Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:00, курсовая работа
Изучение и познание государства всегда являлось актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Это связано, в первую очередь, с происхождением и историей развития государства. Формирование государства это сложный закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими, военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами.
Введение
Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государства
Учения о сущности и назначении современного государства
Определение государства: единство и различие в подходах
Признаки современного государства и их характеристика
Проблемы международного признания государства
Основные функции современного государства
Заключение
Список литературы
Государственная
власть является разновидностью политической
власти. Признаки государственной власти:
1. Всеобъемлющий
характер (универсальность). Означает,
что государственная власть
2. Государственная
власть имеет возможность
3. Прерогатива
государственной власти. Означает,
что государственная власть
4. Структурированность
государственной власти. Государственная
власть проявляется вовне в
виде особого аппарата, в котором
все органы связаны между
5. Государственная
власть имеет особые каналы
для передачи своих велений,
которых нет у иных властей
(право, законодательство) и особые
средства воздействия на
6. Государственная
власть - всегда авторитет. Авторитет
определяется различными
7. Государственная
власть связана с правом, она обладает
монополией на правотворческую деятельность,
а право - самый эффективный регулятор
общественных отношений.
Структуру государственной
власти составляют:
1. Субъект (государство
в лице его органов);
2. Объект (подвластные,
население государства);
3. Властеотношения
(отношения между субъектом и
объектом по поводу власти, в
которых государство проводит
в жизнь свою волю).
Государственная
власть имеет свои достоинства и
недостатки. Достоинством является, прежде
всего, то, что она способна управлять
обществом, вносить в него начала организованности
и упорядоченности. Это достигается, прежде
всего, за счет таких качеств государственной
власти, как всеобъемлющий характер (универсальность)
и прерогатива. Эти качества являются
достоинствами государственной власти.
Однако прерогатива может расцениваться
как недостаток, т. к. именно благодаря
ей государство может монополизировать
все сферы управления обществом. Государственная
власть всегда стремится к абсолютизации,
централизации, что и является ее недостатком.
В отличие от
других видов социальной власти государственная
власть является:
-аппаратной (имеет
механизм осуществления),
-суверенной (не
зависит от иной власти),
-легитимной (опирается
на закон).
Власть существовала
и в догосударственном
2) Территориальная
организация населения – это
разделение населения по
В догосударственном
обществе принадлежность индивида к тому
или иному роду обусловливалась кровным
или предполагаемым родством. Причем род
часто не имел, строго определенной территории,
перемещался с одного места на другое.
В государственно-организованном обществе
кровнородственный принцип организации
населения потерял свое значение. На смену
ему пришел принцип его территориальной
организации. Государство имеет строго
локализованную территорию, на которую
распространяется его суверенная власть,
а население, на ней проживающее, превращается
в подданных или граждан государства.
Возникают, таким образом, пространственные
пределы государства, в которых появляется
новый правовой институт — подданство
или гражданство. С территориальной организацией
населения сопряжено не только возникновение
государства, но и начало складывания
отдельных стран. А потому с этих позиций
понятия «государство» и «страна» во многом
совпадают.
В условиях государства
появляется территориальное разделение
жителей. Сама система государственной
власти строится на основе соответствующего
политико-территориального деления, которое,
в свою очередь, организуется государством,
чтобы его граждане могли осуществлять
свои права и обязанности по месту своего
жительства. Иными словами, благодаря
этому признаку государственная власть
может легко найти любого подданного и
потребовать от него выполнения своих
общественных обязанностей.
3) Наличие аппарата
принуждения, наряду с
4) Государственная
казна, с существованием
Проблемы международного
признания государства
Акт признания
нового государства (в широком понимании
этого термина) есть одновременно и признание
его правительства, поскольку он неизбежно
адресуется ему.
Другой случай
необходимости признания
В обоих случаях
признание означает, что признающее
государство рассматривает
Однако смена
правительства в существующем и
признанном государстве так называемым
неконституционным путем, т.е. путем внутригосударственного
переворота, будучи в принципе делом внутренней
компетенции данного государства, тем
не менее может породить существенные
трудности в деле поддержания с ним межгосударственных
отношений. Поэтому история знает две
формы признания таких правительств.
Признание правительств,
будучи юридическим, международно-правовым
актом, может даваться как признание
де-юре, т.е. являться полным и окончательным,
так и в качестве признания
де-факто, т.е. исходящего из фактической
ситуации, которая, по мнению признающего
государства, способна измениться в силу
непрочности или недостаточной эффективности
нового правительства в момент его признания
де-факто. Признание де-юре означает, следовательно,
готовность поддерживать с государством
в лице признаваемого правительства нормальные
международно-правовые отношения в полном
объеме. Признание де-факто имеет, как
правило, временный характер. Оно может
быть либо взято обратно, либо перейти
в признание де-юре. Поэтому взаимоотношения
с государством в лице его правительства,
признаваемого де-факто, поддерживаются
лишь в ограниченных, взаимно согласованных
сферах.
Основные функции
современного государства
Функции государства
- это основные направления деятельности
государства, определяемые его социальной
сущностью и стоящими перед ним задачами.
Функция всегда направлена на реализацию
стоящих перед государством задач и связана
с социальной ролью государства, его местом
в политической системе общества. Само
содержание функции, таким образом, непосредственно
связано с реализацией задач, которые
государство решает на том или ином этапе
своего исторического развития.
В зависимости
от различных критериев, функции
можно классифицировать на основные
и не основные, постоянные и временные
(осуществляемые в определенных условиях),
внутренние и внешние, а также на функции,
выделяемые в зависимости от сфер общественной
жизни, на которые воздействует государство
(экономика, политика, культура, экология
и т.д.).
К основным функциям
относятся важнейшие, существенно значимые
направления деятельности государства.
Именно в них находят реализацию главные
(приоритетные) цели и задачи государства,
проявляется его сущность и роль в политической
системе общества. Как правило, основные
функции наиболее устойчивы и стабильны.
Осуществление
внутренних функций связано с
решением внутригосударственных проблем.
Внешние функции государства
затрагивают его
К внутренним функциям
современного Российского государства
относятся следующие.
Функция охраны
прав и свобод человека и гражданина,
обеспечения правопорядка - это деятельность
государства, направленная на защиту интересов
личности и общества, на реальное воплощение
в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно
которой "человек, его права и свободы
являются высшей ценностью". Данное
направление деятельности современного
Российского государства должно быть
связано с более надежным гарантированием
прав и свобод человека и гражданина, с
укреплением законности и правопорядка,
с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством,
криминалом.
Экономическая
функция государства
Функция налогообложения
выступает самостоятельной
Функция социальной
защиты есть направление деятельности
государства, которое призвано обеспечить
нормальные условия жизни для
общества и социальную защищенность
личности. Это наиболее злободневная ныне
функция государства, которая выражается
в комплексе мероприятий по оказанию социальных
услуг членам общества, их социальной
поддержке. Прежде всего, речь идет об
обеспечении нормальных условий жизни
для тех категорий граждан, кто в силу
различных объективных причин не может
полноценно трудиться - инвалиды, пенсионеры,
студенты и др. Кроме того, государство,
выполняя данную функцию, призвано поддерживать
жилищное строительство, здравоохранение,
общественный транспорт, связь и т.п.
Экологическая
функция – это развивающееся
направление деятельности современного
Российского государства, связанное
с обострением экологической
ситуации в мире и в стране. Она
выражается в разработке природоохранного
законодательства, с помощью чего государство
устанавливает правовой режим природопользования,
берет на себя обязательства перед своими
гражданами по обеспечению нормальной
среды обитания, закрывает в случае необходимости
экологически вредные предприятия, штрафует
нарушителей закона и т.д.
Культурная функция
призвана поднять культурный и образовательный
уровень граждан, свойственный цивилизованному
обществу, создать условия их участия
в культурной жизни общества, пользования
соответствующими учреждениями и достижениями.
Сегодня ее содержание составляет разносторонняя
государственная поддержка развития культуры
- литературы, искусства, театра, кино,
музыки, средств массовой информации,
науки, образования.
Внешние функции
государства тесно связаны с
внутренними. Их выполнение обеспечивает
полноправное существование государства
в современном мире, который все больше
становится взаимозависимым.
Информация о работе Сущность государства и его роль в обществе