религиозных предписаний ислама неизменно отмечают ученые-правоведы, исламоведы, обращая внимание на два фактора. Первый: основными источниками мусульманского права признаются Коран и Священное Предание. У суннитов это Сунна (хадисы-предания о речениях и деяниях Пророка Мухаммада, переданные со слов его сподвижников). У шиитов это ахбары (предания, переданные шиитскими имамами, нередко включающие в себя и их комментарии). Второй: имея единые источники, юридические и религиозные нормы совпадают в исламе по механизму функционирования в качестве соционормативных регуляторов жизни мусульман.

Следует отметить, что  культовые установления (ибадат) являются неизменными. В то же время большинство  нормативов, регулирующих взаимоотношения  людей (муамалат) введено в оборот мусульманскими юристами "на основе чисто логических (рациональных) приемов толкования (иджтихад)"5. Тем не менее в любом случае нарушение правовых установлений ислама предполагает применение к нарушителю не только "земного наказания", но и "небесной кары". Правонарушение рассматривается как греховное деяние, за которое полагается нести ответственность перед Богом.

Зародившись в недрах богословия (калам), с начала VIII в. мусульманское право стало выделяться в особую отрасль знания - фикх. Мусульманские правоведы, занимающиеся проблемами фикха, именовались факихами.

Признавая единственным и абсолютным источником права волю Бога, мусульманские правоведы разделяют корни фикха на две различающиеся по юридической силе группы.

Первая включает в  себя Коран (Священное Писание) и  Священное Предание. Нормативы этой группы имеют императивный характер, признаются в качестве абсолютных, вечных и неизменных.

Мусульманские правоведы  едины, усматривая в Коране всеобъемлющий свод "Божественных Законов", ссылаясь на кораническое указание (6:38): "Мы не упустили в этой книге ничего". Как отмечал Л.Р.Сюкияйнен, "для характеристики Корана как источника мусульманского права важно иметь в виду, что среди его норм, регулирующих взаимоотношения людей, заметно преобладают общие положения, имеющие форму отвлеченно-моральных ориентиров и дающие простор для толкования правоведами"6.

Нормативы, восходящие к  Священному Преданию, имеют казуальное происхождение, являя собой заключения или высказывания Пророка относительно тех или иных конкретных житейских ситуаций.

Вторая группа корней фикха берет начало с тех конкретно-казуальных решений, которые выносились сподвижниками Пророка после его смерти по вопросам, напрямую не отраженным в Коране и Сунне. Решения принимались единогласно после предварительных консультаций с авторитетными богословами-правоведами. Ориентиром служили Коран и Священное Предание. В итоге сложился комплекс норм, в дальнейшем получивший название "Высказывания сподвижников".

Будучи положенной в  основу последующей деятельности мусульманских правоведов, эта раннеисламская практика воплотилась в "рациональных" корнях фикха - таких, как иджма (единодушное мнение крупнейших знатоков фикха - муджтахидов по вопросам, не имеющим однозначного отражения в Коране и Священном предании), кийас (принятие решения по аналогии с тем, что имеет место в Коране и Сунне), рай (личное мнение, основанное на здравом смысле).

Большую роль играла опора  на иджтихад — принцип принятия свободного решения признанным мусульманской общиной авторитетным правоведом по отдельным вопросам религиозной и общественной жизни в случае умолчания Корана и Священного Предания в соответствии с их общими установками. Правомочность подобного акта обычно обосновывалась ссылками на отдельные хадисы.

Именно опора на иджтихад позволила мусульманским правоведам приступить к формированию такой правовой доктрины, которая оказалась в состоянии достаточно глубоко учитывать исторические перемены в жизни единоверцев.

В результате этой деятельности сложилось несколько правовых школ - мазхабов. В суннизме они создавались  с начала VIII до середины IX в. Наибольшую известность получили ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы7.

Последователи Абу Ханифа (699-767) имеются в Турции, Сирии, Ираке; сторонники Малика ибн Анаса (713-795) населяют по преимуществу страны Магриба; приверженцы Абу Абдаллаха Шафии (767-819) проживают в Египте, Сирии, Ливане, Йемене, Ираке; последователи Абдаллаха ибн Ханбала (778-855) - в Ираке, Саудовской Аравии, Сирии. Среди мусульман России преобладают ханифиты (представители тюркоязычных народов Поволжья, Средней Азии, Казахстана). На Северном Кавказе, помимо ханифитов, есть шафииты.

Отличительные черты  ханафитского мазхаба - опора на рая (личное мнение, основанное на здравом  смысле), на кийас (принятие решение  по аналогии с тем, что имеет место в Коране и Сунне), гибкость при учете местных условий. Шафиитской школе присуще пренебрежение рая, отведение второстепенной роли кийасу, а первостепенной - Сунне. Маликитский мазхаб придает Сунне большее значение, чем кииасу и рая. Но иджма (единогласное мнение авторитетных мусульманских правоведов) имеет предпочтение перед, рая.

Помимо суннитских мазхабов существуют и иные. Из шиитских наибольшим влиянием пользуется джафаритская школа (она является официально признанной в современном Иране). Ее создатель Джафар ас-Сидик (ок. 700-765) подобно всем прочим шиитам отвергал кийас. Иджма признается джафаритами в том случае, если это мнение мусульманских правоведов соответствует каноническим преданиям о шиитских имамах.

С середины XI в., когда  в исламе сложились основные школы права, начался так называемый век таклида (букв. "подражания"). С того времени в суннизме фактически закрылись врата иджтихада, поскольку тот был сведен к возможности выбора одного из суннитских мазхабов. В шиизме иджтихад продолжал признаваться. Однако правом его реализации обладал весьма узкий круг высших духовных лиц.

Таким образом, повсеместно  складывалась ситуация, при которой  мусульманская правовая мысль переставала  сосредоточиваться на конкретизации отвлеченных религиозно-нравственных ориентиров Корана и Священного Предания "в индивидуально-правовых решениях правового характера (наряду с применением конкретных норм, запрещенных этими источниками)"8. Наступила пора формулирования общих юридических принципов мусульманского права на основе толкования ранее выработанных казуальных предписаний. Тематическая группировка данных предписаний являла собой подступ к последующей классификации отраслей мусульманского права.

Говоря о действии его нормативов в регионах традиционного  распространения ислама, особенно с неарабским населением, имеет смысл принимать во внимание допустимость одновременного там функционирования местных (доисламских) обычаев, если те не вступали в явное противоречие с ибадатом, с его религиозно-этическими установлениями. Признание подобной практики в наибольшей мере свойственно ханафитскому и маликитскому мазхабам.

Многие современные  мусульманские юристы, подобно министру по делам вакуфов и ислама Королевства  Марокко проф. Абделькебиру аль-Алауи  аль-Мдагри, придают большое значение исламизации норм обычного права в процессе шариатского судопроизводства. То, что отдельные нормативы мусульманского права смогли сосуществовать с местными традициями и обычаями, сыграло важную роль в приобщении к исламу разных народов, народностей и племен9.

Информация о работе Специфика мусульманской правовой доктрины