Сравнение цивильной и преторской систем наследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:07, контрольная работа

Описание

Нормы наследственного, права принадлежат к способам приобретения имущества, поскольку они регламентируют переход имущества к другим лицам в связи со смертью собственника.
Римское частное право выработало важнейшие понятия института наследования и ряд его конкретных положений, воспринятых современными правовыми системами.

Содержание

Сравнение цивильной и преторской систем наследования…………….1
Решение задачи……………………………………………………………6

Работа состоит из  1 файл

контрольная рп.docx

— 21.49 Кб (Скачать документ)

 

                                                                                                                                                     Содержание .

  1. Сравнение цивильной и преторской систем наследования…………….1
  2. Решение задачи……………………………………………………………6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение цивильной  и преторской систем наследования.

Нормы наследственного, права принадлежат к способам приобретения имущества, поскольку они регламентируют переход имущества к другим лицам в связи со смертью собственника.   

 Римское частное право выработало  важнейшие понятия института  наследования и ряд его конкретных  положений, воспринятых современными  правовыми системами. К таким  понятиям и положениям относятся:  

- наследство— имущество, переходящее  в связи со смертью собственника;  

- наследодатель— умерший; 

- наследник; 

- универсальное преемство, в  соответствии с которым на  наследника переходят все имущественные  права и обязанности, включая  долги наследодателя; 

- сингулярное преемство — преемству  в отдельном праве; 

- основания наследования и порядок  приобретения наследства; 

- отношения наследников между  собой и с кредиторами наследодателя  и др.

 

Понятие наследования включает в себя категорию универсального преемства, ибо для возникновения права наследования (у одного или нескольких лиц) недостаточно факта смерти наследодателя, но и необходимо, чтобы на наследника переходили все права и обязанности умершего (но не отдельное, правоотношение). Таким образом, наследование в римском частном праве (и в современном) характеризуется как универсальное преемство, т. е. преемство всего комплекса имущественных прав и обязанностей наследодателя.  

 Рим знал два вида наследования:    

по закону — законное наследство. 

по завещанию.

 

 

 

 Особенности наследования по закону

 

 

   Как отмечалось, при отсутствии завещания имущество умершего переходило к наследникам по закону, обозначенным в XII таблицах. Со времени преторского права к ним относились и лица, указанные в эдиктах как законные наследники.  

 В наследовании по закону  основными являются правила, устанавливавшие  круг законных наследников и  размер наследственной доли каждого из них.   

По цивильному праву круг законных наследников соответствовал сущности агнатского родства и составлял три очереди.   

К первой очереди относились лица, являвшиеся членами семьи наследователя, так называемые свои наследники, и в результате его смерти ставшие юридически самостоятельными например, сын, приобретавший положение» патерфамилиас. Внуки, освободившиеся от бремени подвластности, наследовали лишь в том случае, если ко времени вступления в наследство умер или был эманципирован их отец, который в противном случае сам был бы призван к наследованию. В таких ситуациях внуки наследодателя как бы представляли своего умершего или эманципированного отца и наследовали не на общих основаниях, а по праву представления.         

Во вторую очередь входили— ближайшие агнатыумершего (агнаты второй степени), призывавшиеся к наследованию при отсутствии «своих наследников», т.н. наследников первой очереди. К ближайшим агнатам относились лица, связанные в прошлом с наследодателем отношениями подвластности и имевшие общего патерфамилиас: братья, сестры и мать умершего (последняя занимала положение его сестры). Ближайшие агнаты (агнаты второй степени) устраняли от наследования, агнатов отдаленных степеней, т. е. таких, которые в кровном отношении были дальше от умершего; (сын вытеснял внука и т. п.). Таким образом, агнаты более отдаленной (в кровном отношении) степени призывались к наследованию при отсутствии агнатов предыдущей степени.   

К третьей очереди законных наследников принадлежали когнаты —кровные родственники умершего . При этом не имела значения степень кровнородственной близости. Но и здесь ближайший когнат (как во второй очереди ближайший агнат) вытеснял более отдаленного, а в случае; отказа от своих прав его не мог заменить другой когнат очередной степени родства. В таких обстоятельствах наследств во признавалось выморочным, а в древнейший период — бесхозяйным.  

 Юридический смысл изложенной  очередности наследников состоит  в том, что каждая следующая  очередь призывалась к наследованию  лишь при отсутствии всех наследников  предыдущих очередей. Данное положение вытекает из XII таблиц: «Если умер тот, у кого нет своего наследника, имуществе; получает ближайший агнат; если нет агната, имущество получают кровные родственники». Преторское право в регулировании наследственных отношений отразило тенденцию преобладающего значения когнатического родства над агнастическим, явившейся следствием распада патриархальной римской семьи.

 

Преторский эдикт установил четыре очереди законных наследников.   

В первую очередь претор, помимо («свои наследники» по цивильному праву), включил детей наследодателя как эманципированных, так и кем-то усыновленных, если они ко времени открытия наследства стали уравняв тем самым последних (когнатов) с наиболее близкими наследодателю агнатами.    

Вторую очередь составили все агнаты с устранением от наследования ближайшим из них более отдаленных.    

В третью очередь вошли все кровные родственники умершего, вплоть до шестой степени родства (включая детей троюродных братьев и сестер). Ближайшая степень родства исключала более отдаленную, родственники одной степени делили наследство поровну.   

К четвертой очереди претор отнес пережившего супруга, состоявшего в браке, не устанавливавшего, как известно, отношений подвластности. Если же умерший состоял в браке, то правила наследования подчинялись принципу подвластности.  

 Процесс вытеснения агнатического  родства когнатическим в качестве  основания наследования был завершен  новеллами Юстиниана (118-я новелла  534 г. и 127-я новелла 548 г.), которые  вовсе не упоминают агнатов  и говорят лишь о когнатах.   

Новеллы установили пять очередей законных наследников: 

 ■ первая очередь — все  нисходящие родственники умершего  с тем, что каждое поколение  после первого, т. е. внуки,  правнуки и т. п., наследуют по праву представления;  

 ■ вторая очередь — все  восходящие родственники, а также  родные братья и сестры с  тем, что близкие родственники  устраняют от наследования более  отдаленных (например, дед устраняет  прадеда); 

 ■ третья очередь — неполнородные  братья и сестры умершего, а также их потомство, наследующее по праву представления;  

 ■ четвертая очередь —  все прочие кровные родственники  без ограничения с тем, что  более близкая степень родства  устраняет более отдаленную; 

 ■ пятая очередь — переживший  супруг.  

 Размер наследственной доли  определяется в соответствии  с правилом, согласно которому  законные наследники одной очереди наследуют в равных частях. Это правило выражалось либо в поголовном равенстве либо в поколенном равенстве.  

 При поголовном равенстве за каждым из наследников признается право на долю одного и того же размера. Если, например, к наследованию призывались пятеро наследников, то каждый из них приобретал право на 1/5 наследственного имущества.   

 Норма о поколенном равенстве действовала в тех случаях, когда одни лица наследовали на общих основаниях, а другая в том же имуществе — по праву представления. Так по новеллам Юстиниана к первой очереди законных наследников на общих основаниях относились дети умершего, но внуки наследовали по праву представления. Предположим что наследниками на общих основаниях являются трое сыновей и двое внуков по праву представления, оставшихся после умершего ранее наследодателя его четвертого сына. Наследственное имущество будет разделено на четыре доли, включая долю умершего сына; которую в равных частях получат по праву представления двое внуков наследодателя.

 

 

  В императорский период две  исторически сложившиеся системы  – цивильная и преторская стали постепенно сближаться: наиболее старые цивильные наследственные нормы стали изживаться, и наряду с этим само цивильное право стало впитывать в себя новые положения, построенные на преторских принципах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антоний сделал из мрамора статую Венеры, однако позднее выяснилось, что по ошибке он воспользовался для ее изготовления мрамором Квинта. Квинт потребовал, чтобы статуя была передана ему.

Как мог быть решен спор в классический и юстиниановский период? Вариант: статуя была отлита из бронзы.

В римском праве постепенно образовались три вида собственности:

Квиритская  собственность;

Преторская  ( бонитарная ) собственность;

Перегринская  собственность;

Производственные  способы приобретения права собственности основывались на праве прежнего собственника вещи, например спецификация, т.е переработка, из чужой вещи  ( материала ) в другую, новую вещь. Если материал и труд принадлежали одному лицу, то право собственности принадлежит тому же лицу. Но если труд по переработке приложен к чужому материалу, юристы в юстиниановский период решали вопрос по-разному: одни  признавали собственников вещи того, чей был материал; другие считали, что вещь должна принадлежать тому, кто ее сделал, с обязательством оплатить собственнику материала его стоимость . В законодательстве Юстиниана вопрос был решен следующим образом: если, несмотря на переработку, вещь можно возвратить опять в первоначальный вид , вещь принадлежит собственнику материала; если же это невозможно, вещь поступает в собственность того, кто произвел спецификацию, но при условии его добросовестности и с обязательством вознаградить собственника материала в размере полученного обогащения. Таким образом, в классический период не было единого решения вопроса о том, кто признается собственником вещи – человек, которому принадлежит материал или человек, которому принадлежит труд.

В первом случае собственником становится Квинт, из материала которого сделана  статуя Венеры; во втором – Антоний, сделавший из мрамора Квинта статую, с обязательством оплатить собственнику материала его стоимость. Что касается законодательства Юстиниана, то по причине того, что статую Венеры нельзя возвратить в первоначальный вид, так как она сделана из мрамора, статуя поступает в собственность Антония, но при условии его добросовестности и с обязательством вознаградить собственника материала в размере полученного обогащения. Если статуя Венеры была отлита из бронзы, то в классический период ситуация решилась бы аналогично решению вопроса о праве собственности на статую из мрамора. По законодательству Юстиниана в этом случае собственником статуи становится собственник материала Квинт, так как, несмотря на переработку, вещь можно вернуть в первоначальный вид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Законы XII таблиц.
  2. Законодательства Юстиниана
  3. «Римское право» Лемешко В.М 
  4. http://pravoved.in.ua/index.php

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сравнение цивильной и преторской систем наследования