Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:31, курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...3
1. Правовые стимулы……………………………………………………......5
1.1 Понятие правового стимула........................................................................
1.2 Классификация правовых стимулов……………………………………8
2. Правовые ограничения………………………………………………….17
2.1 Понятие правового ограничения…………………………………………
2.2 Классификация правовых ограничений………………………………19
3. Правовые стимулы и правовые ограничения как взаимообеспечиваю-щие друг друга юридические категории………………………………23
4. Правовой режим как комбинация стимулирующих и ограничивающих средств воздействия…………………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы
Введение……………………………………………………………………...3
1. Правовые стиму-лы……………………………………………………......5
1.1 Понятие правового стимула........................................................................
1.2 Классификация правовых стиму-лов……………………………………8
2. Правовые ограничения………………………………………………….17
2.1 Понятие правового ограничения…………………………………………
2.2 Классификация правовых ограничений………………………………19
3. Правовые стимулы и правовые ограничения как взаимообеспечивающие друг друга юридические катего-рии………………………………23
4. Правовой режим как комбинация стимулирующих и ограничиваю-щих средств воздействия…………………………………………………….27
Заключе-ние…………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы……………………..31
В гипотезе
правовой нормы могут
Правовыми ограничениями
в диспозиции выступают юридические
обязанности, о которых говорилось ранее
в связи с их ролью при реализации субъективных
прав.
Два других вида
ограничений на уровне диспозиции –
это запрет и приостановление. Запрет
– это препятствие удовлетворению интересов
одной стороны, направленное, как юридическая
обязанность, на реализацию интересов
другой стороны. Устанавливая запрет на
совершение определенных действий, законодатель
тем самым возлагает на гражданина обязанность
воздерживаться от запрещенных действий.
Запрет, препятствуя удовлетворению интересов
индивида, в отношении которого он действует,
направлен на реализацию интересов противоположной
стороны. По своей сущности, запреты —
такие государственно-властные сдерживающие
средства, которые под угрозой ответственности
должны предотвращать нежелательные,
противоправные деяния.
Приостановление
сдерживает возможные вредные последствия
правоотношения путём его временного
прекращения. Приостановление не
является юридической ответственностью,
ибо оно не содержит итоговой оценки, а
лишь предполагает дальнейшее разрешение
возникшего вопроса. Вместе с тем приостановление
содержит принудительные элементы со
стороны вышестоящего, контролирующего,
надзорного или судебного органа. Оно
временно прекращает существующее правоотношение,
сдерживая наступление возможных общественно
вредных последствий.
Наказание – это ограничение на уровне санкции. Малько пишет: «Правовые наказания есть форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого человек в чём-то обязательно ограничивается, чего-то лишается»20. На наш взгляд, юридическая природа стимулов и ограничений как парных понятий наиболее чётко проявляется в такой категории, наказание, при её рассмотрении в паре с соответствующей ей категорией – поощрением. Малько пишет: «Сущности правовых стимулов и ограничений проявляются наиболее полно в поощрениях и наказаниях»21.
Поощрения и наказания имеют следующие общие признаки:
1) они являются
правовыми средствами
2) для них
установлены определенные
3) они обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом;
4) они выступают
одновременно в качестве
5) они связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется — поощрение или наказание;
6) для их наступления необходимо кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица — выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной «заслуге» (вине) и подлежащее наказанию.
Различия между поощрением и наказанием заключаются в следующем:
1) если поощрение как заслуженная мера призвано подкреплять положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание — тоже своеобразная «заслуженная мера», выступающая как средство защиты общества от правонарушений;
2) если меры
поощрения связаны с
3) если поощрение
— мера одобрения, то
4) у них по-разному проявляется связь с благом, ценностями: если при применении поощрения субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценностей;
5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении — силы, поднимающие такое положение выше нормы;
6) при соотношении поощрений и наказаний ведущую роль отводят поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.
Стимулы и ограничения
со стороны их взаимообеспечения будут
подробнее рассмотрены в следующей главе,
поэтому нет смысла касаться этой темы
здесь.
3. ПРАВОВЫЕ СТИМУЛЫ И ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЯЕНИЯ КАК ВЗАИМООБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДРУГ-ДРУГА ЮРИДИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ.
А.В.Малько в своих исследованиях, посвященных этой проблеме22, приводит ряд интересных наблюдений. Запреты, например, уголовные, угрожая наказанием за одни действия, косвенно побуждают к другим, стимулируют незапрещённые поступки. С другой стороны, стимул также несёт в себе известные ограничивающие моменты, если лицу предоставлены юридические условия для пользования каким-либо благом, то этот факт, стимулируя одни интересы субъекта, одновременно ограничивает другие его интересы (противозаконные, хотя и не только). Речь здесь идёт о том, что человек не может реализовать сразу слишком много своих прав в определённый момент времени, это в равной степени и к реализации, удовлетворению интересов поэтому, при условии того, что законодательно установленные стимулы будут работать, каждый будет стремиться удовлетворять те свои интересы, которые стимулированы законодателем, и будет менее активно удовлетворять те интересы, которые законодатель решил косвенно ограничить. При этом нельзя, как нам представляется, говорить, что стимул – есть ограничение, только рассмотренное в другой системе координат и наоборот. У двух этих явлений принципиально противоположный механизм воздействия. Конечно, стимул, как было проиллюстрировано выше, может ограничивать, но только с помощью позитивных моментов, т.е. заинтересовывая в чём-то другом, в то время как ограничение тоже несёт дополнительный эффект косвенного воздействия (стимулирования), но претворяет в жизнь с помощью принуждения, страха перед наказанием, т.е. негативных методов. Ведь если рассматривать негативное (отрицательное) стимулирование в отрыве от правового ограничения, то за рамками анализа остаются основные стороны явления, а второстепенные факторы абсолютизируются и поднимаются до уровня ведущих. Иными словами, происходит отвлечение от существенной стороны объекта, на основе исследования его неглавных сторон делаются несоответствующие выводы, теряется нечто постоянное в явлении, его внутренний закон. Вот почему, говоря о негативном (отрицательном) стимулировании, важно выделять в нем главное - его ограничивающую суть (правовое ограничение), а уж затем как дополнение к нему сами негативные стимулирующие моменты, исходящие от ограничений. Ориентация лишь на стимулирующие (как позитивные, так и негативные) начала выражает определенную однобокость в рассмотрении управленческих процессов; произвольное и необоснованное снятие другой противоположной стороны - правового ограничения делает невозможным правовое стимулирование и юридическое воздействие в целом. При таком одностороннем подходе остается без ответа следующий вопрос: если правовые стимулы призваны содействовать социально полезному поведению, стимулировать положительную активность людей, то какие правовые средства противодействуют социально вредному поведению, ограничивают отрицательную активность?
Если с этой точки зрения взглянуть на правовые ограничения, то можно увидеть, что и они охватывают собой все юридические инструменты. Ведь всякое правило в конечном счете можно рассматривать как ограничение: побуждая к одним действиям, оно одновременно сдерживает, пресекает другие. В интересующем нас плане оно не только негативно сдерживает при помощи основной функции правовых ограничений (запретов, обязанностей, наказаний и т.п.), но и позитивно косвенно ограничивает посредством правовых стимулов (что является дополнительным эффектом дозволений, льгот, поощрений) удовлетворение тех или иных интересов.
Тогда получается, что все правовые средства лишь ограничивают. Но в этом случае остается без ответа уже другой вопрос: какие юридические инструменты призваны содействовать социально полезному поведению, стимулировать положительную активность людей?
Ответы на поставленные вопросы будут найдены, как только в поле зрения окажутся два информационно-психологических средства, взаимодополняющих друг друга в правовом воздействии,- правовые стимулы и правовые ограничения.
Следовательно,
они функционально
К тому же, включая
позитивные и негативные моменты
в одно понятие «правовое
Есть ещё один
признак, характеризующий взаимообеспечение
объектов нашего исследования. Существует
такой юридический стимул как установление
субъективного права. Следует сказать,
что оно не может быть реализовано без
ряда законодательных ограничений, определяющих
не столько рамки целесообразного, сколько
рамки разумного, ведь принимая во внимание
презумпцию правомерности незапрещённого,
следует учитывать, что злоупотребление
правом со стороны одних может принести
вред другим, тем более что общество –
это система, которая очень болезненно
переносит различного рода крайности.
Помимо этого, для выполнения юридической
обязанности тоже может быть установлен
режим стимулирования. Могут быть установлены
меры поощрения, льготы и прочее.
Таким образом,
стимулы и ограничения, являясь парными
юридическими категориями, на практике
не могут эффективно работать, не обеспеченные
со стороны друг друга. Тщательная регламентация
отношений в юридической сфере немыслима
без этих двух обобщающих информационных
ориентиров возможностей и их пределов
для субъектов права, поскольку они обозначают
степень благоприятности либо неблагоприятности
конкретных правовых факторов для интересов
участников правоотношений.
4.ПРАВОВОЙ
РЕЖИМ КАК КОМБИНАЦИЯ
«сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Скорее, необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям, как стимулировать их самоорганизацию»23. Малько имеет в виду общество и регулирование его развития и жизнедеятельности. Как известно, для такого регулирования нужно право (объективное), а правовое регулирование всего общества складывается из правового регулирования для каждого социального субъекта, оно включает в себя сочетание, определённую комбинацию правовых стимулов и правовых ограничений, такая комбинация носит название правового режима. Таким образом, правовое регулирование складывается из правовых режимов для каждого субъекта.
Логично предположить, что, в зависимости от конкретных условий, сочетание стимулов и ограничений в конкретном режиме может быть различным. Считается, что если режим создаёт благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, то он называется стимулирующим, в противном случае, режим нацелен на комплексное сдерживание и называется ограничивающим. В современных условиях важно изменить привычные представления о правовом регулировании как сугубо ограничивающем. Необходимо реформировать старое соотношение стимулирующих и ограничивающих пластов в нем. Назревает неизбежный качественный скачок, который будет сопровождаться новыми комбинациями стимулов и ограничений в правовых режимах. Только комплексное и доминирующее использование правовых стимулов увеличит шансы эффективного правового воздействия на сознание и поведение субъектов, на достижение ими социально-полезного результата.
До недавнего прошлого в отношении человека и хозяйственных структур в сфере экономики действовали в основном весьма жесткие правовые режимы ограничения, в которых господствующее место занимали нормы административного и уголовного права, состоящие преимущественно из запретов, обязанностей, наказаний, т.е. правовых ограничений.