Судебная система Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:09, реферат

Описание

Конституционный Суд Украины является независимым органом в системе судебной власти, призванным обеспечивать соответствие законов, других нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти Конституции Украины, охрану конституционных прав и свобод личности.

Работа состоит из  1 файл

суд 1.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

Согласно Конституции  Украины судопроизводство в Украине  осуществляется Конституционным Судом  Украины и судами общей юрисдикции. 

Конституционный Суд Украины является независимым органом в системе судебной власти, призванным обеспечивать соответствие законов, других нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти Конституции Украины, охрану конституционных прав и свобод личности. 
 
Основная цель деятельности Конституционного Суда Украины - обеспечение конституционной законности и верховенства Конституции Украины. 
 
Задачами Конституционного Суда Украины является обеспечение соответствия Конституции Украины законов и других актов органов законодательной и исполнительной власти, а также дача заключений в случаях, предусмотренных законом. 
 
Статус, полномочия и положения по организации деятельности Конституционного Суда Украины определены Конституцией Украины и Законом Украины «О Конституционном Суде Украины»
 
Система судов общей юрисдикции строится по принципам территориальности, специализации и инстанционности, определена Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей». 
 
Суды общей юрисдикции специализируются на рассмотрении гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях. Систему судов общей юрисдикции составляют местные суды, апелляционные суды, высшие специализированные суды, Верховный Суд Украины. 
 
Местные суды являются судами первой инстанции, рассматривающие дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности. 
 
Виды местных судов:

  • Местные общие суды - районные, районные в городах, городские и горрайонные суды.
  • Местные хозяйственные суды - хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.
  • Местные административные суды - окружные административные суды, а также другие суды, предусмотренные процессуальным законом.

Апелляционные суды являются судами апелляционной инстанции. 
 
Полномочия апелляционных судов:

  • Рассмотрение дел соответствующей судебной юрисдикции в апелляционном порядке в соответствии с процессуальным законом.
  • Рассмотрение дел соответствующей судебной юрисдикции как судами первой инстанции в случаях, предусмотренных процессуальным законом.
  • Анализ судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики.
  • Предоставление местным судам методической помощи в применении законодательства.
  • Осуществление других полномочий, определенных законом.

Виды  апелляционных судов:

  • Апелляционные суды по рассмотрению гражданских, уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях - апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым.
  • Апелляционные суды по рассмотрению хозяйственных дел - апелляционные хозяйственные суды, которые образуются в апелляционных округах в соответствии с указом Президента Украины.
  • Апелляционные суды по рассмотрению административных дел - апелляционные административные суды,  образующиеся в апелляционных округах в соответствии с указом Президента Украины.

Высшие  специализированные суды являются судами кассационной инстанции. 
 
Полномочия высших специализированных судов:

  • Рассмотрение дел соответствующей судебной юрисдикции в кассационном порядке в соответствии с процессуальным законом.
  • Рассмотрение дел соответствующей судебной юрисдикции как судами первой или апелляционной инстанции в случаях, предусмотренных процессуальным законом.
  • Анализ судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики.
  • Оказание методической помощи судам низшего уровня с целью одинакового применения норм Конституции Украины и законов Украины в судебной практике на основе ее обобщения и анализа судебной статистики.
  • Предоставление специализированным судам низшего уровня рекомендательных разъяснений по вопросам применения законодательства относительно решения дел соответствующей судебной юрисдикции.
  • Осуществление других полномочий, определенных законом.

Виды  высших специализированных судов:

  • Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел.
  • Высший хозяйственный суд Украины.
  • Высший административный суд Украины.

Верховный Суд Украины является высшим судебным органом  в системе судов  общей юрисдикции. 
 
Полномочия Верховного Суда Украины:

  • Пересмотр дел по основаниям неодинакового применения судами (судом) кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в подобных правоотношениях в порядке, предусмотренном процессуальным законом.
  • Пересмотр дел в случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которой признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом.
  • Предоставление заключения о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления.
  • Внесение по обращению Верховной Рады Украины письменного представления о невозможности исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья.
  • Обращение в Конституционный Суд Украины относительно конституционности законов, иных правовых актов, а также относительно официального толкования Конституции Украины и законов Украины.

“О  судоустройстве и  статусе судей”

На сайте  Верховной Рады уже опубликован, подписанный Президентом Украины  Закон от 7 июля 2010 года N 2453-VI “О судоустройстве и статусе судей”. Закон определяет правовые основы организации судебной власти и осуществления правосудия в Украине, а также систему судов общей юрисдикции, статус профессионального судьи, народного заседателя, присяжного, систему и порядок осуществления судейского самоуправления; устанавливает систему и общий порядок обеспечения деятельности судов и регулирует другие вопросы судоустройства и статуса судей.

Официально  декларируется, что это все делается с целью защиты прав, свобод и  законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов государства на началах верховенства права.

В данной статье, минуя декларативные и  сугубо профессиональные моменты, попробуем  понятным языком изложить основные нормы  закона – те, которые интересны широким массам.

Общие положения

Прежде  всего – о самостоятельности судов. Осуществляя правосудие, суды являются независимыми от любого незаконного влияния. Суды, в соответствии со статьей 6 Закона, осуществляют правосудие на основе Конституции (как видите, Конституция на первом месте и на это следует обращать внимание судей во время судебных разбирательств или в апелляционных и кассационных жалобах, если они это забывают или делают вид – что забыли) и законов Украины, обеспечивая при этом верховенство права. Обращение в суд граждан, организаций или должностных лиц, которые согласно закону не являются участниками судебного процесса, по поводу рассмотрения конкретных дел судом не рассматриваются, если иное не предусмотрено законом. Вмешательство в осуществление правосудия, влияние на суд или судей любым способом, неуважение к суду или судьям, сбор, хранение, использование и распространение информации устно, письменно или иным способом, с целью нанесения вреда авторитету судей или влияния на беспристрастность суда запрещается и влечет за собой ответственность, установленную законом.

Для обеспечения  справедливого и непредубежденного  рассмотрения дел в разумные сроки, установленные законом, в Украине действуют суды первой, апелляционной, кассационной инстанций и Верховный Суд Украины. Каждый гражданин имеет право на участие в рассмотрении своего дела, в определенном процессуальным законом порядке, в суде любой инстанции. Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на судебную защиту в Украине наравне с гражданами и юридическими лицами Украины.

Каждый  имеет право на правовую помощь. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь предоставляется безвозмездно. Каждый является свободным в выборе защитника своих прав. Порядок и условия предоставления правовой помощи определяются законом. Для обеспечения права на защиту от обвинения и для оказания правовой помощи при рассмотрении дел в судах, в Украине действует адвокатура.

Никто не может быть ограничен в  праве на получение в суде устной или письменной информации о результатах рассмотрения его судебного дела. Каждый, кто не является стороной в деле, имеет право на свободный доступ к судебному решению в порядке, установленном законом. Рассмотрение дел в судах происходит открыто, кроме случаев, установленных процессуальным законом. Участники судебного процесса и другие лица, присутствующие на открытом судебном заседании, могут использовать портативные аудиотехнические средства. Проведение в зале судебного заседания фото- и киносъемки, видеозаписи, а также трансляция судебного заседания допускаются по решению суда. При рассмотрении дел ход судебного процесса фиксируется техническими средствами в порядке, установленном процессуальным законом.

Язык судопроизводства. Судопроизводство и делопроизводство в судах Украины осуществляется на государственном языке. Суды обеспечивают равенство прав граждан в судебном процессе по языковым признакам. Суды используют государственный язык в процессе судопроизводства и гарантируют право граждан на использование ими в судебном процессе родного языка или языка, которым они владеют. В судах, вместе с государственным, могут использоваться региональные языки или языки меньшинств, в соответствии с Законом “О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств”, в порядке, установленном процессуальным законом. Использование в судопроизводстве региональных языков или языков меньшинств гарантируется государством и обеспечивается за счет средств Государственного бюджета Украины.

Обязательность судебных решений. Судебные решения, вступившие в законную силу, являются обязательными к исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, физическими и юридическими лицами и их объединениями на всей территории Украины. Судебные решения других государств являются обязательными к исполнению на территории Украины при условиях, установленных законом, в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Неисполнение судебных решений влечет за собой ответственность, установленную законом.

Право на обжалование. Участники судебного процесса и иные лица в случаях и порядке, установленных процессуальным законом, имеют право на апелляционное и кассационное обжалование судебного решения, а также на пересмотр дела Верховным Судом Украины (последнее – то, что недавно признал неконституционным Конституционный суд).

Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел. Дела в судах рассматриваются судьей единолично, а в случаях, определенных процессуальным законом, – коллегией судей, а также при участии народных заседателей и присяжных. Судья, рассматривающий дело единолично, действует как суд. В судах общей юрисдикции функционирует автоматизированная система документооборота. Персональный состав суда для рассмотрения конкретного дела определяется автоматизированной системой документооборота по принципу вероятности распределения дел во время регистрации в суде исковых заявлений, ходатайств и жалоб.

Суды общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции строится по принципам территориальности, специализации и инстанционности. Систему судов общей юрисдикции составляют:

Ø местные суды;

Ø апелляционные суды;

Ø высшие специализированные суды;

Ø Верховный Суд Украины.

Высшим  судебным органом в системе судов  общей юрисдикции является Верховный  Суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие специализированные суды.

Единство системы судов общей юрисдикции обеспечивается (в том числе): единым статусом судей; обязательностью для всех судов правил судопроизводства, определенных законом; обеспечением Верховным Судом Украины одинакового применения судами (судом) кассационной инстанции норм материального права.

Специализация судов общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции специализируются на рассмотрении гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях. В судах общей юрисдикции может вводиться специализация судей по рассмотрению конкретных категорий дел.

Административные должности судей. Председатель местного суда, его заместитель, Председатель апелляционного суда, его заместители, Председатель высшего специализированного суда, его заместители назначаются на должности сроком на пять лет из числа судей этого суда и освобождаются с должностей Высшим советом юстиции по представлению соответствующего совета судей. Судья не может занимать одну административную должность соответствующего суда более чем два срока подряд. Председатель Верховного Суда Украины, заместитель Председателя Верховного Суда Украины избираются на должности и освобождаются с должностей Пленумом Верховного Суда Украины. Пребывание судьи на административной должности в суде не освобождает его от осуществления полномочий судьи соответствующего суда. Освобождение судьи с административной должности не прекращает его полномочий судьи. Освобождение от должности судьи, а также истечение срока, на который судья назначен (избран) на административную должность в суде, прекращает осуществление им полномочий на административной должности.

Информация о работе Судебная система Украины