Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 09:09, курсовая работа
Цель исследования: Провести всесторонний сравнительный анализ учений о происхождении и сущности права.
Объект исследования: Право.
Предмет исследования: Учения о происхождении и сущности права.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические анализ сущность, особенности права
1.1.Сущность права……………………………………………………………....4
Глава 2. Анализ происхождения права
2.1.Происхождение правa………………………………………………….….….7
2.2. Сравнение учений о праве………………………………………………..….9
Заключение……………………………………………………………….……..18
Список литературы………………………………………………………….....19
Тема:
Сравнительный анализ
учений о происхождении
и сущности права
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические анализ сущность, особенности права
1.1.Сущность права………………………………
Глава 2. Анализ происхождения права
2.1.Происхождение правa………………………………………………….….….7
2.2. Сравнение учений о праве………………………………………………..….9
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Вопрос о сути и генезисе права остается в центре интереса и современной правовой и политической мысли. Современные учения о сущности права знакомят собой не некую универсальную, единственную правовую теорию, а скорее набор, конгломерат некоторых концепций, установок в теории права, среди каковых можно выделять основные. Особенно пространное распространение в современной политологии и науке права заработали социологическое, солидаристское, нормативистское (неопозитивизм), психологическое направления, теория "возрожденного естественного права", а также марксизм. При этом наблюдается назначенная эволюция концепций, учений, отличающихся по своим философским истокам, по содержание и аргументации. Разбирая все эти концепции, немаловажно учесть, что для соображения существа права как сложного, многоаспектного явления общественной жизни обладают значение и социологический, и психологический, и формально-логический, нормативный подходы. Учения о сути права нельзя анализировать вне связи с теориями и учениями о происхождении и сущности страны, поскольку эти два суждения неразрывны.
Во второй половине XIX в. определились социалистические и коммунистические учения, в том числе марксизм, исходившие из идеалистического понимания истории и классовой природы государства и права.
Согласно
материалистическому постижению истории
государство и право возникли в плоде
неолитической революции (XII - X вв. до н.э.).
Развитие частной собственности, деление
общества на богатых и бедных привело
к произведению особой публичной власти,
имеющей аппаратом принуждения - государства,
и правовых норм, снабженных государственным
принуждением.
Социалистические
и коммунистические концепции отражали
возражения раннего капитализма, факты
изуверского подавления первых выступлений
пролетариата, воспрещения профсоюзов,
ценз характер политической демократии.
Все это послужило основой для вывода,
сделанного К. Марксом и Ф. Энгельсом, о
случайности классовой борьбы, классовой
природы государства, его законов и права.
В системе марксистского учения было закономерный
и соображение права как возведенной в
закон воли господствующего класса (буржуазии),
определяемой материальными соглашениями
жизни этого класса.
Социалистические учения не объединялись
только к марксизму и затем к ленинизму.
Так именуемые правые социалисты (меньшевики
- в России), анархисты, социалисты-революционеры
проповедовали иные пути высвобождения
работающих от эксплуатации: употребление
мирного перерастания капитализма в социализм,
демократических, парламентских и законных
орудий борьбы. В соответствии с этим,
правые социалисты и право, и закон анализировали
как орудие предоставления общего демократического
и социального порядка, каковое трудящийся
класс должен применять в своих целях.
Цель исследования: Провести всесторонний сравнительный анализ учений о происхождении и сущности права.
Объект исследования: Право.
Предмет исследования: Учения о происхождении и сущности права.
Задачи исследования:
Структура
работы: Работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические
анализ сущность, особенности
права
1.1.Сущность права
Сущность – ключевое, основное суждение в анализируемом объекте, а потому ее выяснение выступает особую ценность в процессе знания. Однако к верному выводу о сути какого-либо явления можно наступить только лишь в случае, когда оно приобрело достаточное вырабатывание и в основном сформировалось. Применительно к праву это утверждение имеет главное значение. Поэтому надлежит выделять запроса к атрибуту сущности права1:
В учебной литературе по
Проанализируем генеральные подходы к праву
Глава 2. Анализ происхождения права
2.1.Происхождение
правa
Спор идеализма и историзма выставил на первый план вопрос о происхождении права, о том, как оно начинается и слагается исторически. Презрение к исторически сформировавшемуся собирает типичную черту старого идеализма ХVIII века; идеализация имеющегося, преклонение пред исторически сложившимся, составляет свойственное отличие исторической школы, начавшейся в начале XIX столетия. С этим генеральным различием двух направлений связан целый ряд свойственных свойств того и другого; большинство французских политических писателей-идеалистов ХVIII века верило в безграничное множество творчества человека, в его способность пересоздать и освежить на началах разума весь живущий строй; напротив, с точки зрения исторической школы, в начальный период ее занятия живущий строй есть необходимый итог случайного процесса исторического развития, коего не в состоянии поменять никакое человеческое творчество. Идеализм французских теоретиков натурального права ХVIII века был миросозерцательный по созданию революционным; напротив того, в творениях корифеев исторической школы нашли себе формулирование консервативные тенденции. Вера в вечные, непоколебимые нормы естественного права была сопряжена с религией в силу и значимость личности как генерального двигателя истории, беспрепятственного, не связанного условиями места и времени3.
Ставши в отрицательное отношение к идее естественного права, историческая школа совместно с тем утратила веру в свободное творчество персоны, в ее способность пересоздать существующее; с точки зрения исторической школы, человек - не творец, а орудие исторического процесса; проповедь революции, определенная верою в силы человеческого разума, у безвременных представитель исторической школы меняется преувеличенным уважением к старине, пассивным отношением к исторически сложившемуся.
На сегодняшний день не разделяет крайностей давней естественной школы; с иной стороны, целый ряд утверждений старой исторической школы теперь всеми отвергнут, сдан в архив4.
Тем
не менее, идея натурального права в трансформированной
форме продолжает беспокоить умы показывать
сильное влияние на политику; историзм
также, впрочем в сильно модифицированном
виде, продолжает быть властвующим направлением
в современной юриспруденции. Вследствие
этого и вопрос о происхождении права,
всегда предназначавшийся предметом ожесточенный
споров между представителями идеализма
и историзма, в наши дни остается одним
из важнейших вопросов философии права;
от того или второго его разрешения зависит
тот или другой ответ на целый ряд утилитарных
вопросов генеральной важности. От того,
как мы смотрим на историю права, зависит
прежде всего наше касательство к преданиям
прошлого и к окружающей нас действительности,
в особенности к воздействующему праву;
от нашего соображения истории зависит
всецело, какие требования вообще мы можем
предъявлять к праву, как ориентируемся
мы вообще задачу, роль законодателя.
2.1.
Сравнение учений о
праве
Само собою, разумеется, что вопрос о генезисе права в пределах курса энциклопедии может быть назначен только, в общем, его виде; мы, очевидно, не можем и не обязаны исследовать здесь исчезновение и развитие тех или других конкретных учреждений или норм права, так как это составляет задачу не энциклопедии, а всеобщей истории права: в энциклопедии нас должен интересовать только вопрос о том, как вообще возникает право, каковы вообще причины, силы, которые производят право5.
При разрешении этого вопроса нужно, так или иначе, посчитаться с учением исторической школы. В учении давней исторической школы, коей главными представителями были Гуго, Савиньи, Пухта, выразились побуждения двоякого рода, абстрактные и практические, причем те и другие носят на себе печать реакции против идей Французской революции. Большинство теоретиков ХVIII столетия игнорировало историю; напротив, основатели исторической школы имелись с самого начала проникнуты сознанием ее важности. Идеи Французской контрреволюции были по существу космополитическими: большинство политиков-идеалистов ХVIII века игнорировали характерно национальные потребности и национальные особенности в праве: их идеалом было право, выливающееся из безусловных требований разума, - право, общее всем нациям. Этому революционному космополитизму представители исторической школы противополагают национальный идеал и косные практические тенденции.
Это сочетание абстрактных мотивов и консервативно - практических тенденций можно прослеживать уже у родоначальника исторической школы - геттингенского профессора Гуго. Последний учил, что право не есть искусственное изобретение законодателя, что оно не выдумано и не произвольно установлено людьми, а представляет необходимый результат более глубоких исторических причин. Подобно языку и нравам, право развивается разумеется, само собою: никакой законодатель не в состоянии остановить этот естественный рост права или значительно изменить его направление. Рядом с писаным законодательством живет обычное право, в котором находят выражение веками сформировавшиеся обычаи и воззрения народа; законодатель, который не захочет квитаться с этими вековыми обычаями, бывает, обречен на бессилие.
Теоретики естественной школы требовали полного, решительного преобразования действующего права на началах разума; напротив, Гуго учил, что нормальный путь развития права - естественный рост, а не революция и регламентация сверху; что право развивается само собою, помимо деятельности законодателя. Законодатель, во-первых, не может статься сломить силу веками сформировавшихся обычаев, а во-вторых, не должен к этому стремиться, ибо в них он может найти наилучшую опору справедливости. Закон бывает, полезен или вреден, смотря по тому, согласен ли он с ними или нет. Уже в этих утверждениях Гуго выразились основные недостатки и противоречия старой исторической школы6.
Информация о работе Сравнительный анализ учений о происхождении и сущности права