Субъекты РФ. Их правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:52, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования общие признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ, рассмотреть особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ. Используя источники, учебную и научную литературу, периодические издания необходимо решить следующие задачи:
дать понятия и общую характеристику правового статуса субъектов РФ;
рассмотреть виды субъектов РФ;
выявить общие и особенные признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ;
охарактеризовать современные положения субъектного состава РФ;
показать особенности правового статуса субъектов РФ;
выявить различия в правовом статусе субъектов РФ.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Субъекты РФ, их правовой статус.doc

— 203.50 Кб (Скачать документ)
n="justify">         2.3. Статус областей, краев, городов федерального значения. 

         В составе Российской Федерации 9 краев, 46 областей и два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Российской Федерации, которым в соответствии с Конституцией РФ (ст. 65) придан статус ее субъектов.

         Статус краев, областей и приравненных к ним городов  федерального значения определяется Конституцией РФ (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 года, включающим в себя договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург Российской Федерации и другими федеральными актами.

               Являясь субъектами РФ, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные акты.

         Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, городов федерального значения; организацию государственной  власти; порядок нормотворческой  деятельности, административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.

         Края, области, города федерального значения располагает  своей территорией, которая не может  быть изменена без их согласия. Граница  между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с согласия края, области, города федерального значения.

          Каждый край, область,  Москва и Санкт-Петербург образуют  органы законодательной, исполнительной  и судебной власти, которые действуют  на основе Конституции РФ, а  также уставов краев, области, города федерального значения.

         Необходимо заметить, что если прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством  к местным органам власти, то в  настоящие время они являются органами власти субъектов Федерации.

         Края, области, города федерального значения вправе иметь  свою символику. Порядок использования  официальной символики области  определяются законом области.

         Края, области, Москва, Санкт- Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными  округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация данной деятельностью осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга.

         По взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, городов федерального значения может быть изменен статус субъекта. В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса.

         Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в  решении вопросов, отнесенных к компетенции  РФ. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают  правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, представительные органы и администрации края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства РФ.

         Конституция РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения данных субъектов Федерации. Предметы ведения  подразделяются на предметы совместного  ведения Федерации и ее субъектов – краев, областей городов федерального значения – и предметы, находящиеся в исключительном ведении краев, областей и городов федерального значения. Нужно иметь в виду, что в соответствии с п. 1 раздела второго Конституции РФ в случае несоответствии  положений Конституции РФ положением Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

         Согласно Конституции  РФ и Федеративного договора, в  совместном ведении Федерации и  краев, областей и города федерального значения в сфере государственного строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, городов федерального значения. Конституции и федеральным законам; защита прав и свобод гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

         В области экономического и социально-культурного строительства  в совместное ведение входят вопросы  ведения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными  и другими  природными  ресурсами, разграничение государственной собственности, природопользование; установление общих принципов налогообложения и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Асимметрия конституционно-правового статуса субъектов РФ. 

         Под асимметрией  конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства следует понимать наличие в составе федерации субъектов, имеющих различный конституционно-правовой статус.

         Причиной асимметрии конституционно-правового статуса  субъектов Российской Федерации  являются особенности ее создания и развития. Сложный территориально-этнический состав России обусловливал необходимость удовлетворения в том или ином виде стремления нерусских народов к самоопределению. Поэтому, федерализация всегда рассматривалась в России, в первую очередь, как способ решения национальной проблемы. При этом черты асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации 1993 года, преимущественно связаны с сохранившимися в ходе осуществления федерализации России особенностями правового статуса бывших автономных образований в ее составе (республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов), города федерального значения Москвы – столицы Российской Федерации, а также с возможностью разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации на основании договоров.

         Чертами асимметрии конституционно-правового статуса  субъектов Российской Федерации  являются особенности их конституционно-правового статуса, раскрываемые в Конституции РФ, поскольку любые такие особенности являются исключением из принципа равноправия субъектов Российской Федерации, закрепленного в п.1 ст. 5 Конституции РФ.

         К чертам асимметрии конституционно-правового статуса  субъектов Российской Федерации относится:

- наименование республик государствами;

- право республик принимать собственные конституции в порядке, определяемом ими самостоятельно;

- право республик устанавливать свои государственные языки помимо государственного языка Российской Федерации – русского.

         Ключевое значение для выявления черт асимметрии конституционно-правового  статуса субъектов Российской Федерации  имеет понимание статуса республики в составе Российской Федерации  как государства. Республики в составе Российской Федерации являются субъектами Российской Федерации, наделенными особенным – «государственным» правовым статусом, для которых непосредственно в Конституции Российской Федерации сделано исключение из положения о равноправии субъектов Российской Федерации. При этом особенный конституционно-правовой статус республик предусматривает наличие у них некоторых атрибутов государства: собственной конституции, принимаемой в порядке, определяемой самими республиками, и государственного языка (реальным преимуществом республик является их право устанавливать свои государственные языки14. Это провоцирует республики на введение языковых цензов для занятия государственных должностей, то есть на определенное ущемление прав представителей иной нации. Такая практика уже складывается. Требование владения государственным языком республики установлено для кандидатов на пост президента в Башкортостане, Бурятии, Якутии и других республиках. Конституционность подобных ограничений спорна. Именно наличие указанных атрибутов позволяет, по-моему, именовать республики в составе Российской Федерации государствами, в отличие от иных субъектов Российской Федерации. Таким образом, Конституция Российской Федерации, безусловно, закрепляет определенные черты асимметрии конституционно-правового статуса республик.

         Возможность разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ на основании договоров, заключение которых на практике привело к существенной дифференциации конституционно-правового статуса различных субъектов РФ.

         Основная задача договоров о разграничении предметов  ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации  заключается в обеспечении соблюдения в условиях реально сложившегося в Российской Федерации территориального устройства, размещения населения, дифференциации экономического развития и географических различий субъектов Российской Федерации принципов федерализма, равенства прав граждан, сохранения государственного единства.

         Анализируя часть 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации и ее толкование, данное Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 1997 года № 12-П по делу о толковании содержащегося в ч.4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области, можно сделать вывод о том, что заложенная в нем возможность ограничения полномочий автономных округов, входящих в состав краев (областей), в сфере предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ была реализована принятием Федерального закона от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Вместе с тем, данное ограничение полномочий автономных округов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, будучи формально обоснованным, в рамках толкования ч.4 ст.66 Конституции РФ является исключением из принципа равноправия субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.5 Конституции РФ).

         Такое положение  является чертой асимметрии конституционно-правового  статуса автономной области и  автономных округов. Однако данная черта  асимметрии фактически является «спящей», поскольку за весь период действия Конституции РФ 1993 года не было принято ни одного федерального закона об автономной области или автономном округе. Кроме того, достаточно сложно представить, какие правоотношения должны регулировать федеральные законы об автономной области и автономном округе.

         Черта асимметрии конституционно-правового  статуса города Москвы обусловлена  исключительно его столичным  статусом, что подразумевает размещение на территории города высших органов  государственной власти Российской Федерации, и, безусловно, является исключением из принципа равноправия субъектов Российской Федерации, предусмотренного ч.2 ст. 5 Конституции РФ. Вместе с тем, такое исключение носит объективный характер и целесообразно его сохранение в дальнейшем.

         Кроме того, считаю необходимым  отметить, что не могут считаться чертами асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации фактически сложившиеся, но не основанные на Конституции Российской Федерации, различия в наименовании и структуре органов государственной власти субъектов Российской Федерации, наличии тех или иных государственных символов и т.д. Чертами асимметрии могут являться лишь такие различия правового характера, которые прямо предусмотрены в Конституции Российской Федерации или в федеральных законах, изданных в соответствии с ней, и которые субъекты РФ не могут устранить собственной властью.

         Дальнейшее развитие федерализма в Российской Федерации  невозможно без совершенствования  конституционно-правового статуса субъектов РФ. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

         Основу Российского федеративного устройства составляют ее субъекты, многие из них имеют свои, базирующиеся на законах и традициях, отношения с Центром. Невозможно одним законом или даже принятием новой конституции, раз и навсегда разрешить все существующие сегодня проблемы. Для того чтобы не допустить крайностей и не разрушить стабильность в обществе, важно установить оптимальное соотношение двух федеративных начал – единства и многообразия. Очевиден тот факт, что федерация и ее субъекты должны строить свои отношения только с учетом необходимости сохранения баланса интересов. Формирование полноценной федерации сегодня входит в число приоритетных задач государственной национальной и региональной политики. Однако оптимизация межнациональных и федеративных отношений не может достигаться любыми средствами, как, например, путем автоматической губернизации республик, или, наоборот, республиканизации краев и областей, поскольку своеобразие российского федерализма состоит, прежде всего, в сочетании территориального и национально-территориального принципов.

         Говоря о правовом статусе республик в составе  Российской Федерации, хотелось бы сказать  следующее: сегодня и Россия в  целом, и субъекты Федерации, в соответствии со своими конституциями и уставами, имеют собственное правовое пространство. Значит, проблема заключается в том, что бы оптимально совместить правовое пространство субъектов Федерации с общим правовым пространством России и разумно перераспределить полномочия.

         Современное состояние  российского федерализма создает  противоречие, от разрешения которого будет во многом зависеть перспектива его эволюции. В новых условиях национально-территориальные и территориальные субъекты Федерации, с одной стороны, равноправны в отношениях с федеральным Центром и между собой, а с другой — сохраняют различия в своем политическом и государственно-правовом статусе. Очевидно, что в этом случае эффективность подобной модели федерализма будет зависеть от эффективности разрешения появляющихся противоречий между равноправием республик и других субъектов Федерации и своеобразием их политико-правового статуса.

Информация о работе Субъекты РФ. Их правовой статус