Судебная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 03:26, контрольная работа

Описание

Судебная система – это совокупность всех судов России, созданных на основании Конституции РФ и ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации», и уполномоченных посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства в пределах своей компетенции осуществлять судебную власть.

Работа состоит из  1 файл

03 Судебная система РФ Общая характеристика.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

Судебная система Российской Федерации: общая характеристика

 

Судебная система – это совокупность всех судов России, созданных на основании Конституции РФ и ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации», и уполномоченных посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства в пределах своей компетенции осуществлять судебную власть.

Согласно ч.3 ст.118 Конституции РФ судебная система Российской Федерации  устанавливается Конституцией РФ и  федеральным конституционным законом и создание чрезвычайных судов не допускается.

 Эти положения получают развитие в Законе о судебной системе, согласно которого правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными на основании Конституции и данного федерального конституционного закона, и создание судов, не предусмотренных этим законом, не допускается (ст. 4). Этот закон предусматривает, что в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации.

 

Признаки судебной системы  РФ.

1. Единство судебной системы РФ.

Этот признак получил текстуальное закрепление в ст.3 Закона о судебной системе. Несмотря на множество различных судов, входящих в судебную систему, тем не менее, ей присуще единство, которое обеспечивается тем, что:

-судебная система устанавливается  Конституцией РФ и ФКЗ РФ  «О судебной системе РФ»;

-федеральные судьи и мировые  судьи осуществляют судопроизводство, соблюдая правила, установленные  федеральными законами;

-все суды применяют Конституцию  РФ, федеральные конституционные  и федеральные законы, общепризнанные  принципы и нормы международного  права и международных договоров  России, а также в необходимых  случаях применяют конституции  (уставы) и другие законы субъектов федерации;

-судебные постановления, вступившие  в законную силу, признаются обязательными  для исполнения на всей территории  России;

-законодательно закрепляется единый  статус судей всех судов;

-финансирование всех федеральных  судов и мировых судей производится из федерального бюджета.

2. Специализация судов. Выделение в судебной системе организационно обособленных групп судебных органов (Конституционного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов) связано с различием тех дел, которые разрешают эти суды. Этим обусловлено понятие подведомственности спора тому или иному суду, имеющее особое значение при определении, каким судом будет рассматриваться дело о гражданско-правовом или административно-правовом споре: судом общей юрисдикции или арбитражным. В связи с этим законодательно закрепляются и различия правил судопроизводства (ГПК РФ и АПК РФ).

 Внутри подсистем также возможна специализация. Например, в подсистеме судов общей юрисдикции выделяются военные суды. Как указано выше, в настоящее время в Государственной Думе обсуждаются проекты создания и других специализированных судов: административных, ювенальных.

 В каждой из подсистем судебных органов свое количество судов и свое организационное построение. В России нет единого государственного органа, возглавляющего судебную систему в целом. Их связь обеспечивается не только перечисленными выше признаками единства судебной системы, но и созданием единых органов судейского сообщества.

3. Территориальный принцип ее построения. При этом учитывается не только значительная протяженность территории России и ее административно-территориальное устройство, но и федеративный характер государства, и наличие национально-территориальных образований. Это отражается в названии судебных органов, в правилах использования языка судопроизводства (ч.2 ст.68 Конституции РФ) и в некоторых других характеристиках судов.

4. Инстанционность - наличие особых процессуальных функциональных связей, между нижестоящими и вышестоящими судами, определяемых понятием «судебная инстанция». Деление судов на инстанции применяется только к подсистемам судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Два термина: «звено»  с.с. и «судебная инстанция».

Звено – это группа однородных судов, действующих на равнозначных территориях, имеющих одинаковое строение и наделенных равнозначной компетенцией.

Зависит от подсистем…  Понятие «основного» звена.

Судебная инстанция  – группа судебных органов, обладающих равнозначными процессуальными полномочиями при производстве по конкретному делу.

Первая инстанция – рассмотрение и разрешение дела по существу.

Вторая инстанция –  проверка решения, не вступившего в  законную силу, путем апелляционного пересмотра.

Третья инстанция –  кассация – проверка вступивших в  силу решений

Четвертая инстанция  – надзор. 
СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

 

1. Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают уголовные, гражданские, административные дела.

 

2. Организация  и деятельность этих судов  регулируется:

- Конституция  РФ (ст. 126 и др.)

- ФКЗ «О судебной  системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ

- ФКЗ «О военных  судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ

- О мировых судьях в Российской Федерации. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»;

- ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ;

- О судах общей юрисдикции от 7 февраля 2011 года.

- УПК РФ, ГПК  РФ, КоАП.

 

3. Система  судов общей юрисдикции включает  в себя:

1) Верховный  Суд РФ;

2) Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции, нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ и вышестоящими для районных судов, действующие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

3) районные суды;

4) военные суды:

- создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

- в систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

5) специализированные  суды

 

6) На уровне  судов субъектов – мировые  судьи.

 

АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Арбитражные суды являются самостоятельной ветвью судебной системы Российской Федерации. Их система и полномочия установлены:

- ФКЗ «О судебной  системе Российской Федерации» 1996 г.1;

- ФКЗ «Об арбитражных  судах в Российской Федерации» 1995 г.2;

- Арбитражным процессуальным  кодексом Российской Федерации  2002 г. (АПК РФ)3;

- Высшему Арбитражному  Суду РФ посвящена ст. 127 Конституции  РФ.

 

2. Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между:

а) юридическими лицами, а также  гражданами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального  предпринимателя;

б) Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также между субъектами Российской Федерации.

Таким образом, подведомственность арбитражных  судов и судов общей юрисдикции, которые тоже рассматривают дела по экономическим спорам, разграничивается прежде всего именно по признаку субъекта этого спора: если хотя бы одной стороной является физическое лицо (не считая упомянутой выше категории индивидуальных предпринимателей), дело подведомственно суду общею юрисдикции.

 

Исключения из этого  правила имеются: независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела:

а) о несостоятельности (банкротстве),

б) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций,

в) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,

г) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров,

д) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

3. Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

1) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

2) арбитражные апелляционные суды;

3) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

4) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

 

4. Арбитражные суды осуществляют функции правосудия, рассматривая и разрешая подсудные им дела в качестве первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, а также пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты.

Кроме того, все арбитражные суды:

- полномочны обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

- изучают и обобщают судебную практику;

- подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

- анализируют судебную статистику.

 

5. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации является основным звеном в системе арбитражных судов. Его юрисдикция может распространяться на территорию одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Например, на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области действует один арбитражный суд. Одновременно судебную власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов. Всего сегодня в России действуют 81 арбитражный суд субъекта Российской Федерации.

Эти суды рассматривают в качестве суда первой инстанции рассматривают все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

 

6. Арбитражные апелляционные  суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции.

Апелляционное производство в арбитражных  судах является ординарным (обычным): каждое решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу (за исключением решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) может быть обжаловано в апелляционном порядке

Лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных законом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Суд рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей. При этом он по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Учреждение арбитражных  апелляционных судов было предусмотрено Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. «О внесении и изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»4. Их создание было обусловлено стремлением законодателя выделить апелляционную инстанции из арбитражных судов субъектов РФ в отдельные суды с тем, чтобы придать им большую независимость и повысить качество рассмотрения дел (ранее проверка законности и обоснованности решений арбитражного суда первой инстанции в апелляционном порядке осуществлялась подразделениями тех же судов).

В Российской Федерации созданы 10 арбитражных округов (см. схему 2), в которых действуют 20 апелляционных арбитражных судов5: по два суда в каждом округе. Следует иметь в виду, что округов, в которых действуют эти суды, как административных единиц страны не существует. Они созданы только для нужд арбитражных судов и представляют собой объединение нескольких субъектов федерации, на территорию которых распространяется юрисдикция соответствующих судов.

 

7. Федеральный арбитражный суд округа является средним звеном системы арбитражных судов.

 

Содержащийся в названии этих судов термин «федеральный» отнюдь не означает, что среди других арбитражных судов имеются суды, не являющиеся федеральными. Напротив, все без исключения арбитражные суды (в том числе арбитражные суды субъектов Российской Федерации) являются федеральными.

Информация о работе Судебная система РФ