Статус окружного суда и судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2011 в 02:39, контрольная работа

Описание

СУД - это орган государства, охраняющий от всяких посягательств на интересы господствующего класса, путем осуществления правосудия, применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок.

Содержание

1.СТАТУС ОКРУЖНОГО СУДА И СУДЕЙ…………………………………3
1.2.ОБЩИЕ ПРАВИЛА…………………………………………………..…….3
1.3.ОБ ОКРУЖНЫХ СУДАХ……………………………………………………3
2.О СУДЕБНОЙ РЕФОРМЕ 1984 ГОДА ……………………………………….6
3.Список используемой литературы……………………………………………9

Работа состоит из  1 файл

контрольная по истории.doc

— 53.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровская  государственная академия экономики  и права» 

Юридический факультет 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА  

    Тема №1  
«СТАТУС ОКРУЖНОГО СУДА И СУДЕЙ»  
 
 
 
 
 

                                                 Выполнил:

                                                 студент 1 курса заочного

                                                 отделения юридического

                                                 факультета ХГАЭП

                                                 группы: Ю (з) - 03 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Хабаровск 2011 год

 

    

    Содержание

1.СТАТУС ОКРУЖНОГО СУДА И СУДЕЙ…………………………………3

1.2.ОБЩИЕ ПРАВИЛА…………………………………………………..…….3

1.3.ОБ ОКРУЖНЫХ СУДАХ……………………………………………………3

2.О СУДЕБНОЙ РЕФОРМЕ 1984 ГОДА ……………………………………….6

3.Список используемой литературы……………………………………………9 

 

    1.СТАТУС ОКРУЖНОГО СУДА И СУДЕЙ: 

    СУД - это орган государства, охраняющий от всяких посягательств на интересы господствующего класса, путем осуществления правосудия, применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок. 

      Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования специального государственного аппарата. 

    1.1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА: 

      Власть судебная принадлежит:  мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, и судебным палатами. Правительствующему сенату - В качестве верховного кассационного суда. Мировые судьи состоят по уездам и городам. Уезд с находящимися в нём городами составляет мировой округ.  Столичные города Санкт-Петербург и Москва разделяются каждый на несколько мировых округов, состоящих из двух или более частей города.  Мировой округ разделяется на мировые участки, число которых определяется особым расписанием.  В каждом мировом участке находится участковый мировой судья.  В мировом округе, кроме участковых, состоят также почётные мировые судьи.  Собрание как почётных, так и участковых мировых судей каждого мирового округа составляет высшую мировую инстанцию, именуемую съездом мировых судей. В этом съезде председательствует один из мировых судей по собственному их избранию.  Должности мирового судьи присваиваются: особый знак его звания и особая печать. 

      1.2.ОБ ОКРУЖНЫХ СУДАХ:[1] 

      Окружной суд учреждается на несколько уездов и состоит из председателя и членов.  Окружные суды могут быть разделены на отделения.  В разделённых таким образом судах для постоянного исполнения обязанностей председателя в тех отделениях, в которых он не присутствует, состоят товарищи председателя.  Судебные следователи, считаясь с членами окружного суда, состоят в назначенных для каждого из них участках.  Число окружных судов и их отделений, пространство их округов и число участков судебных следователей устанавливаются особыми расписаниями, а число членов окружного суда и судебных следователей определяется штатами.  Окружные суды образовывались обычно на территории нескольких уездов с учетом численности населения и объема работы. Председатели и члены этих судов назначались императором по представлению министра юстиции, который, представляя к назначению кандидатов, должен был считаться с мнением общего собрания судей того суда, где предстояло работать назначаемому. К претендентам на судейские должности по закону предъявлялись жесткие и многочисленные требования как образование, стаж работы, наличие определенного имущества, безупречность репутации и т.д. Срок полномочий для судей этого уровня не устанавливался.  Еще более значительной гарантией независимости судов стал принцип несменяемости судей, закрепленный ст. 243 учреждения судебных установлений. Согласно этой статье, председатели и члены окружных судов и судебных палат не могли быть уволены или переведены с одной должности на другую без их согласия, кроме как по приговору суда. Все постоянные, профессиональные члены окружного суда и судебной палаты, так называемые коронные судьи, назначались императором по представлению министра юстиции. Для назначения на должность члена окружного суда необходимо было иметь высшее юридическое образование и стаж работы в суде или прокуратуре не менее трех лет, а в звании присяжного поверенного – 10 лет. Для более высоких должностей стаж увеличивался. Это имело большое значение для развития царской империи как правового государства. Судьи были не зависимыми, а процессы открытыми для общественности. Русская юстиция могла тягаться в сравнении с интернациональными масштабами. Большинство судей оказались действительно не зависимыми.  Учреждением судебных установлений в ст.237 и 239 предусматривалось, что основой внутренней самостоятельности судей служат прочность судейских должностей и равенство судей: у них не может быть начальников; члены всех судебных инстанций как судьи равны между собой, а сами судьи различаются только по степени власти – суды первой и высших инстанций.  Прогрессивными были и такие важные принципы, закрепленные в Судебных уставах, как коллегиальность суда, несменяемость судей и дисциплинарная ответственность их только перед судом, несовместимость судебной службы с другими профессиями. Губернатор уже не мог, как раньше, арестовать судью за несоответствующий его представлению о законе приговор, а подсудимые и потерпевшие, истцы и ответчики были избавлены от необходимости задабривать судебных чиновников.  В составе окружных судов образовывались, в зависимости от количества судей, присутствия, в некоторых крупных судах таких присутствий было несколько, кое-где шесть и более. Им было подсудно большинство дел, отнесенных к компетенции общих судебных установлений – дела о преступлениях, которое не могли рассматриваться местными судебными установлениями. К основному их полномочию относилось рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстанции.  Иногда окружные судам приходилось выступать в роли второй инстанции по отношению к съездам мировых судей и проверять законность выносившихся ими судебных решений.  В зависимости от особенностей конкретного дела, опасности и сложности преступления закон предусматривал возможность образования коллегий в разных составах. В одних установленных законом случаях дела рассматривались в окружных судах коллегиями в составе трех профессиональных судей, в других - профессиональными судьями с участием сословных представителей, а в третьих-профессиональными судьями с участием присяжных заседателей.  ОКРУЖНОЙ СУД в России в 1864.1917гг. - одно из основных звеньев системы общих судов. Образовывались обычно на территории нескольких уездов с учетом численности населения и объема работы. Председатели и члены судов назначались Императором по представлению министра юстиции, который, представляя к назначению кандидатов, должен был считаться с мнением общего собрания судей того суда, где предстояло работать назначаемому. К претендентам на судейские должности по закону предъявлялись жесткие и многочисленные требования (образование, стаж работы, наличие определенного имущества, безупречность репутации и т.д.). Срок полномочий для судей этого уровня не устанавливался. В составе О. с. образовывались, в зависимости от количества судей, присутствия (в некоторых крупных судах таких присутствий было несколько, кое-где шесть и более). Им было подсудно большинство дел, отнесенных к компетенции общих судебных установлении. К основному их полномочию относилось рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстанции. Иногда О. с. приходилось выступать в роли второй инстанции по отношению к съездам мировых судей и проверять законность выносившихся ими судебных решений. 

      2.О СУДЕБНОЙ РЕФОРМЕ 1984 ГОДА 

    В 1864 г. после длительной подготовки были утверждены и вступили в силу основополагающие акты, составляющие российскую судебную реформу: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Эта реформа провозгласила демократические принципы судоустройства и судопроизводства: независимость и отделение суда от администрации, его всесословность, равенство всех перед судом, институт присяжных заседателей; прокурорский надзор; несменяемость судей и следователей, выборность (мировых судей и присяжных заседателей). 

      Обновленная судебная система состояла из местных и общих судебных органов. К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим — окружные суды и судебные палаты. 

      Окружные суды создавались в специальных судебных округах и состояли из председателя и других членов, назначаемых императором по представлению Министра юстиции. Для замещения этих судебных должностей необходимо было соответствовать целому ряду требований.  Окружной суд состоял из гражданского и уголовного отделений, а уголовное отделение из двух частей — коронного суда и суда присяжных заседателей. В заседаниях участвовало не менее трех коронных судей (председатель и два члена). 

      Окружным судам были подсудны все, за редким исключением, уголовные дела, неподсудные мировым судьям. Дела о преступлениях, за которые в законе были установлены наказания, сопряженные с лишением или ограничением прав состояния, рассматривались окружным судом с присяжными заседателями. По гражданским делам окружным судам были подсудны дела, сумма иска которых превышала 500 руб. 

      Кандидаты в присяжные заседатели отбирались специальными комиссиями, во главе которых стоял предводитель дворянства, и утверждались губернатором. Они должны были соответствовать имущественному, возрастному (от 25 до 70 лет) цензу, цензу оседлости (два года) и другим требованиям. Имущественный ценз предполагал владение землей площадью не менее 100 десятин или другим имуществом стоимостью от 500 до 2 000 руб., или наличие жалованья (либо дохода) от 200 до 500 руб. в год. Из крестьян в списки кандидатов в присяжные заседатели вносились только члены волостных судов, волостные старшины и сельские старосты. Закон специально оговаривал, что ни учителя народных школ, ни лица, находящиеся в услужении у частных лиц (т. е. рабочие люди), в списки не вносятся. 

      Судебная реформа 1864 года была направлена на создание независимого судейского корпуса, состоявшего из судей, подчинявшихся в своей деятельности только закону, и осуществляющих в качестве своей профессиональной деятельности исключительно судейское дело. Независимость судей в первую очередь обеспечивалась при помощи грамотной социальной политики государства. Учреждением судебных установлений для всех судей и членов их семей было определено высочайшее, по тем временам, материальное обеспечение и не менее высокое социальное обеспечение. Впервые в качестве субъекта социальной защиты судей были упомянуты члены их семей. 

      Следует признать, что судебная реформа 1864 года существенно повысила социальный статус профессии судьи. Эта специальность становится по-настоящему престижной, востребованной и уважаемой в Российской Империи. В результате такой «социальной революции» судебная система была сформирована лучшими представителями научной интеллигенции – «новым дворянством». Многовековая идея о честном, быстром и профессиональном суде получила свое реальное воплощение. Судьи того периода, были, действительно, независимы в своей деятельности и осуществляли правосудие в строгом соответствии с общим разумом закона. Такие колоссальные результаты явились прямым следствием абсолютно правильной социальной политики государства, направленной на обеспечение высокой социальной защиты судей и работников аппаратов судов.   

    Список используемой литературы

    1. «Учреждения судебных установлений» от 20 ноября 1864 года. 

      2. Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. – Саратов, 1969 год. 

      3. Ю. С. Коренева. Становление и развитие социальной защиты судей в Российской Федерации. 2005 

    4. Ю.П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России. 

      5. Ефимова Н.Н. Судебная реформа в России: традиции, новации, проблемы. Государство и право. 1996 год. 

Информация о работе Статус окружного суда и судей