Структура прав и свобод человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:00, доклад

Описание

Права человека имеют сложную структуру: существуют определенные различия в понятиях "права человека" и "права гражданина", (Различия понятий "права человека" и "права гражданина" изложены в § 2 главы III.) и "права" и "свободы" человека, "основные (фундаментальные) и иные права человека", "права индивида" и "коллективные права". Права человека различаются по времени возникновения ("поколения прав человека"), по сферам жизнедеятельности – личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Ниже будут рассмотрены эти структурные образования, в единстве своем образующие комплекс (каталог) прав и свобод человека и гражданина.

Работа состоит из  1 файл

Структура прав человека и гражданина-3.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

Структура прав человека и гражданина

§ 1. Права и свободы  человека и гражданина

Права человека имеют сложную структуру: существуют определенные различия в  понятиях "права человека" и "права  гражданина", (Различия понятий "права  человека" и "права гражданина" изложены в § 2 главы III.) и "права" и "свободы" человека, "основные (фундаментальные) и иные права человека", "права индивида" и "коллективные права". Права человека различаются по времени возникновения ("поколения прав человека"), по сферам жизнедеятельности – личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Ниже будут рассмотрены эти структурные образования, в единстве своем образующие комплекс (каталог) прав и свобод человека и гражданина.

Прежде всего требуется пояснить различение понятий и терминов "права" и "свободы". Так, в тексте ст. 2 и в ряде других статей Конституции РФ речь идет о правах и свободам человека. Может возникнуть вопрос о признаках, отличающих права человека от его свобод. Следует сразу подчеркнуть, что по сноси юридической природе и системе гарантий нрава и свободы идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные возможности человека в различных сферах.

Вместе с тем анализ конституционного законодательства показывает, что  термин "свобода" призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания..." (ст. 28); "каждому гарантируется свобода мысли и слова" (ст. 29); "каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию" (ст. 37). В то время как термин "право" определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). Однако разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют "свободами". Различие в терминологии является скорее традиционным, сложившимся еще в XVIII–XIX вв.

§ 2. Основные и иные права  человека и гражданина

Необходимо внести ясность в  понятие "основные", "конституционные" и иные права человека. Отсутствие строгости формулировок в ряде конституций  несколько затрудняет ответ па этот вопрос. Однако, на наш взгляд, основные права индивида – это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст. 17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и скобок человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства – неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения).

Основные права являются субъективными. Это истина, которая сегодня очевидна, в ходе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале XX в. в  результате долгих споров о понятии  субъективного права вообще и основных прав в особенности выкристаллизовалось повое понимание основных прав как субъективных и гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом властных структур.

Понимание под "основными" фундаментальными правами конституционных прав получило достаточно широкое распространение с середины XIX в. В специальной литературе стало обычным рассматривать конституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарской конституции, было воспринято Основным Законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций. "Какое бы обозначение пи выбиралось, речь, по существу, всегда идет о тех правах, которые являются фундаментальными для обеспечения правового статуса человека и гражданина и которые поэтому получают гарантии в основных законах государства". (Государственное право Германии. Том 2. М., 1994. С. 167.)

В современном мире, когда проблема защиты нрав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, которые также являются основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться. Это означает, что права и свободы человека перестали быть объектом только внутренней компетенции государства, а стали делом всего международного сообщества. Сегодня объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того пли иного общества, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества.

Принятие Билля о нравах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.), Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но и международного нрава. Согласно международному законодательству, все лица, проживающие в государстве – участнике пактов или па которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться нравами, предусмотренными пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, иола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального либо социального происхождения, имущественного, сословного пли иного положения. Это обязывает все присоединившиеся государства привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями пактов. После присоединения создастся правовая ситуация, при которой международно-правовые акты получают приоритет над внутренним законодательством. Поэтому гражданин, политические или гражданские права которого нарушены, может обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (ст. 2 Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических нравах).

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность  человека обратиться в Европейский  суд для защиты нарушенного права на тех же условиях – исчерпанности всех внутригосударственных средств защиты нрав, предусмотренных национальным законодательством.

Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, Европейская конвенция  о защите прав человека и основных свобод определили тот универсальный набор основных прав и свобод, который в единстве призван обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида. Этот каталог прав возник не на пустом месте; он формировался па основе тысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальный прогресс.

Поэтому в современных условиях под основными нравами человека, на наш взгляд, следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах но нравам человека, в частности в Международном Билле о правах человека, а также в Европейской конвенции о защите нрав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальной Хартии 1961 г. Любое основное право человека Должно быть признано каждым государством-участником независимо от его конституционного закрепления. Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он закреплен и в Конституции Российской Федерации.

Выделение категории основных прав человека отнюдь не означает отнесение иных прав к "второсортным", менее значимым, требующим меньших усилий государства по их обеспечению. Речь идет о другом. Основные права и свободы составляют стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Эти нрава очень важны для индивида, его взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством. От основного права может отпочковаться значительное количество других нрав. Например, ст. 21 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно либо через свободно избранных представителей. Это основное право порождает иные права: па участие в самоуправлении, право выдвигать своего кандидата во время избирательной кампании, право требовать отчета у избранного депутата о выполнении им своих обязанностей, право обращаться с запросом к депутату по какому-либо вопросу, связанному с деятельностью последнего, и т.д.

Часть 1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Это основное право порождает  целую систему прав, закрепленных в УК РФ, ГК РФ, Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, УПК РСФСР и других нормативных актах.

Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства, важнейших международно-правовых актах по нравам человека, являются правовой базой для производных, но не менее важных его прав.

§ 3. "Поколения" прав человека

Как отмечалось выше, основные, фундаментальные  права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются но категориям и наименованиям. Однако эти права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. Отсюда – появление понятия "поколения прав человека".

Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революции, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах – праве на свободу мысли, совести и религии, праве каждого гражданина па ведение государственных дел, праве па равенство перед законом, праве на жизнь, на свободу и безопасность личности, праве на свободу от произвольного ареста, задержания пли изгнания, праве па гласное и с соблюдением всех требовании справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Эти права выражали так называемую "негативную" свободу: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни.

Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так называемые "позитивные нрава"), для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства по обеспечению указанных прав.

В конце XIX – начале XX в. новый либерализм, оцепив неблагоприятную ситуацию, связанную  с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул идею социального реформирования общества, которое призвано было смягчить противостояние богатых и бедных. Можно отмстить бисмарковскую социальную политику. На основе Манифеста германского кайзера 1881 г. в стране была установлена единая система социального обеспечения в сфере социального страхования. Веймарская конституция 1919 г. закрепляла возможность добывать себе содержание трудом (это право не могло быть обеспечено и послевоенной Германии), право на социальное страхование в случае старости, болезни и т.д. Конституция в ст. 151 отмечала, что "строп хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости и "целям обеспечения для всех существования, достойного человека".

Так были положены начала второго  поколения прав человека. Широкий набор таких прав был закреплен в Конституции СССР 1936 г., хотя некоторые из них (например, право на образование) в качестве программы были заявлены еще в Конституции РСФСР 1918 г. Параллельно с социальными преобразованиями в Советском Союзе шла реформация экономических отношении в буржуазных государствах, поскольку реальная жизнь с неизбежностью выдвигала проблемы формирования системы социальной защиты человека, приобретавшей особое значение в XX в. в связи с ростом притязаний трудящихся па улучшение экономических условий существования, возрастанием национальных богатств развитых капиталистических стран.

И хотя социальная защищенность гражданина в СССР оказалась минимальной, тем  не менее она существовала и оказывала  воздействие па мировое общественное сознание, па идею формирования прав второго поколения. Немаловажное значение имела к боязнь социальных взрывов и потрясений в буржуазных государствах, которые могли спонтанно возникнуть как под воздействием внутренних кризисных состояний общества, так и па основе опыта Советского Союза, (См.: Права человека накануне XXI века. С. 201.) а также массированной пропагандистской кампании, которая в течение многих лет велась коммунистическими партиями, ссылавшимися па "великие социальные завоевания" трудящихся Советского Союза.

Нормативное выражение социальных, экономических и культурных прав – права па труд и свободный  выбор работы, права па социальное обеспечение, на отдых и досуг, нрава  на защиту материнства и детства, права на образование, нрава па участие в культурной жизни общества и др. во Всеобщей декларации прав человека и особенно в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах явилось огромным шагом вперед в развитии прав человека, в расширении каталога этих прав, их обогащении.

Права первого поколения по своей  природе отличаются от прав второго  поколения. Это связано с позицией по отношению к ним государства. Права первого поколения в  буржуазной политической и правовой мысли квалифицировались как  негативные, т.е. право на защиту от какого-либо вмешательства, в том числе и государственного, и осуществление гражданских прав (прав члена гражданского общества) и политических прав (прав участника осуществления политической власти). Речь шла прежде всего о защите индивидуальной свободы, ограничение которой неизбежно обедняет сферу общественной жизни и культуры. Очень образно эта идея была выражена Н.М. Коркуновым: "Для того, чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее и индивидуальное. (Коркунов Н.М. Общественное значение права. С. 76.)

Информация о работе Структура прав и свобод человека