Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:53, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование основных аспектов в деятельности парламента Республики Башкортостан.
В данной курсовой работе можно поставить следующие задачи:
1. раскрыть функции Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан;
2. раскрыть функции заместителя Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан;
Введение 3
Глава 1. Структура Парламента Республики Башкортостан 8
1.1. Деятельность Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 8
1.2. Деятельность Заместителя Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 11
1.3 Президиум Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 11
1.4 Полномочия Президиума Государственного Собрания 12
1.5 Порядок организации и деятельности Государственного Собрания, его постоянных комитетов, комиссий 14
1.6 Права депутатов Государственного Собрания 16
1.7 Секретариат Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 17
Глава 2. Деятельность Парламента Республики Башкортостан 22
Заключение 30
Список используемой литературы 33
В отношениях Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан с Президентом Республики Башкортостан проведена линия на обеспечение самостоятельности и независимости данного института власти. Например, Президент Республики Башкортостан ни при каких обстоятельствах не обладает правом на роспуск Парламента Республики Башкортостан. Однако он владеет мощными рычагами воздействия на деятельность Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан. Так, назначенные Президентом Республики Башкортостан главы администраций районов и городов с 1995 года в обязательном порядке избираются депутатами Палаты Представителей, получая, таким образом, легитимизацию власти от населения данного района и города. Глава администрации, проигравший выборы в Парламент республики, как правило, освобождается от должности. Опираясь на глав администраций, Президент Башкортостана имеет возможность проводить свою политику через Парламент республики. Хотя такое положение не согласовывалось с принципом разделения властей, тем не менее, практика деятельности Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан показала свою дееспособность. В период демонтажа административно-командной системы такое положение в определенной степени гарантировало постепенный переход к новой формации. Принимаемые Законодательной Палатой законопроекты только после апробации на целесообразность и на жизнеспособность у глав администраций подписывались Президентом республики. За время существования двухпалатного Государственного Собрания не было ни одного случая отклонения того или иного законопроекта Палатой Представителей по корпоративным интересам глав администраций.12
Таким образом, обозревая начальный период функционирования высшего законодательного и представительного органа, анализируя первый опыт парламентской деятельности, есть все основания полагать, что Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан прочно вошло в политическую жизнь и законодательное пространство не только Башкортостана, но и России в целом.
Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан второго созыва получило от предыдущего солидную законодательную базу. Система республиканского законодательства включала в себя Конституцию Республики Башкортостан, 16 кодексов, 379 законов, 1334 постановления. Тем самым в Башкортостане была создана одна из наиболее развитых систем законодательства среди субъектов Российской Федерации, достаточно самостоятельная, разработанная с учетом специфики республики, интересов ее граждан.13
В плане определения конституционного статуса Государственного Собрания наибольший интерес представляет ст. 71 Конституции Республики Башкортостан, в которой зафиксированы предметы ведения законодательного органа. Для того чтобы парламент мог успешно реализовывать свои социальные функции, в конституции определены необходимые для этого полномочия, которые образуют вместе с функциями его компетенцию. Государственное Собрание Республики Башкортостан осуществляет утверждение государственного бюджета Республики Башкортостан и контролирует его исполнение. К его ведению относится установление доходов, поступающих на образование государственного бюджета республики, решение вопросов финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, осуществление законодательного регулирования отношений собственности, организации управления экономикой и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, а также налогообложения. При этом в Законе Республики Башкортостан от 2 марта 1994 года «О Государственном Собрании Республики Башкортостан» подтверждена не только совместная компетенция обеих Палат, но и выделяются предметы ведения каждой из них. Так в социально-экономической сфере к совместному ведению Палат согласно ст. 9 указанного закона относится утверждение государственного бюджета Республики Башкортостан и осуществление контроля за его исполнением. В то же время к ведению одной из палат — Законодательной палаты относятся вопросы законодательного регулирования отношений собственности, организации управления социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения. Указанная палата также решает вопросы установления доходов поступающих на образование государственного бюджета республики, решение вопросов финансового, кредитного и таможенного регулирования и иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Республики Башкортостан к ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан.
Порядок
деятельности Государственного Собрания,
его постоянных комитетов, комиссий
устанавливается Регламентом
Республиканский парламент, осуществляет законодательную, представительную, контрольную, учредительную функции, руководствуясь принципами приоритетности и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законности; гласности и учета общественного мнения; коллективного, свободного, делового и конструктивного обсуждения вопросов; заботы об обеспечении гражданского мира и общественного согласия в Республике Башкортостан; единства и целостности территории Республики Башкортостан; ответственности за принимаемые решения; соблюдения требований депутатской этики.
Основания и порядок выражения недоверия Президенту Республики Башкортостан
Государственное Собрание вправе выразить недоверие Президенту Республики Башкортостан в случаях:
а) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, федеральным законам и законам Республики Башкортостан, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Президент Республики Башкортостан не устранил указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
б)
иного грубого нарушения
Решение
Государственного Собрания о недоверии
Президенту Республики Башкортостан принимается
двумя третями голосов от установленного
числа депутатов
Решение Государственного Собрания о недоверии Президенту Республики Башкортостан влечет за собой немедленную отставку Президента Республики Башкортостан и возглавляемого им Правительства Республики Башкортостан.
В случае досрочного прекращения полномочий Президента Республики Башкортостан Государственное Собрание назначает внеочередные выборы Президента Республики Башкортостан, которые проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Президента Республики Башкортостан.
Акты Государственного Собрания. Государственное Собрание, осуществляя законодательное регулирование по предметам ведения Республики Башкортостан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах полномочий принимает Конституцию Республики Башкортостан и вносит в нее изменения и дополнения, Законы Р.Башкортостан и постановления Государственного Собрания, которое также принимает обращения, заявления и декларации.
Порядок принятия нормативных правовых актов Государственного Собрания. Законы Республики Башкортостан принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Башкортостан и федеральным законом.
Постановления Государственного Собрания принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного Собрания, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Башкортостан и федеральным законом.
Проект закона Республики Башкортостан рассматривается Государственным Собранием не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Государственного Собрания.
Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов Республики Башкортостан. Председатель Государственного Собрания в семидневный срок направляет Президенту Республики Башкортостан принятые законы для подписания.
Президент Республики Башкортостан обнародует закон либо отклоняет его в течение четырнадцати дней с момента поступления закона.
Если Президент Республики Башкортостан в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклонит его, то Государственное Собрание в установленном Регламентом Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан порядке вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания, он не может быть повторно отклонен Президентом Республики Башкортостан и подлежит обнародованию Президентом Республики Башкортостан в течение семи дней.
Порядок официального опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан и постановлений Государственного Собрания определяется законом Республики Башкортостан.
Порядок
деятельности Государственного Собрания,
его постоянных комитетов, комиссий
устанавливается Регламентом Государственного
Собрания - Курултая - Республики Башкортостан.15
Заключение
В результате накопления опыта деятельности Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан сложились парламентские традиции, которые наряду с правовыми нормами определяют порядок его деятельности, взаимоотношения с другими органами государственной власти, а также взаимодействия депутатов с парламентскими структурами, государственными служащими, обеспечивающими деятельность Государственного Собрания в его Секретариате, в аппарате иных органов государственной власти, политическими партиями, общественными движениями и иными социальными структурами. Сегодня Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан является неотъемлемым элементом и важнейшей составляющей политико-властной системы Республики Башкортостан, определяющей качественный уровень развития парламентаризма, формирования и осуществления подлинно парламентских традиций в Республике Башкортостан.
Во многом благодаря действующему в Башкортостане парламента – сначала Верховного Совета, а затем – Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан удалось избежать открытого столкновения интересов различных социальных групп, способных привести к дестабилизации общественной ситуации, а также сохранить стабильность и реорганизовать систему государственного управления, где парламент играет одну из ведущих ролей в процессе подготовки и принятия, важнейших политико-правовых решений, реализации общественно значимых целей и приоритетов. Парламент Башкортостана как важнейший политико-правовой институт политико-властной системы внес и продолжает вносить неоценимый вклад в развитие демократии в Башкортостане, становление подлинных парламентских традиций, а также развитие федеративных отношений в Российской Федерации.
Современный
этап развития Башкортостана характеризуется
постепенным укреплением
Наша республика признана субъектом России с развитой законодательной базой, включающей в себя более 230 законов и 7 кодексов. Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан удается на высоком уровне осуществлять качественное правовое урегулирование различных сфер общественной жизни, своевременно реагировать на новации федерального законодательства, конструктивно взаимодействовать с федеральными и республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Деятельность Республики Башкортостан направлена на то, чтобы законотворческая работа парламента отвечала общепринятым мировым стандартам и потребностям нашего общества. Результативной деятельности нам помогает добиваться также ежегодный мониторинг всего законодательного массива республики, который строится на основе институционально – отраслевого метода в целях создания необходимой и достаточной информационно-аналитической базы. Он обобщает результаты законодательного обеспечения основных направлений государственной политики, определяет набор нормативных правовых актов республики, требующих изменений и дополнений. Изучается опыт законодательного регулирования аналогичных вопросов другими субъектами Российской Федерации и научные разработки ученых-правоведов. За короткий исторический срок наш парламент создал прочные конституционные гарантии и солидную законодательную базу государственности республики, что способствует успешному социально-экономическому развитию Башкортостана.
Информация о работе Структура Парламента Республики Башкортостан