Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 14:57, реферат
Государственное управление - социальный феномен политически организованной цивилизации. Оно неразрывно связано с эволюцией индустриального общества и является продуктом развития рыночной экономики, требующей соответствующего регулирования со стороны государства. Процессы модернизации привели к переходу общественного мирового развития в постиндустриальную фазу, где в информационно открытом обществе роль государственного управления, затрагивающего все сферы общества, приобретает принципиально обновленное понимание - его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.
Введение ………………………………………………………….. 3
1. Понятие государственного управления ....…………………… 4
2. Специфика государственного управления ...………………… 8
2.1. Типичное в государственном управлении ……………….. 9
2.2. Уникальное в государственном управлении …………...... 13
Заключение ……………………………………………………….. 16
Список литературы ……………………………………………..... 17
В
данном контексте важны два
Второй важный момент, влияющий на количество, содержание и характер типичности элементов государственного управления, связан с иерархическим, пирамидальным строением субъекта государственного управления и соответственно неодинаковым отражением многообразия управляемых объектов на различных его уровнях и в разных звеньях. Ведь объективно необходимое многообразие взаимосвязей управляемых объектов, подлежащих государственному управлению, призван отражать субъект государственного управления в целом, а вовсе не каждая его подсистема, тем более - не каждый орган. Здесь должна действовать дифференциация, конкретизация и специализация государственно-управляющих воздействий.
Особое значение имеет уровень субъекта государственного управления, ибо по мере его повышения неизбежно идет сужение, ограничение и обобщение многообразия охватываемых управлением взаимосвязей. Среди них отбираются наиболее важные, сущностные, играющие роль в обеспечении жизнедеятельности определенных подсистем или всей системы государственного управления. Отсюда два вывода: а) многообразие управляемых объектов отражается и охватывается в пределах субъекта государственного управления влиянием всех его компонентов; б) иерархическое, пирамидальное строение субъекта государственного управления обусловливает иерархическое, пирамидальное отражение многообразия управляемых объектов в структуре организации и деятельности этого субъекта.
По этой причине типичное вовсе не обязано охватывать все многообразие проявлений государственного управления, подгонять их под себя, втискивать в свои параметры. Как и, с другой стороны, не все то, что придумано в постановлениях и распоряжениях, инструкциях и приказах и выдается за типичное, на самом деле является таковым. Многие полагают, что в условиях демократии и самоуправления типичное вообще становится излишним и должно быть отброшено как наследие авторитарной бюрократии. Но при таком подходе смешиваются совершенно разные явления: свобода предполагает безграничные возможности для творческого поиска, инициативы и самодеятельности, но в то же время необходимость действовать наиболее целесообразно и эффективно объективно сужает выбор и в какой-то мере самими целями и ожидаемыми результатами уже предполагает его. Ведь любой разумный человек обычно хочет не просто решить ту или иную задачу, достичь поставленной цели, но и осуществить это с максимальной пользой и минимальными затратами (ресурсов, времени, собственных сил и т.д.). И тут ему поневоле приходится обращаться к типичному, к тем способам и методам, формам и средствам, с помощью которых уже решались либо решаются подобные задачи, тщательно изучать его и использовать применительно к своей ситуации. В мире изыскиваются все новые формы и методы организации и деятельности, которые основываются на развивающейся технологии, совершенных механизмах и их полноценном использовании. Вот это – то новое, интересное, конструктивное и перспективное следует не только замечать, обобщать, пропагандировать, но и превращать в типичное, в то, что широко применяется многими.
Можно
привести следующие примеры такого типичного.
Так, исследователи из США Т. Питере и Р.
Уотермен, проанализировав организацию
и деятельность нескольких десятков преуспевающих
компаний, обнаружили в них ряд типичных
проявлений, которые выразили посредством
следующих парадигм: 1) ориентация на действие;
2) лицом к потребителю; 3) самостоятельность
и предприимчивость; 4) производительность
- от человека; 5) связь с жизнью, ценностное
руководство; 6) приверженность своему
делу; 7) простая форма, скромный штат управления;
8) свобода действий и жесткость одновременно.
В этих парадигмах уловлено многое из
того, что сегодня должно быть присуще
множеству структур, действующих как в
области менеджмента, так и в сфере государственного
управления. Польский автор С. Ковалевски
полагает, что аппарат административного
управления должен раскрываться по таким
типовым направлениям: построение аппарата
- рабочее место служащего, структурные
подразделения, диапазон и сфера руководства,
связи между организационными единицами,
вспомогательные и штатные службы; трудовые
процессы и служебные отношения - функции
руководителей, оценка действий подчиненных,
способ формирования поручений, мотивация
хорошей работы; служебный контроль, оценка,
поощрения и взыскания, административный
контроль; отношения с обществом - посетитель,
его техническое обслуживание. Практически
в каждой серьезной работе по управлению
отчетливо просматриваются стремление
авторов выделить в качестве типичного
то, что благоприятствует достижению управленческих
целей и осуществлению управленческих
функций.
2.1.
Уникальное в государственном
управлении
В государственном управлении наряду с типичным важное место должно принадлежать уникальному, то есть единичному, самобытному, неповторимому. Это вызвано тем, что государственным органам нередко приходится действовать в так называемых "внештатных" обстоятельствах и ситуациях, когда нельзя ничем воспользоваться по принципу аналогии. А если говорить о низовых органах иерархической структуры государственного управления, то они почти все находятся в своеобразных природных, производственных, социальных и демографических условиях. Неповторимым является человеческий потенциал государственных органов, определяющий своеобразное эвристическое начало в реализации их компетенции.
Уникальное связано также с известной свободой и творческим подходом в государственном управлении. Даже использование типичного не может идти по шаблону или осуществляться сугубо формально. Управление не есть конвейерная технология, в которой каждый в соответствии со своим местом в ней выполняет каждодневные рутинные, однообразные, механические операции. Типичное для того, чтобы "привиться", упрочиться и дать положительные результаты, должно учитывать совокупность конкретных обстоятельств и особенности движущих сил. Иными словами, уже в нем содержится момент уникальности. Но в большинстве своем участники управленческих процессов сталкиваются с такой ситуацией, такими хитросплетениями судеб и желаний людей, располагают такими условиями и ресурсами, которые при решении управленческих задач не дают возможности использовать готовые рецепты или прецеденты. Приходится самостоятельно, творчески, исходя из собственных знаний и интуиции, создавать свой прогноз развития, свои мыслительные модели, вырабатывать свои ответы, намечать цели и пути действий и практически действовать. А поскольку жизнь непрерывно изменяется, развивается, переходит во все новые состояния, то и в управлении надо все время искать, что-то открывать, по-новому осмысливать происходящее, двигаться вперед, создавать оригинальное, говоря кратко, постоянно воспроизводить уникальное.
Надо
сказать, что возможность и
История, к сожалению, дает обилие фактов того, что уникальное плохо воспринималось системой государственного управления, особенно ее верхними уровнями. Многие начинания, рационализации, новые формы и методы, изобретения, ноу-хау в области государственного управления, которые рождались талантом людей так и остались в единичном или нескольких экземплярах, в лучшем случае о них что-то сообщали средства массовой информации. Обычным было и сохраняется навязывание вовсе не типичного, а только того, что было угодно, приемлемо для того или иного "начальника" - большого и малого.
Необходимо
кардинально изменить отношение
к уникальному в мировоззрении
и психологии управляющих и управляемых,
в организационных и
Заключение
Государственное управление - это деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях.
Государство, будучи сложным (по элементному составу) и многогранным (по функциям) общественным явлением и выступая в качестве субъекта управления, придает государственному управлению свойство системности. В отличие от других видов управления государственное управление без этого свойства просто не может состояться. В нем задействованы десятки миллионов людей, множество государственных органов и других структур, а в них - большое число должностных лиц и иных служащих. В государственном управлении используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Оно состоит из массы управленческих решений и организационных действий.
Системный
характер государственного управления
ставит вопрос о сочетании в нем типичных
и уникальных элементов, которые являются
источниками качественного совершенствования
государственного управления. Сочетание
типичного и уникального создает внутренние
импульсы для развития системы государственного
управления, о чем следует помнить и использовать
на практике.
Список
литературы
1. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук. - 3-е изд., доп. - Москва: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005. - 584 с. - 551 с.
2. Система государственного управления / Гаджиев К.С. Политология. – М.: 2005.
3. Глазунова, Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление / Н.И. Глазунова. - Москва: ТК Велби: Проспект, 2006. - 500 с.
4. Глазунова, Н.И. Система государственного управления / Н.И. Глазунова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
5. Материалы
сайта http://yourlib.net/
Информация о работе Специфика (типичное и уникальное) в государственном управлении